Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:27, курсовая работа
Цель исследования - определить роль познавательной активности школьников, при изучении курса информатики.
Объект исследования - учебный процесс по изучению курса информатики.
Предмет исследования - педагогические условия и принципы, способствующие развитию познавательной активности учащихся в курсе информатики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Развитие познавательной активности как педагогичесая проблема 7
1.1. Проблема равития позновательной активности в научно-педагогической литературе 7
1.2. Сущность и значение понятия «познавательная активность» 11
ГЛАВА II. Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника 17
2.1. Из опыта учителей по активизации мыслительной деятельности ………. школьников 17
2.2. Методика развития мыслительной активности школьника 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Развитие познавательной активности как педагогичесая проблема 7
1.1. Проблема равития позновательной активности в научно-педагогической литературе 7
1.2. Сущность и значение понятия «познавательная активность» 11
ГЛАВА II. Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника 17
2.1. Из опыта учителей по активизации мыслительной деятельности ………. школьников 17
2.2. Методика развития мыслительной активности школьника 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых знаний, умений и навыков, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.
Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования - развитии познавательной активности, формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся, в том числе и школьников.
Проблема развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время интересовала педагогов-исследователей, таких как П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и др.
В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения. Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Ю.М. Колягиным, Л.Г. Петерсон, A.M. Пышкало, М.Н. Скаткиным, Д.Б. Элькониным и др.
Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, П.И. Пидкасистого, З.Ф. Чехловой, Т.И. Шамовой и др.
Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире, стать основой интеграции предметов начальной школы. Однако, несмотря на накопленный опыт обучения информатике, вопросы, связанные с влиянием информатики на учебный процесс в целом, и вытекающие отсюда проблемы отбора содержания обучения и методов формирования учебно-познавательной деятельности на уроках информатики остаются недостаточно исследованными. Массовый переход к обучению информатике в младшей школе происходит без достаточного методического обеспечения.
Значительный вклад в разработку вопросов становления информатики на начальном уровне внесли С.А. Бешенков, А.В. Горячев, Е.Н. Зворыгина, Н.В. Матвеева, Н.И. Суворова, Е.Н. Челак, и др.
Возраст, в котором находятся дети, приступая к изучению курса информатики, несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения школьника делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Всё вышесказанное определило актуальность исследования и обозначило его проблему, которая заключена в противоречии между постоянным совершенствованием подходов к активизации познавательной активности школьников при изучении информатики и необходимости выработки практических подходов в активизации учебной деятельности школьников на уроках информатики.
Цель исследования - определить роль познавательной активности школьников, при изучении курса информатики.
Объект исследования - учебный процесс по изучению курса информатики.
Предмет исследования - педагогические условия и принципы, способствующие развитию познавательной активности учащихся в курсе информатики.
Гипотеза исследования: Если ориентировать процесс обучения учащихся информатики на использование личностно-ориентированной педагогической технологии с применением специально разработанных уроков, направленных на формирование внутренней мотивации к саморазвитию; самопознанию, самосовершенствованию и самоопределению, то процесс развития познавательной активности учащихся на уроках будет существенно улучшен.
Задачи исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования составили: современные философские, педагогические, психологические концепции, раскрывающие закономерности активизации познавательной деятельности; личностно-ориентированного подхода к процессу становления личности школьника в курсе информатики, следующих ученых: Л.И. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, П.Я. Лернер, Л.Л. Гурова, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Д.Б. Эльконин, и др.
Структура исследования:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Библиографический список содержит 25 наименований источников. Содержание работы изложено на 29 страницах.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, определяется гипотеза.
В первой главе «Развитие познавательной активности как педагогическая проблема». Мы рассмотрели различные подходы к обозначению проблемы.
Во второй главе «Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника» мы проанализировали опыт учителей по данной проблеме и рассмотрели методические особенности формирования и развития мыслительной активности.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Познавательная активность школьников является основной проблемой современной педагогики. Данная проблема выходит на первый план по формированию у школьников потребности в обучении, овладении умениями в интеллектуальной деятельности, а также укреплении знаний.
Основа развития познавательной активности - личностное развитие учащихся, так как в процессе обучения закладывается фундамент умения учиться, то школьников необходимо ориентировать на развитие познавательной активности, что в свою очередь станет основой непрерывного обучения.
Большое количество различных типов учебных заведений может негативно отражаться на качестве обучения школьников, из-за недостаточной разработанности организационных моментов и их функционирования. Активизация познавательной деятельности не приносит желаемых результатов при увеличении объёма получаемой информации и высокой интенсивности её подачи, что приводит к снижению качества образовательного процесса. Традиционная система контроля и оценки знаний имеет недостатки и входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.
Изученная литература по данной теме говорит о наличии многочисленных определений, понятий «активность» и «познавательная активность». Встречающиеся различия приводят к неоднозначному их осмыслению, определению, описанию:
Вопрос о развитии познавательной активности изучался в истории гуманитарной науки давно и в самых разных аспектах. Так различные точки зрения о познавательной активности высказывали: И. Кант [23, с.341], Б.Ф. Ломов [13, с.16], К. Маркс [23, с.356], С.Л. Рубинштейн [18, с.232]. Мы считаем, что наиболее важными свойствами познавательной активности являются такие компоненты как: а) мотивация, б) удовлетворение от работы.
Мы считаем, что далеко не все действия связанные с обучением, свидетельствуют о наличие высокого уровня познавательной активности. К примеру, было бы неправильно измерять уровень познавательной активности через количество прочитанных книг или время, которое учащийся тратит на выполнение домашнего задания. Познавательная активность выражается в деятельности самого школьника т.е. задача требующая труда и усилий запоминается лучше, чем задача, которая не вызывает сложности при её выполнении, а просто комментирует уже полученные знания не будет иметь никакого отношения к познавательной активности.
Потребность активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно довольно результативно решать целый ряд задач, которые тяжело достигаются в традиционном обучении: это формирование не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов; формирование социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решения, вырабатывание ответственного отношения к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом [22, с.240].
За некоторое время изменились мотивы изучения предмета. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Для большого количества детей компьютер является бытовым прибором и утрачивает мотивационную силу. Появление множества программных продуктов понизило стремление учащихся к теоретической информатике.
Таким образом, необходимо сконцентрировать особое внимание на познавательную деятельность учащихся, т.к. активизация деятельности учеников на уроках информатики не представляет особого труда. Эта активность связана в основном с восприятием учащимися компьютера только как средства развлечения. И, соответственно, изучение компьютера, как вычислительного средства, инструмента для поиска, обработки, передачи информации, т.е. как важнейшего орудия для осуществления информационных процессов, наконец, изучение устройства и принципов работы ЭВМ отходит у большинства обучающихся на второй план [21, с.30].
Активизируя познавательную деятельность учащихся средствами информатики, реализуя межпредметные связи в сочетании с современными мультимедийными возможностями и всем известной значимости урока информатики для учащихся можно найти массу методов, приёмов и средств активизации познавательной деятельности.
Зачастую дети проходят на урок информатики с одной целью - поиграть в компьютерные игры, посмотреть видео, послушать музыку и т.д. Всё это привлекает учащихся визуально и позволяет интерактивно принимать участие. Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке информатики нужно с помощью учебного материала, который имеет наиболее интерактивный и мультимедийный вид. Этот материал можно представить в следующем виде:
На уроках информатики большое внимание необходимо уделять практической деятельности, так как учащиеся из практической части, вынесут для себя много новых знаний.
Информация о работе Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника