Методика развития коммуникативных качеств 10 детей младшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Она имеет определенную структуру. Ребенок в этом возрасте включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой оцениваются близкими взрослыми. Развитие личности в этот период непосредственно зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика. Но что делать, когда ребенок не идет на контакт? В своей курсовой работе я постараюсь раскрыть проблему отсутсвия «обратной» связи между учителем и учеником, между родителем и ребенком. В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу.

Содержание

Введение 3
Глава 1 : Педагогическая работа с неконтактным ребенком 4
как проблема исследования:
1.1. Обзор зарубежных и отечественных исследований 9
по проблеме неконтактности детей.
Глава 2: Методика развития коммуникативных качеств 10
детей младшего возраста:
2. Рекомендации по развитию. 12

3. Заключение. 13

4. Список литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

Неконтактный ребенок и пути педагогической работы с ним.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                 3

Глава 1 : Педагогическая работа с неконтактным ребенком                            4

как проблема исследования:

1.1. Обзор зарубежных и отечественных исследований                                    9

по проблеме неконтактности детей.

Глава 2: Методика развития коммуникативных качеств                                  10

детей младшего возраста:

2. Рекомендации по развитию. 12

 

3. Заключение. 13

 

4. Список литературы. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Она имеет определенную структуру. Ребенок в этом возрасте включен  в общественно значимую учебную  деятельность, результаты которой оцениваются близкими взрослыми. Развитие личности в этот период непосредственно зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика. Но что делать, когда ребенок не идет на контакт? В своей курсовой работе я постараюсь раскрыть проблему отсутсвия «обратной» связи между учителем и учеником, между родителем и ребенком. В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного  и детсадовского воспитания.  Дети не умеют играть со сверстниками,  общаться с ними,  управлять собой,  трудиться сообща, старательно  выполнять работу.  Отсюда неудачи в игре,  трудовых действиях, неуверенность в себе,  обидчивость,  упрямство, капризность, грубость,несдержанность, вялость, инертность.

     Очень важно на данном этапе выявить детей,  отстающих в развитии,

с трудным характером, педагогически запущенных, слабо  подготовленных к

школе.  Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни  и

деятельности,  специфику  взаимоотношений с учителем, изменение отноше-

ний с семьей, затруднения  в учебной деятельности и выполнении домашних

заданий.

     Научить  самостоятельно готовить  уроки,  преодолевать  трудности,

знать,  "что такое  хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успе-

ха", вовлекать в  интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу,

досуг),  обучая  правильно  относиться к неудачам,  исправлять ошибки,

уважать товарищей и  взрослых,  учить прощать друг другу слабости и не-

достатки.  Ребенок  не должен чувствовать своей отсталости,  необходимо

снять "синдром неудачника".

 

 

 

Типичные психологические  проблемы дошкольников

Различные отклонения в  психологическом здоровье детей  составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей.

 

Выделяют:

1. Проблемы, связанные  с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного  материала и т. п.);

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

3. Эмоциональные и  личностные проблемы (сниженное  настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроений, страхи, раздражительность и т.п.);

4. Проблемы общения  (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость, и т.д.);

5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная  утомляемость, нарушение сна, головные  боли и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 : Педагогическая работа с неконтактным ребенком как  проблема исследования:

1.1. Обзор зарубежных  и отечественных исследований  по проблеме неконтактности детей.

 «Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас,

                                           — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему».

  М. Монтень.

 

Одной из серьезных проблем, возникающих у родителей при воспитании ребенка, может быть его неконтактность с окружающими.

Иногда некоммуникабельность ребенка — это единственная его  особенность, отличающая его от сверстников, и все остальное развитие ребенка происходит нормально. Это является чертой характера, зачастую «взятой» из примера поведения одного из родителей. Тогда стоит постепенно расширять круг общения ребенка.

Мы же рассмотрим некоторые виды «неконтактных» детей:

- Дети с пассивным поведением.

    - Ненастойчивые дети .

