Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа
Цель работы - исследование и анализ методических особенностей преподавания экономики для школьников младших классов, а также разработка формы проведения занятия по курсу "Основы экономической теории".
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности;
• определить основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников;
• рассмотреть содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений;
• исследовать игру, как форму проведения урока;
• разработать занятие по курсу “ Основы экономической теории ”;
• обобщить сформулированные выводы;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности………………………………………………....6
Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников……………………………………………………8
Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений………………………………………..10
Игра, как форма проведения урока…………………………………….12
РАЗДЕЛ 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….......16
ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
РАЗДЕЛ 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Формирование основ экономической культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности специально не исследовалось.
Повседневная действительность показывает, что изучение экономики в начальных классах становится реалией современной школы. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию невысока.
На мой взгляд, основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этой работе нет системы.
Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики.
Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета “Экономика”.
В-третьих, отсутствует единая апробированная программа курса “Экономика” для младших школьников.
В-четвертых, огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по экономике еще раз доказывает известную истину, что большое количество не всегда адекватно высокому качеству. Я считаю, что в настоящее время недостаточно качественной учебно-методической литературы, в которой подача экономического материала по уровню трудности, усвоения и методическим параметрам соответствует психологическим особенностям младшего школьного возраста, а по содержанию отвечает современным требованиям и положениям экономической науки.
Таким образом, в новых условиях социально-экономического развития вопросы формирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важной стратегической проблемой образовательной системы.
Всё вышеизложенное подтверждает актуальность темы реферативной работы, определяет ее цели и задачи.
Цель работы - исследование и анализ методических особенностей преподавания экономики для школьников младших классов, а также разработка формы проведения занятия по курсу "Основы экономической теории".
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности;
• определить основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников;
• рассмотреть содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений;
• исследовать игру, как форму проведения урока;
• разработать занятие по курсу “ Основы экономической теории ”;
• обобщить сформулированные выводы;
Объектом исследования является методические особенности преподавания экономики для школьников младших классов.
Предметом работы выступают теоретические, методические и организационные аспекты преподавания экономики для школьников младших классов.
В процессе исследования темы использовались методы научного исследования, а именно: описания, конкретизации, анализа, обобщения, логический метод.
Методической базой исследования стали теоретические и практические работы ведущих учёных. Теоретической базой - законодательные и нормативные документы (Стандарты по курсу «Основы экономических знаний»), учебные пособия отечественных и зарубежных ученых.
Научная новизна работы содержится в получении обоснованных результатов обобщения теоретических сведений о методических особенностях преподавания экономики для школьников младших классов.
Практическая значимость - полученные теоретические сведения реализуются в практической части курсовой работы.
Согласно поставленной цели и задач, построена структура данной работы. Она состоит из введения, двух разделов (теоретической и практической части), заключения и списка использованных источников.
РАЗДЕЛ 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1.Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности
Экономическая культура младшего школьника - это качественная характеристика его личности, включающая в себя первоначальные экономические знания, умения и навыки простейшей экономической деятельности, элементы экономического мышления и сознания, а также экономически значимые качества личности (бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность).
Объем экономических знаний, необходимых и доступных младшими школьникам, определяется разработанной программой, включающей следующие содержательные линии: «Человек и его потребности», «Товар, купля и продажа товаров», «Домашняя экономика»[2].
Наиболее эффективными методами формирования основ экономической культуры младших школьников являются практикумы, дидактические игры, конкурсы, простейший анализ элементарных экономических ситуаций; составление и решение задач с экономическим содержанием; работа с цифровым материалом и др.
Урок экономики является наиболее эффективной формой организации экономической подготовки младших школьников. Учитывая вышесказанное, считается возможным определить экономическую культуру как качественную характеристику личности, показывающую уровень сформированности экономических знаний, умений и навыков практической экономической деятельности, развитость экономического мышления и сознания, степень реализации экономически значимых качеств личности в сфере общественного производства, распределения, обмена и потребления[15].
Авторы, изучавшие проблему формирования экономической культуры у младших школьников (М.Л.Алферова, А.Ф.Аменд, Е.В.Савина, О.М.Стригина, С.Л.Чернер) подходят к определению этого понятия с разных точек зрения. М.Л.Алферова понимает под экономической культурой младших школьников интегрированное качество личности, включающее в себя потребности и мотивы, экономическое сознание, совокупность экономических знаний и умений практической деятельности, ценностных ориентации, и позволяющее формировать у ребенка способность самостоятельно реализовать различные экономические потребности, социально-ценностное отношение к нормам культуры и обеспечивающее дальнейшее становление экономической культуры Е.В.Савина подчеркивает, что экономическая культура это совокупность достижений младших школьников в общественно-полезной и учебной деятельности по овладению первоначальными экономическими знаниями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, по формированию экономически значимых качеств личности [5].
Учитывая все вышеизложенное, я считаю, что экономическая культура младшего школьника является компонентом экономической культуры выпускника общеобразовательной школы, а затем и общей экономической культуры человека, базой для дальнейшего углубления и совершенствования экономических знаний и умений, дальнейшего экономического самоопределения личности. Экономическая культура является неотъемлемой частью общей культуры личности.
Принято различать несколько составляющих общей культуры личности. Этот вопрос рассматривался в работах В.В.Воронова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяша, О.С. Газмана, Л.И. Романовой, В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянова.
2. Основные цели, задачи
и принципы экономического
Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.
Основными задачами являются:
· в сфере обучения - освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;
· в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
· в сфере мотивации - развитие
интереса к проблемам экономики
страны и семьи, постоянной потребности
в новых знаниях, стремления к
самовыражению и
Реализация поставленных задач и цели может идти путем:
1. Интеграции экономики
с математикой или технологией,
2. В рамках отдельных
курсов, для которых разработаны
и рекомендованы Министерством
образования под редакцией Л.М.
Автор опыта в своей деятельности руководствуется принципами развивающего обучения:
· направленность обучения на развитие личности учащегося;
· субъектная позиция ученика в познавательной деятельности;
· стимулирование ученика
к самостоятельной
· развитие адекватной самооценки;
· обеспечение мотивированности, осознанности;
· деятельный подход;
· ориентация на сотрудничество;
· поэтапность формирования знаний, умений;
· использование жизненного опыта учащихся;
· ориентация на посильность,
· научность знаний;
· комфортность участников образовательного процесса [6].
3. Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений
В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я - личность и гражданин, я - собственник, я - участник финансового рынка, я - потребитель, я - производитель и др.).
Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. В программе экономического курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник”, “Безотходное производство” и другие [17].
Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры (“Мир профессий”, “Праздничный стол”, “Робинзон”, “Путешествие на остров Бартер”, “Строительство домов”, “Безработные и предприниматели” и другие), компьютерные и настольные игры (“Жизнь или кошелек”, “Монополия”, “Банкир”), дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы (“Самая экономная хозяйка”, “Конвейер”, “Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний” и другие), уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект [14].
Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил.
Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, - писал В. Сухомлинский, - верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно по этому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка.
По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания [20].
Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести “Словарик”, который дети сами сделают на уроках технологии.
Информация о работе Методика преподавания экономики для младших классов