Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы - изучить метод проектов на уроке.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования — применение метода проектов в обучении иностранному языку.
Гипотеза исследования - деятельность будущего учителя в ходе педагогической практики станет более эффективной, если наряду с другими методами будет использован метод проектов.
Задачи исследования:
- изучить понятия «урок», «метод проектов»;
- ознакомиться с историей возникновения и развития метода проектов;
- проанализировать опыт педагогов, связанный с использованием метода проектов на уроках иностранного языка.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема поиска новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования.
Актуальность выбранной
темы обусловлена, в первую очередь,
недостаточным исследованием
Цель исследования данной курсовой работы - изучить метод проектов на уроке.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования — применение метода проектов в обучении иностранному языку.
Гипотеза исследования - деятельность будущего учителя в ходе педагогической практики станет более эффективной, если наряду с другими методами будет использован метод проектов.
Задачи исследования:
- изучить понятия «урок», «метод проектов»;
- ознакомиться с историей
возникновения и развития
- проанализировать опыт
педагогов, связанный с
Методологический подход – системный.
Методы исследования: анализ научной литературы, составление библиографии, конспектирование, цитирование, изучение передового педагогического опыта.
Глава I. Теоретические основы проблемы
1.1.Понятие урока как основной формы обучения
Урок - это организационная форма обучения, которая обеспечивает обучение, воспитание и развитие постоянного состава учеников на протяжении определенного промежутка времени на основе изучения конкретной и одинаковой для всех темы [5].
Особый интерес представляют составляющие урока: цель, дидактические задачи, структура, содержание, средства и методы обучения.
Цель урока – это мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от определенным образом направленной взаимосвязанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся.
Цель урока конкретизируется через систему задач: образовательных, воспитательных, развивающих.
Образовательная задача фиксирует
необходимость выделения
Воспитательная задача заключается в приобщении учащихся к ценностям постижения, действования и переживания.
Развивающая задача направлена
на формирование у учащихся познавательных
психических процессов и
Следующая составляющая урока – его структура. Она определяет специфику деятельности обучаемых, направленную на овладение предметным содержанием – повторение материала, актуализацию знаний, отработку умений и навыков и др.
Следующая составляющая урока – содержание, которое включает материал, подлежащий усвоению.
Немаловажное значение в процессе обучения занимают способы взаимодействия учителя и учеников. Такие способы называют методами обучения. Метод обучения на этом уровне трансформируется в деятельность учителя и деятельность ученика, которые, в свою очередь, могут быть представлены дидактическими приемами учителя и познавательными действиями ученика.
Обучение школьников проводится в коллективе, поэтому немаловажным, с точки зрения организации урока, является форма организации деятельности обучаемых – заключительная составляющая.
Содержание обучения - это взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся по достижению целей образования, а форма обучения подразумевает упорядоченные их взаимодействия. Процесс же обучения предстает как целенаправленная последовательность смены учебных задач.
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Её основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет [14]:
Типы уроков, простые по своему строению, т. е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком [14].
Примерная структура комбинированного урока:
Метод проектов, как один из передовых методов, применяется на этапе объяснения нового материала. Либо же, если урок посвящён изучению нового материала, то полностью используется для проектов.
Таким образом, было установлено, что урок – организационная форма обучения, которая обеспечивает обучение, воспитание и развитие постоянного состава учеников на протяжении определенного промежутка времени на основе изучения конкретной и одинаковой для всех темы.
Уроки делятся на следующие типы:
Метод проектов применяется при объяснении нового материала.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [9].
Основное предназначение метода проектов
состоит в предоставлении учащимся
возможности самостоятельного приобретения
знаний в процессе решения практических
задач или проблем, требующего интеграции
знаний из различных предметных областей.
Если говорить о методе проектов как
о педагогической технологии, то эта
технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по своей сути.
Преподавателю в рамках проекта
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [7].
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребенка была заложена идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира [11].
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести [19].
Идеи проектного обучения
возникли в России практически
параллельно с разработками
Однако в советское
время в рамках внеурочной
общественно полезной
Таким образом, было выяснено, что метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Этот метод был предложен американским философом Джонов Дьюи в XIX веке.
В России идеи проектного обучения возникли в начале XX века.
1.3. Типы проектов
Проекты различаются по следующим типологическим признакам:
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, приключенческие (игровые), практико-ориентированные [8].
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним.
Творческие проекты
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию.