Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Предмет: методы социальной профилактики, коррекции и реабилитации.
Цель: выявить в теории и на практике значение профилактической работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Гипотеза: важнейшими условиями социальной реабилитации детей с отклоняющимся поведением являются своевременная диагностика и профилактическая работа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование социальной профилактики, коррекции и реабилитации……………………………………………………………………...5
1.1.Критерии определения "социальная норма" и "отклоняющееся поведение". Причины девиации…………………………………………………5
1.2.Социальная профилактика, коррекция и реабилитация – основные виды социально-педагогической деятельности. Сущность понятий………………10
1.2.1. Социальная профилактика……………………………………………….10
1.2.2. Коррекция и реабилитация………………………………………………12
Глава 2. Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы……………………………………………………………………………15
2.1. Направления, формы и методы работы социального педагога по профилактике, коррекции и реабилитации……………………………………15
2.2 Диагностика склонности к девиантному поведению учащихся на базе СОШ №11 г. Кургана……………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………....25
Список использованных источников…………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

мет проф, реаб, кор.docx

— 115.76 Кб (Скачать файл)

                                        Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое обоснование социальной профилактики, коррекции и реабилитации……………………………………………………………………...5

1.1.Критерии определения "социальная норма" и "отклоняющееся  поведение". Причины девиации…………………………………………………5

1.2.Социальная профилактика, коррекция и реабилитация – основные виды социально-педагогической деятельности. Сущность понятий………………10

1.2.1. Социальная профилактика……………………………………………….10

1.2.2. Коррекция и реабилитация………………………………………………12

Глава 2. Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы……………………………………………………………………………15

2.1. Направления, формы и  методы работы социального педагога  по профилактике, коррекции и  реабилитации……………………………………15

2.2   Диагностика склонности  к девиантному поведению учащихся  на базе СОШ №11 г. Кургана……………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………....25

Список использованных источников…………………………………………..27

Приложения

 

 

 

 

 

 

       Введение

Тема социальной профилактики, коррекции и реабилитации в настоящее время становится все более актуальной, так как неуклонно растет число детей с отклоняющимся поведением.

В обществе есть согласие по отношению к преступным и противоправным деяниям, суицидам, наркозависимости, алкоголизму и пьянству.

Ввиду общепризнанности разрушительности таких явлений как для личности, так и для общества, в науке и практике выработаны определенные подходы и методы работы с людьми с отклоняющимся, девиантным поведением.

Особую проблему составляет девиантное (аддиктивное, делинквентное) поведение подростков, так как оно требует особого подхода к его профилактике и коррекции в связи с возрастными особенностями личности подростка и особой роли групп и сообществ в его жизни.

В самом общем виде, главная цель профилактики и реабилитации состоит в устранении факторов, оказывающих патогенное влияние на психику ребенка, и использовании факторов, обладающих положительным, воздействием. Это, в первую очередь, оздоровление психосоциальной среды развития ребенка, то есть работа с родителями, педагогами.

Для детей и подростков повсеместно, особенно в системе образования, проводятся групповые социотренинги, направленные на снятие синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции неадекватной самооценки, низкого социального статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками. Эти программы, в сочетании с индивидуализированными программами аутотренинга, аутогенных тренировок, программ по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, призваны внести весомый вклад в дело профилактики трудновоспитуемости, девиантного поведения.

Объект исследования: аспекты отклоняющегося поведения.

Предмет: методы социальной профилактики, коррекции и реабилитации.

Цель: выявить в теории и на практике значение профилактической работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Гипотеза: важнейшими условиями социальной реабилитации детей с отклоняющимся поведением являются своевременная диагностика и профилактическая работа.

Задачи:

  • Изучить научную литературу по теме данного исследования;
  • Провести диагностику отклоняющегося поведения подростков;
  • Выявить особенности работы социального педагога по профилактике, коррекции и реабилитации учащихся с отклоняющимся поведением;
  • Обсудить и описать результаты диагностического исследования.

