Моднль современного учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:09, реферат

Краткое описание

Мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции человека. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания гибкого, динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях. Одним из основных положений в личностно-ориентированном подходе к обучению является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………........................3
1. Модель современного педагога…………………………………………………..5
1.1.Качества современного педагога……………………………………………….6
1.2.Подготовка кадров………………………………………………………………9
2. Важность актерского мастерства в работе педагога…………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Модель современного учителя.docx

— 43.08 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение……………………………………………………………........................3

1. Модель  современного педагога…………………………………………………..5

1.1.Качества  современного педагога……………………………………………….6

1.2.Подготовка  кадров………………………………………………………………9

2. Важность  актерского мастерства в работе  педагога…………………………..18

Заключение………………………………………………………………………….20

Список  литературы…………………………………………………………………21

 

Введение

Введение

 

Мы живем  в условиях, когда общество предъявляет  новые требования к профессиональной компетенции человека. Инновационные  процессы выявили необходимость  воспитания гибкого, динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях. Одним из основных положений в личностно-ориентированном  подходе к обучению является направленность на развитие личности учащегося как  активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к  непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение  всей жизни.

Современный учитель - это человек преданный  своему делу и своим ученикам. Педагоги должны выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять ребенка, чтобы он получал радость  от приобретенных знаний, учить быть хорошим человеком и гражданином  своей страны.

Сложность учительского труда долгое время традиционно  пряталась от учеников, но наши ученики  все серьёзнее вглядываются в  окружающий мир, и чтобы принять  своих воспитателей, они прежде всего  должны понять их. Последние десятилетия  современная школа выдвигает  перед обществом вопрос повышенной сложности: ученики, приходящие сегодня  в школу, становятся все тоньше и  глубже в человеческом отношении; закрытость внутреннего мира молодых затрудняет установку доверительности контакта; их трудно чем-либо удивить, и они  уже не склонны принимать, как  данность, авторитет учителя такое  положение сказывается и на системе  требования к учителю: не ординарность его личности, самоотверженность, деликатность, высокий уровень профессионализма. Но подлинное право на учительство  – это не диплом о профессиональном образовании, это призвание, главным  критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основное педагогической деятельности. Отсутствие этих качеств  само по себе преступлением не является, но равнодушие по отношению к своим воспитанникам создает почву для трагедии.

Наука утверждает, что мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, акустически-образным, буквенным, цифровым и т.д. Способ кодирования  информации сочетается с формой выражения (декодирования): музыкант мыслит звуками, живописец - цветовыми комбинациями, актер - зрительными образами, действенными видениями.

В педагоге должно совмещаться умение подхода к  любому ребенку вместе с его профессионализмом  и беспринципностью. Здесь важную роль играет актерское мастерство.

1. Модель современного педагога

Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как  науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его  подготовки. Взгляды по этому вопросу  изложены им в целом ряде работ.

В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного  просвещения есть недостаток хороших  наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей»  Понятие «народный учитель» в  профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т.е. люди, не имеющие  достаточного общего и тем более  педагогического образования.

В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен  яркий образ народного учителя  и сформулированы основные требования к нему.

В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного  значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным  ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей  истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует  себя живым звеном между прошедшим  и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его  дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».

Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним  из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение: «Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций. Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.

Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в  учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему  ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные  педагогические знания нужны учителю  также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного  внимания.

1.1. Качества современного педагога

Однако одних теоретических  знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе, обучится актерскому мастерству. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает  роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами  в младших классах, но и образцовыми  преподавательницами в классах  высших, и притом — преподавательницами  таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и  т.д.».

При всем разнообразии и многоплановости  взгляды К. Д. Ушинского на учителя  и его подготовку проникнуты большой  любовью к народному учителю  и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его  научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ  он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного  учителя было прогрессивным в  свое время и теперь остается созвучным  нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского  сохраняют свою творческую силу, зовут  к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

Самым главным качеством, которым должен обладать педагог, является актерское мастерство.

Вообще говоря, о современном педагоге хочется выделить несколько правил, которыми должен пользоваться любой педагог. Полностью объективная оценка - не зависит от воли, настроения учителя и других обстоятельств, а только от знаний и умении ученика. Оценить степень объективности - значит, показать какие явления, процессы и обстоятельства могут влиять на учителя. Сразу разделим индивидуальное и групповое обучение. При индивидуальном обучении объективность оценок значительно выше и менее подвержена влиянию сторонних факторов. Это связано с низкой востребованностью оценок со стороны ученика, часто ему, в общем, то нужны не оценки, а знания и умения.

При групповом обучении выделим  несколько факторов, влияющих на объективность:

1) Моральные качества самого  учителя. Оценки, явно завышенные  для детей родителей с “положением”, вряд ли можно считать объективными

2) Разброс знаний в группе. При очень большом разрыве  между самыми подготовленными  и самыми слабыми учениками,  учитель обычно склонен завышать  оценки первым.

3) Ожидаемая степень восприятия  в группе. Например, группа учеников, с точки зрения учителя, примерно  одинакова по начальным знаниям  и способностям. Учитель с большой  степенью вероятности может предсказать,  как они будут отвечать на  экзамене или зачете, и заранее  определяет: вот за это я поставлю  “пять”, а за это только “три”.  Вдруг один из учеников показывает  уровень знаний совершенно отличный  от среднеожидаемого и шкала  оценок, которую уже определил  для себя учитель, резко сдвигается.

4) Абстрагированность преподавателя  от аудитории. Личные симпатии  и антипатии учителя часто  влияют на оценку.

5) Способность учителя  отделить поведение ученика от  его знаний. Не редко случается,  что веселый шалопай, обладающий  прекрасными способностями, но  дерзкий на язык получает оценки  гораздо ниже, чем заслуживает.

6) Заинтересованность учителя,  его любовь к выбранной профессии

7) И, наконец, просто  обстоятельства личной жизни  учителя

Можно сделать вывод, что  актерское мастерство крайне важно  для педагога.

1.2. Подготовка кадров

Развитие  системы образования в России, вследствие растущей и углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости всех стран и народов мира, невозможно рассматривать в отрыве от процессов и тенденций развития мирового образовательного пространства. Появились и стали быстро развиваться такие направления сравнительной педагогики, как политика и планирование образования, экономика образования, социология образования и др. Получили дальнейшее более глубокое развитие как вопросы методологии и методики сравнительно-педагогических исследований, так и практические вопросы реформирования систем образования.

Современная концепция непрерывного педагогического  образования в мире выглядит следующим образом:

  • Начальное фундаментальное педагогическое образование обеспечивается в стенах педагогических колледжей, институтов или университетов, причем во всех странах ярко выражена тенденция перехода на университетское педагогическое образование.
  • Период адаптации и становления профессиональной деятельности молодого учителя под руководством более опытных учителей школы (в Казахстане и России этот процесс получил название наставничество, в Англии - пробный год (тьюторинг) и США - менторинг, который занимает по продолжительности от одного до трех лет.
  • Повышение квалификации работающих учителей (а также учителей, прервавших на время свою профессиональную деятельность и снова приступающих к работе в школе) на долгосрочных и краткосрочных курсах, которое осуществляется в вузах, специальных учреждениях повышения (или усовершенствования) квалификации, учительских центрах и школах (последний тип повышения квалификации получил большое распространение в Англии и США);
  • Самообразование учителей (работа в библиотеках, консультации у более опытных учителей и ведущих преподавателей вузов, обмен мнениями на различных учительских совещаниях, семинарах, конференциях по обмену опытом и новейшими методиками и достижениями в педагогической науке). Повышение квалификации в процессе самообразования не требует государственных затрат, но подходит лишь тем, у кого имеется высокая мотивация к учебе. Такая мотивация обеспечивается введением профессиональной лестницы. Чем выше профессиональный уровень деятельности учителя, тем выше уровень заработной платы, причем эти различия иногда довольно значительны.

Система профессиональной подготовки будущего учителя в вузах  Англии и США является многоуровневой - бакалавр, магистр. В Казахстане и  России – бакалавр, специалист, магистр. Срок обучения колеблется от 4 до 11 лет. Большинство учителей выходит из университетов в звании магистра гуманитарных наук в образовании  или магистра точных наук в образовании. В среднем, студенты, получающие звания магистра того или иного профиля, обучаются 4 - 5 лет. В настоящее время  для преподавания в государственных  школах Англии на всех уровнях обучения необходимо иметь статус квалифицированного учителя.1

Профессиональная  подготовка будущих учителей в вузах Казахстана, России, Англии и США осуществляется по параллельной, последовательной и альтернативной моделям.

- Параллельная модель обучения обычно включает в Англии – три, в Казахстане, России и США - четыре года полного обучения учителя и приводит к первой степени - бакалавра образования. Такое обучение обеспечивается в России и Казахстане педагогическими университетами и институтами, в Англии педагогическими колледжами “общего” профиля университетского уровня и колледжами свободных искусств, в США – педагогическими колледжами. Однако число педагогических колледжей в Англии и США и педагогических институтов в Казахстане и России резко сокращается. Профессионально-педагогическая подготовка по параллельной модели начинается с первого года обучения и идет параллельно с общим и специальным образованием. Программа параллельной модели включает 4 основных раздела подготовки будущего учителя:

а) обязательные для всех студентов общеобразовательные (“базисные”) курсы;

б) психолого-педагогический цикл дисциплин, включающий в различных  комбинациях изучение общих основ  педагогики, психологии, школьной гигиены  и истории педагогики. Изучение этих дисциплин дополняется различными видами педагогической практики;

в) один - два  “предметных” курса, предназначенных  для личного образования студента и выбираемых им из обычного цикла  школьных дисциплин. Эти предметы студент  изучает более глубоко;

г) так называемые “профессиональные” курсы.

На изучение “предметных” курсов отводится обычно в среднем 30% учебного времени, на педагогические дисциплины (без практики) - 25%, на “базисные” общеобразовательные дисциплины - 23%, на “профессиональные” - 10-12% и на тьюторские занятия - 10-11%. На педагогическую практику в среднем отводится в Англии 25 недель (с 1996 г. - 32 недели).

- Последовательная модель обучения в Англии и США включает в себя три-четыре года обучения по предмету (или предметам) специализации будущего учителя, по окончании которого он получает первую степень, и последующего годичного профессионально-педагогического обучения, приводящего к получению второй степени - сертификата об окончании курса по образованию после университета. Такое обучение обеспечивается в технических педагогических колледжах, художественных педагогических колледжах и педагогических отделениях университетов. В Казахстане и России профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей по последовательной модели осуществляется в классических университетах в основном на 2-3 курсах обучения.

Информация о работе Моднль современного учителя