Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:49, контрольная работа
Цель работы: определение содержания комплекса игр и условий их организации для развития логических приемов мышления сравнения, классификации, сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы логических приемов мышления
1.1 Сущность основных понятий, составляющих содержание логического мышления
1.2. Основные подходы к определению содержания работы по формированию логических приемов мышления старших дошкольников
Глава 2. Практическое задание «Составить сборник упражнений по использованию логических приемов мышления»
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение
Список литературы
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Ирбитский гуманитарный колледж»
Контрольная работа по дисциплине
«Теория и методика математического развития»
Логические приемы мышления
Выполнил:
студент группы
Третьякова В. В..
Проверил:
Новгородова М.С.
Ирбит
2014
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы логических приемов мышления
1.1 Сущность основных понятий,
составляющих содержание
1.2. Основные подходы к определению содержания работы по формированию логических приемов мышления старших дошкольников
Глава 2. Практическое задание «Составить сборник упражнений по использованию логических приемов мышления»
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение
Список литературы
Приложение №1.
Приложение №2.
Введение
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.
Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Ведь большая часть содержания образования в 1-3 классах построена на использовании таких логических приемов, как выполнение простейших видов анализа и синтеза, сравнения, установления связи между рядовыми и видовыми понятиями. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.
Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.
Возможность усвоения некоторых логических знаний и приёмов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Л.Ф. Обуховой, А.Ф. Говорковой, И.Л. Матасовой, Е. Агаевой и др. В этих исследованиях была доказана возможность формирования отдельных логических приёмов мышления (сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике обучения.
В настоящее время отечественная психология и педагогическая практика, учитывая эту закономерность, сделали большой шаг в направлении умственного развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Цель работы: определение содержания комплекса игр и условий их организации для развития логических приемов мышления сравнения, классификации, сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Объект работы: процесс развития логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет работы: содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы определяет решение задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты развития логических приемов мышления старших дошкольников.
2. Описать содержание педагогической работы по формированию логических приемов мышления старших дошкольников.
3. Сделать подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определить условия их организации.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы логических приемов мышления
1.1 Сущность основных понятий,
составляющих содержание
В современной психологии - мышление понимается как «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности» [42]. Мышление, представляя собой процесс познавательной деятельности, характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности.
В психологии приняты различные классификации видов мышления. Одним из оснований классификации является то, с помощью чего решается возникшая проблема [37]. Она может быть решена с помощью практического действия - наглядно-действенное мышление; с помощью образов - наглядно-образное мышление; с помощью использования понятий, логических конструкций на базе языковых средств - словесно-логическое, или абстрактно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать, манипулировать с ними).
Отличительная особенность наглядно – образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. В действиях образного мышления, так же как и в действиях восприятия, мы пользуемся средствами, созданными обществом. В ходе его развития были выработаны наглядные формы, в которых можно фиксировать знания, представлять себе и изображать разные отношения вещей. Это – наглядные модели: макеты, планы, карты, чертежи, схемы. Усваивая принципы их построения, мы овладеваем средствами наглядно – образного мышления.
Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге решить мыслительную задачу. Человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он рассуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.
Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста [30]. Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности человека в любом возрасте.
В современной психологии формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое рассматриваются как последовательные стадии онтогенетического развития мышления ребёнка. Как указывает Н.Н. Поддьяков [48], можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития мышления, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада личности в целом.
В работах В.В. Давыдова и А.Н. Леонтьева [12; 25] выделены условия онтогенетического развития мышления ребёнка, которыми являются предметная деятельность и общение, процесс освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме воспитания и обучения.
Как отмечает Р.С. Немов [37], мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно этому ученый выделяет следующие логические операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или явление, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляя его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли – доказательство, объяснения и пр.
Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.
Обобщение – выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретической или практической жизненной задачи.
Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации и сериации, которые являются важнейшими приемами логического мышления, позволяющими систематизировать знания. Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность [42]. Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.
Основные логические действия, которые требуются при выполнении систематизации, состоят в классификации и сериации объектов [43]. Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками [там же, с. 34]. Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.
Сериация – это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного или нескольких признаков [там же, с. 36]. Каждый элемент, включенный в сериационный ряд, находится в определенных отношениях с соседними элементами: выраженность в нем варьируемого признака одновременно больше, чем в одном из них, и меньше, чем в другом.
Таким образом, раскрывая основные понятия в контексте изучаемой проблемы, мы видим, что мышление представляет собой сложный психический процесс, имеющий многоплановую структуру. Мыслительные операции, которыми являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация и классификация, обеспечивая логику любой деятельности человека, определяют ее эффективность.
1.2. Основные подходы к определению содержания работы по формированию логических приемов мышления старших дошкольников
Психолог Л. М. Фридман [цит. по 13] в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения математике в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении.
Работа по формированию логических операций начинается с приема сравнения. «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления,- писал К. Д. Ушинский [цит. по 40]. - В дидактике сравнение должно быть основным приемом. Чтобы какой-нибудь предмет был понят ясно, отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите сходство с самыми отдаленными от него предметами, тогда только вы выясните себе все существенные признаки, а это значит понять предмет».
Процесс развития приема «сравнение» включает формирование следующих умений дошкольников:
· умение определять объекты сравнения;
· умение выделять признаки объектов сравнения;
· умение разделять выделенные признаки на существенные и несущественные в данной ситуации;