- Упрямые, грубые и лживые дети.

    - Дети с  отклонениями( психические, физические)

    - Ранний детский  аутизм.

    Недостатки  характера – это устойчивые  отрицательные формы поведения  человека. Поэтому, прежде чем  говорить о недостатках характера ребенка, надо убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведение воспитанника надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присуща ребенку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней внимание школьника. Лучше, например, говорить учащемуся о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у школьника веру в возможность искоренения у него этого недостатка.  

    Не все индивидуальные  черты выражают характер человека, а только наиболее существенные.

    В категории привычных недостатков характера выделяют два вида недостатков характера учащихся: проявляющихся в работе ученика и в отношении его к себе и другим людям.

    Первый вид:  ленность, пассивность, неорганизованность  и неаккуратность, отсутствие настойчивости.

   Второй  вид:  эгоизм.

Понятие «пассивный»  в словаре С. И. Ожегова раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Понятие «пассивный ребенок» у многих наших исследователей лишено поэтому собственно позитивного содержания.

    Основные причины  пассивности школьников:

пониженная интеллектуальная активность;

недостатки физического  здоровья;

дефекты развития.

   

    В отечественной  психологии проблему (об интеллектуальной  пассивности учащихся) впервые сделала  непосредственным предметом исследования  Л. С. Славина. Результаты его изложены в ее книге «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам», изданной в 1958 году. У нее понятие «интеллектуально пассивные дети» получает конкретность и содержательность. Оно выражается через следующие психологические особенности:

недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;

отрицательное отношение  к интеллектуальной деятельности;

отсутствие познавательного  отношения к действительности.

    Содержание  понятия «интеллектуально пассивные  дети» существенно углубила Л. В. Орлова в своей диссертационной кандидатской работе в 1992 году. Она выделила 4 группы таких детей (младший школьный возраст):

группа с «мотивационной»  интеллектуальной пассивностью. Они  выбирают преимущественно легкие пути достижения цели, не заинтересованы в работе, стремятся получить быстрый результат без достаточного осмысления, испытывают состояние эмоционального дискомфорта в ситуации интеллектуального напряжения. В числе основных причин этого вида пассивности – наличие избыточной развлекательной информации в семье, субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.

Группа детей с «операционно-технической» интеллектуальной пассивностью. Она  вызвана комплексом причин: пробелами  в знаниях; неумением применять  эти знания в новой ситуации; отсутствие умения организовывать учебную работу (усвоить условие задачи, правильно сформулировать вопрос, самостоятельно работать с учебником); отсутствием умения самостоятельно выполнять задания. Подобная интеллектуальная пассивность школьников проявляется в шаблонности умственной деятельности, избыточных операционных действиях и наличии несущественных («лишних») вопросов но ходу работы; использовании обходных путей в выполнении учебных задач или применении нерациональных и даже неуместных при выполнении данного задания приемов; предпочтении репродуктивной деятельности и знакомых, простых заданий.

Группа детей с «частичной»  или избирательной интеллектуальной пассивностью. Они пассивны лишь в  отдельных видах работы или в  некоторых учебных дисциплинах.

Группа детей с «разлитой» или общей  интеллектуальной пассивностью. Они нелюбознательны. Такие пассивные  дети не стремятся к получению  новых знаний, избегают напряженной  умственной работы. Интеллектуальная пассивность проявляется у них  как в учебе, так и в игре. Л. В, Орлова предупреждает, что произведенная ею классификация не является жесткой, границы между группами подвижны. Один и тот же ребенок может входить в две группы.

    Проблемы интеллектуальной  пассивности учащихся касались  Д. Д. Богоявленский, Л. И. Божович, Н. С. Лейтес, М. В. Матюхина, В. С. Юркевич и другие. Особое внимание исследователей привлекает проблема значительного снижения учебной активности подростков. Ее рассматривали Н. А. Менчинская и ее сотрудники по книге «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» и другие специалисты в области психологии обучения. Выделяются следующие причины этого явления:

недостатки в воспитании действенных мотивов учения;

усложнение учебного материала  на средней ступени школьного  образования;

нежелание упорно заниматься учебным  трудом в связи либо с завышенной самооценкой и легкостью овладении  знаниями в начальной школе, либо с заниженной самооценкой, возникшей  из-за стойкой неуспеваемости;

ослабление контроля родителей  за школьниками или, наоборот, слишком мелочный контроль;

переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность: участие  кружках, спортивных мероприятиях, коллекционирование, мелкая торговля, увлечение кино и  т. д.

Причиной интеллектуальной пассивности  детей может быть болезнь или переутомление. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы школьника, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение ребенка должно серьезно озадачить родителей и учителей, заставлять их в первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить, оздоровить.

    Пассивность нередко  возникает из-за переутомления  школьников. Этому способствуют перегрузки на уроках, неумение быстро готовить домашние задания, слишком частый просмотр теле- и видеофильмов, частое посещение гостей и т. д. Кроме того, нередко бывают виноваты и сами родители, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков.

    Пассивное  поведение школьников может быть  связано как с неправильным  отношением родителей к ребенку,  так и с некоторыми психологическими  особенностями самого школьника. Они возникают, во-первых, при слишком большой опеке детей со стороны родителей. В таких семьях нередко вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивные школьники часто бывают в состоятельных семьях, где все за них делают старшие. Такие подростки и юноши часто инфантильны. Наконец, пассивность может возникнуть из-за требования безусловного послушания родителям.

    Причины пассивности  ребенка могут быть внутреннего  порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так, флегматик-школьник нередко бывает инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления такого состояния школьника важно не только его тормошить, внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления.

    Способствуют  возникновению и закреплению  пассивности у детей такие  черты, как застенчивость, обидчивость  и неуверенность в себе. Такие  учащиеся избегают проявлять  инициативу и активно включаться в жизнь детского коллектива. Следует рекомендовать преодолевать застенчивость и неуверенность в себе школьников включением в деятельность школьной малой группы, в выполнении общественных поручений. Однако при этом надо соблюдать меру, чтобы не сработал механизм «обратного» у ребенка. Дело в том, что при воспитательных воздействиях некоторые застенчивые люди не только совсем утрачивают эту черту, но становятся излишне самоуверенными, даже нескромными и конфликтными.

       Грубые  дети – одни из тех, кто часто вызывает конфликтную ситуацию или попадает в нее. Для разрешения конфликта надо снять вызвавшие его причины, понять, чем конфликт вызван. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т. д.). Устраняют грубость ребенка в этих случаях уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности.

 Грубое поведение  может быть ответом на несправедливые  действия взрослых. В таком случае  конфликт устраняется исправлением  взрослыми своей ошибки. Ребенок  может проявить грубость в  состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим труда и отдыха.

    Лживость детей  вызвана разными причинами: боязнью  наказания, стремлением во что  бы то ни стало привлечь  к себе внимание окружающих, желание  прикрыть совершившего проступок  товарища. Следует проявлять к правдивости ребенка, сообщить ему, что лживость – презренное качество человека, отягощающее дурной поступок. Но надо избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

 

Нарушения общения со сверстниками могут наблюдаться у детей с различными физическими, речевыми и другими недостатками, например при хромоте, выраженных нарушениях осанки, заикании и т. п..При наличии у ребенка какого-либо из этих дефектов и при неправильном отношении к нему окружающих у него может возникать чувство неполноценности, которое и приводит к нарушениям общения. Ребенок становится плаксивым, неуверенным, замкнутым, пассивным. Нарушение контактности может наблюдаться и у детей с недержанием мочи (энурез). Во всех этих случаях правильное отношение родителей, учителей, воспитателей и всех окружающих к недостаткам ребенка имеет первостепенное значение для предупреждения вторичных отклонений в его поведении, развитии и социальной адаптации.

Информация о работе Методика развития коммуникативных качеств 10 детей младшего возраста