Мелкая моторика дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе
2. Рассмотреть занятия по развитию мелкой моторики

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1 Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..5
1.1 Развитие мелкой моторики в раннем возрасте………..……………..5
1.2 Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте……...…………6 2 Занятия по развитию мелкой моторики……………………….12 Заключение…………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Мелкая мотрика рук КУРСОВАЯ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 

Введение………………………………………………………………..3

1 Понятие мелкой  моторики в психолого-педагогической  литературе……………………………………………………………..5

1.1 Развитие мелкой моторики в раннем возрасте………..……………..5

1.2 Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте……...…………6 2 Занятия по развитию мелкой моторики……………………….12 Заключение…………………………………………………………..20

Список  использованной литературы……………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.

     Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его  речь. Взаимосвязь общей и речевой  моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

     Особенно  тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

     Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

     Первой  формой общения первобытных людей  были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и  речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

     Речь  совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

     Главное, чтобы занятия приносили детям  только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

    Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

     Цель  исследования: выявить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

     Задачи  исследования:

1. Изучить понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе

2. Рассмотреть  занятия по развитию мелкой моторики

     Объект  исследования: развитие мелкой моторики у дошкольников.

     Предмет исследования: специфические особенности мелкой моторики детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Понятие мелкой  моторики в психолого-педагогической  литературе 

1.1 Развитие мелкой моторики в раннем возрасте 

     Движение  пальцев и кистей рук имеют  особое развивающее значение, так  как оказывают огромное влияние  на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Различают следующие этапы формирования кистевых и пальцевых навыков.

     В возрасте от 0 до 1 месяца формируется  первая функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, он плотно сжимает их. В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2 – 3 сек. Совершает, ритмические движения пальцами во время сосания - сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении. Начиная с 3 месяцев, появляются условно-рефлекторные движения[1].

     Ребенок, удерживает вложенный в руку предмет, до 10 сек., тянет в рот. Свободно размахивает  руками без зрительного контроля. У четырехмесячного малыша ладони часто  раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет, до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Подтягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные. В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также близкому предмету. В 6 – 7 месяцев ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становится более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. В 8-9 месяцев крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает преобладание одной руки.

     После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность. В возрасте 10-11 месяцев ребенок накладывает один предмет на другой. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого. В 12 месяцев держит чашку, когда пьет. Переносит усвоенные действия на новые объекты. В 1 год 3 месяца пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги. Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.

     С 11 месяцев до 1 года 3 месяца появляются функциональные действия, наблюдается совершенствование действий. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков. Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим.

     С этого времени движения всех пальцев  становятся более свободными. В возрасте 1 - 2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку. В возрасте 2 – 3лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем. Строит из кубиков. В возрасте 3 – 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь. Становление двигательных функций продолжается до 5 – 6 летнего возраста[2].

     1.2 Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте 

     Мелкая  моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

     Учёные  пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

     Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять  точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д[3].

     Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

     Обычно  ребёнок, имеющий высокий уровень  развития мелкой моторики, умеет логически  рассуждать, у него достаточно развиты  память, внимание, связная речь.

     Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма[4].

     Поскольку дошкольники уже овладевают речью, реагируют на личность экспериментатора, то становится возможным осуществление  общения с ребенком и в ходе его проведение диагностики развития. Однако речь дошкольника еще находится в стадии становления, и иногда это ограничивает возможности применения вербальных тестов, поэтому исследователи отдают предпочтение невербальным методикам.

     Наиболее  важными для диагностики развития маленьких детей признается его  моторная и познавательные сферы, речь и социальное поведение.

     При проведении и оценке результатов  диагностики развития дошкольника  следует учитывать особенности  личностного развития в этом возрасте. Отсутствие мотивации, интереса к заданиям может свести все усилия экспериментатора на нет, поскольку ребенок не примет их. На эту особенность дошкольников указывал, например, А. В. Запорожец, который писал: ...даже когда ребенок принимает познавательную задачу и пытается ее решить, те практические или игровые моменты, которые побуждают его действовать определенным образом, трансформируют задачу и придают своеобразный характер направленности мышления ребенка. Этот момент необходимо учитывать, чтобы правильно оценить возможности детского интеллекта. И далее: ...различия в решении сходных интеллектуальных задач младших и старших дошкольников определяются не только уровнем развития интеллектуальных операций, но и своеобразием мотивации. Если младшие дети побуждаются к решению практической задачи желанием достать картинку, игрушку и т. д., то у старших решающее значение приобретают мотивы соревнования, желания показать сообразительность экспериментатору. Эти особенности следует учитывать как при проведении тестов, так и при интерпретации получаемых результатов[5].

Информация о работе Мелкая моторика дошкольников