     Методы:

  • анализ научной литературы по проблеме исследования;
  • наблюдение, выявление, диагностика с использованием адаптированных методик и тестов, обобщение результатов.
  • разработать рекомендации для родителей.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов психологами, а так же в разработке рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Теоретическое обоснование социальной                профилактики, коррекции и реабилитации.

1.1.Критерии определения "социальная норма"

и "отклоняющееся поведение". Причины девиации.

В любом сообществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, по которым оно живет. Отклонение от этих норм или их несоблюдение называется социальным отклонением или девиацией.

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы это некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом. [1]

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

    • регулируют общий ход социализации;
    • интегрируют индивидов в группы, а группы в общество;
    • контролируют отклоняющееся поведение;
    • служат образцами, эталонами поведения.

   Социальные нормы усваиваются личностью в процессе социализации. Поведение, соответствующее определенным в обществе нормам, обозначается как конформистское. В противоположность конформистскому существует отклоняющееся, или девиантное поведение.

В реальной действительности далеко не все люди и не во всех случаях руководствуются принятыми в обществе социальными (моральными, правовыми, эстетическими и иными) нормами. Более того, нельзя, пожалуй, найти человека, который бы в своих поступках хотя бы раз не нарушил той или иной социальной нормы. Поэтому социология уделяет серьезное внимание изучению таких форм поведения, которые в той или иной степени отклоняются от существующих в обществе норм и правил. Совокупность таких форм называется отклоняющимся (девиантным) поведением.

Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, самоубийство.

Термин «социальное отклонение» или «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. [12]

Теория девиантного поведения обязана прежде всего А. Коэну. Американский социолог А.Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет в разрез с институционализированными ожиданиями”[ 10].

Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам”[1], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.

Проблемам различных видов девиантного поведения также посвятили свои исследования еще в конце XIX-начале XX веков В. М. Бехтерев,           П. Я.Гальперин, В. Ф.Куфаев, и другие.

Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.[8]

    1. Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
    2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.
    3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
    4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение – это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал французский ученый Э. Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является «отсутствии регуляции», «безнормность». По существу – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.[17]

Американский социолог С. Мертон, обосновывающий эту теорию, полагал, что девиация происходит, когда существует разрыв между целями общества и одновременно средствами для их достижения.

  Другими объективными  факторами социальных девиаций  признаются: различия между участниками  социального взаимодействия и  невыполнение ожиданий (Т. Парсонса); несоответствие между распределением благ и личными качествами людей (П.Сорокин); влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р.Клауорд, Л.Оулин). Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную или ретристскую), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения.

Современный отечественный исследователь Ю.А.Клейберг на примере подростковой девиантности также раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение - это "специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним". Для этого используются особые приемы - слэнг, символика, мода, манера, поступок и т.д. Девиантные действия подростков выступают как средство достижения значимой дели, самоутверждения и разрядки.

В качестве других источников и причин социальных отклонений можно назвать следующие:

 1.Когда в процессе социализации индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей допускаются сбои, неудачи, недостатки.

 2.Неблагополучные семьи. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина; недостаточный материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность; отсутствие сплоченности в семье.

 3.Многочисленные случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.

4. Аномия (состояние отсутствия норм). Это происходит в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно выбрать линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида.

   Таким образом, социологические  и близкие к ним социально-психологические  теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности. Девиантность определяется в социологии как отклоняющееся поведение, деятельность человека (группы людей), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.

 

1.2. Социальная профилактика, коррекция и реабилитация – основные виды социально-педагогической деятельности. Сущность понятий.

1.2.1 Социальная  профилактика.

В результате неэффективных или несвоевременных профилактических тика действий либо их отсутствия дезадаптивное поведение закрепляется в различного рода социальных отклонениях — девиациях.

К наиболее выраженным проявлениям девиации относится так называемое делинквентное (противоправное) поведение. Девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития.

Основная задача ранней профилактики девиантного поведения состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, возникающих в результате неблагоприятного социального развития — социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

Социальная профилактика (предупреждение, превенция) -деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и ≪групп риска≫; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.[18]

Информация о работе Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы