Методика изучения личности учащегося с целью побуждения его к самовоспитанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:40, реферат

Краткое описание

Методика изучения личности учащегося с целью побуждения его к самовоспитанию очень серьёзное направление в работе классного руководителя, и рассматривать его необходимо в трёх аспектах:
1. Что изучать?
2. Как изучать?
3. Зачем изучать?

Вложенные файлы: 1 файл

Методика изучения личности учащегося с целью побуждения его к самовоспитанию.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

                                        МОУ «Ржавецкая СОШ»

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила: Хамидова С.Б.

                                                                  Учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 год

       Методика изучения личности учащегося с целью побуждения его к

                                            самовоспитанию.

 

Методика изучения личности учащегося с целью побуждения его к самовоспитанию очень серьёзное направление в работе классного руководителя, и рассматривать его необходимо в трёх аспектах:

    1. Что изучать?
    2. Как изучать?
    3. Зачем изучать?

 

Первое. Изучать надо личность ученика. А изучать личность – значит понять интересы, характер, стремления ребёнка, его семейные условия, которые лежат в основе формирования личности.

 

Второе. Изучать в процессе практической деятельности, путём педагогического наблюдения, методом педагогической интуиции и специальными психолого-педагогическими методиками.

 

Третье. Изучать личность учащегося необходимо с целью побуждения ребёнка к самовоспитанию и саморазвитию. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активность самого ребёнка в работе над собой. Какую бы сторону личностного развития человека мы не взяли, она органически связана с его деятельностью, с мерой его активности в этой деятельности и стремлением к самосовершенствованию. Отсюда следует: ребёнку нельзя ничего передать без его собственной деятельности, воли, активности.

 

 

Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.

Под уровнем воспитанности  мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) личностных качеств. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если, какая-то сторона ученика получила резко отрицательную оценку, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет низкой. Схема оценки уровня воспитанности заполняется учителем, родителями,  и самим учеником, после чего выводится средний арифметический показатель уровня воспитанности и определяется уровень самооценки: завышенная, заниженная, нормальная.

На основании исследования уровня воспитанности учащихся и степени сформированности классного коллектива классный руководитель  составляет анализ воспитательной работы, корректирует задачи и планирует свою деятельность на дальнейший период. 

. Но здесь встает  более конкретный вопрос: а что же такое саморазвитие и самовоспитание?

Воспитание – один из важных факторов развития личности, но оно отнюдь не безразлично по отношению к ее саморазвитию. Более того, именно в  этом саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой. Дело в том, что все личностные свойства и качества имеют не биологическую, а социальную природу и вырабатываются человеком прижизненно. Единственным источником развития этих свойств и качеств является общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями людей. Следовательно, источник развития личности находится не внутри, а вне ее. И это определяет огромную роль среды, условий и влияний в формировании личности. Какую бы сторону личностного развития человека мы ни взяли, она органически связана с его деятельностью, с мерой его активности в этой деятельности и стремлением к собственному совершенствованию. Отсюда следует: ребенку нельзя ничего передавать без его собственной деятельности, воли, активности. Идея саморазвития метко выражена в следующей мысли: «Научить ученика нельзя – он может только научиться, нельзя его воспитывать – он может только воспитаться». Вне его собственной активной деятельности, желания и собственных усилий в работе над собой его личностное формирование невозможно. Не забываем ли мы порой об этом, передавая ученику знания или пытаясь сформировать в нем те или иные качества? Воспитание – это специально организованный педагогический процесс, содержащий положительное влияние. Такие стороны развития личности, как ее образование. Мировоззренческое и нравственно-эстетическое формирование, развитие природных склонностей и задатков, не могут быть обеспечены без целенаправленного воспитания. Воспитание, следовательно, играет определяющую роль в формировании личности, однако эту роль оно может выполнять только при условии, если будет основываться на идеях саморазвития и самосовершенствования.

Таким образом, подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать ее в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности. Такова идея саморазвития личности.

А что же мы понимаем под самовоспитанием? Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.

В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила меня: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой… Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание».

Об этом же пишет и  педагог А.В. Мудрик: «Важнейший результат  воспитания – готовность и способность  к самовоспитанию».

Но для этого ученик, его родители и учителя, воспитатели  должны приучить школьника к самоанализу, к познанию и оценке самого себя, своей деятельности, поведения, поступков и привычек. Но что же может дать ученику ориентацию на самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие? Это оценка уровня его воспитанности.

Под уровнем воспитанности  мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая нравственности, нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет только низкой.

Следует учитывать и  еще одно обстоятельство. При выведении  оценки уровня воспитанности ученика необходимо учитывать педагогическую инструментовку. Привлечение ученика к самооценке.

Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику  корректировать свои отношения с  миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.

Обсуждение результатов  с самим учеником в доверительной  беседе, в отдельных случаях обсуждение оценки по отдельным показателям  на классном собрании. В других случаях  обсуждение оценки уровня воспитанности  ученика с его родителями (лучше в совместной беседе). И все это при соблюдении педагогического такта, выдержке, доброжелательности.

Опыт использования  оценки воспитанности и процедура  ее выставления убеждают в том, что  это стимулирует у подростков процессы самопознания, вызывает у них желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности.

Таким образом, эффективное  воспитание и обучение, формирующее  образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию. Поистине «чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К.Д.Ушинский).

Предлагаю вам материал, который поможет вам в определении  уровня воспитанности учеников и  осуществлении на основе этого реального  руководства самовоспитания и саморазвития своих воспитанников.

Качества личности, которые  надо выработать в себе, чтобы достичь  успеха (для учащихся).

1.Эрудиция (начитанность  и глубокие познания в какой-либо  области науки):

- прочность и глубина  знаний;

- культура речи;

- доказательность и  аргументированность суждений;

- сообразительность;

- использование дополнительных  источников.

2.Отношение к труду:

- старательность и  добросовестность;

- самостоятельность;

- внимательность;

- бережливость;

- привычка к самообслуживанию.

3.Я и природа:

- бережное отношение к земле;

- бережное отношение  к растениям;

- бережное отношение к животным;

- стремление сохранить природу  в повседневной жизнедеятельности  и труде;

- помощь природе.

4.Я и общество:

- выполнение правил внутреннего  распорядка;

- выполнение правил поведения для учащихся;

- следование нормам и правилам  человеческого общежития;

- милосердие как противоположность  жестокости;

- участие в жизни класса и  школы.

5.Эстетический вкус (отношение  к прекрасному):

- аккуратность, опрятность;

- культурные привычки в жизни;

- внесение эстетики в жизнедеятельности;

- умение находить прекрасное  в жизни;

- посещение культурных центров.

6.Я (отношение к себе):

- я самоуправляю собой, своим  поведением;

- умею организовывать свое время;

- соблюдаю правила личной гигиены;

- забочусь о здоровье;

- у меня нет вредных привычек.

По следующим параметрам: я оцениваю себя вместе с родителями, меня оценивает  учитель, итоговые оценки.

Оценивание проводится по пятибалльной системе:

5 – это есть всегда; 4 – часто; 3 – редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл: 5 – 4,5 – высокий уровень (в); 4,4 – 4 – хороший уровень (х); 3,9 – 2,9 – средний уровень (с); 2,8 – 2 – низкий уровень (н).


Информация о работе Методика изучения личности учащегося с целью побуждения его к самовоспитанию