Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:01, контрольная работа
Целью работы является исследование особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- изучить методические рекомендации по ознакомлению дошкольников со временем;
- изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста;
- разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию у детей представлений о времени.
Введение
Глава 1. Методика формирование временных представлений у детей дошкольного возраста
Время и его особенности
Восприятие времени детьми разного возраста
Ознакомление детей со временем в разных возрастных группах
Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах
Глава 2. Система дидактических игр по формированию у детей представлений о времени
Заключение
Список литературы
Министерство
общего и профессионального
Свердловской области
ГБОУ СПО
СО «Каменск-Уральский
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Методике математического развития, теоретическим основам методики обучения математике
Тема: Обучение ориентировке во времени детей дошкольного возраста
Исполнитель Крылосова Надежда
Вячеславовна
Группа 431
Специальность 050144
Преподаватель Титова
Наталья Федоровна
Каменск – Уральский
2012
Содержание
Введение
Глава 1. Методика формирование временных представлений у детей дошкольного возраста
Глава 2. Система дидактических игр по формированию у детей представлений о времени
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Специфические особенности
времени как объективной
В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.
В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И. П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.
Данная работа обусловлена необходимостью изучения методики формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является исследование особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- изучить методические рекомендации по ознакомлению дошкольников со временем;
- изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста;
- разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию у детей представлений о времени.
Глава
1. Методика формирование временных
представлений у детей
Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи. Из этого следует, что временные характеристики явлений — их продолжительность, частота, ритм и т. п. — универсальны по своей применимости для описания любых по природе процессов. Всякий процесс может быть охарактеризован своей временной структурой, имеет своеобразную временную «канву». Мы можем абстрагировать временные характеристики от предметного содержания точно также, как отвлекаемся от вещественных характеристик некоторого объекта, от его материала, массы, цвета при изучении формы предмета. Итак, время объективно выступает как особая характеристика протекания реальных процессов по ритму, темпу, по последовательности и длительности. То, что мы называем восприятием времени, и есть не что иное, как отражение в сознании человека объективного времени.
Явления объективной действительности характеризуются определенной длительностью, поэтому восприятие времени — это прежде всего отражение продолжительности явлений объективного бытия, их течения в пределах того или иного отрезка времени.
Восприятие времени, с другой стороны, отражение быстроты протекания объективных процессов, их темпа. В существующем объективно времени события следуют одно за другим, поэтому восприятие времени отражает последовательность явлений, событий, действий. Как и во всяком восприятии, основу составляет чувственное восприятие времени. Различные свойства времени отражаются определенным комплексом анализаторов при ведущей роли какого-то из них. И. М. Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям, считая, что «только звук и мышечное ощущение дают человеку представления о времени, притом не всем своим содержанием, а лишь одною стороною, тягучестью звука и тягучестью мышечного чувства». Поэтому слух и мышечное чувство И. М. Сеченов называл дробным анализатором времени и пространства. У человека ориентировка во времени имеет две различные, взаимно дополняющие друг друга формы отражения. Одна из них — это непосредственное ощущение длительности, на базе чего образуются условные рефлексы. Другая — собственно восприятие времени, наиболее сложная и совершенная форма отражения, которая, развиваясь на общей органической основе, тесно связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы. Непосредственное восприятие временной длительности выражается в.нашей способности чувствовать ее, оценивать и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности «чувство времени» выступает то, как чувство темпа, то, как чувство ритма, то, как чувство скорости или длительности. В формировании этого чувства определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Но «чувство времени» наряду с чувственным восприятием включает и логические компоненты: знание мер времени. Таким образом, «чувство времени» опирается на взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени. Младенец кричит, так как настало время кормления. У него еще нет обобщения «чувства времени», оно остается связанным только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалась, т. е. имеет сравнительно - узкую сферу применения. Овладение же мерами времени, и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях.
«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль, регулятора деятельности.
Итак, с одной стороны, развивающееся восприятие времени опирается на чувственную основу, а с другой — на освоение общепринятых эталонов оценки времени. Чувственному восприятию времени способствуют все основные процессы нашей органической жизни, обладающие строгой периодичностью (ритм дыхания, биение сердца и др.)
Огромна роль и второй сигнальной системы в формировании представлений о времени, в оценке временных интервалов. Слово создает возможность определять различные отрезки времени в принятых мерах, их темп, ритм, последовательность и периодичность.
Основой восприятия времени
является система перцептивных действий,
формирующих образ. В восприятии
времени участвуют три
Наименьшей точностью характеризуется
словесная оценка интервала времени. Самое
же точное восприятие времени наблюдается
при воспроизведении временного интервала.
Это обусловлено тем, что при оценке и
отмеривании человек внутренне сличает
воспринимаемый интервал с эталоном, хранящимся
в памяти, а при воспроизведении, кроме
внутреннего сличения, имеется возможность
сопоставлять с продемонстрированным
материалом, т. е. человек "имеет дело
уже с двойным эталоном.
Таким образом, можно говорить об особой роли слова в восприятии и оценке времени.
Психологи обычно отмечают трудности в восприятии времени и относительно "позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
К причинам, обусловливающим
эти трудности, относят специфические
особенности времени как
Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.
Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера. Что означают, например, слова теперь — сейчас или сегодня — вчера — завтра"? При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на которой они указывают, непрерывно передвигается. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться
Большую роль в восприятии времени детьми играют ритмичные процессы жизнедеятельности, с их правильным чередованием работы и покоя. На фоне непрекращающейся деятельности сердцебиения, дыхания, пищеварения происходят постепенные изменения в виде большей или меньшей усталости, сильного или слабого раздражения — это и дает ощущение времени, начинающееся так же рано, как чувство жажды, голода, боли, т. е. с момента рождения. Некоторые явления регулярно повторяются (еда, сон и т.- п.), поэтому на ожидание их у ребенка вырабатываются условные рефлексы. Практической ориентировке во времени содействует четкий режим жизни, в котором постоянно чередуются те или иные процессы, наполненные близким и жизненно значимым для ребенка содержанием.
Примерно с полутора
лет начинается речевое отражение
категорий времени. Первоначально
появляются наречия, определяющие временную
последовательность: сейчас, сначала, теперь. Дети еще
плохо владеют грамматическими формами
прошедшего и будущего времени, поэтому
они смешивают такие временные наречия,
как теперь, сейчас, потом.
Как же воспринимает время ребенок дошкольного
возраста? Для детей дошкольного возраста
время уже не исчерпывается настоящим.
Короткое время включается в другое, более
длинное и общее, к пониманию его длительности
ребенок подходит уже не ощущением, а размышлением
о чем-то таком, что существует вместе
с событиями, но и как бы отдельно от них.
У дошкольников образуется ясное для конкретных
событий представление о прошедшем, настоящем
и будущем.
Для конкретизации временных
отношений, объективность которых дети долго не
могут понять, педагоги используют любые
факты, которые в их опыте оказались связанными
с определенными показателями времени.
Например: «Папа, почему ты пришел! Разве
уже вечер?» Дети 3—5 лет устанавливают
связь между постоянно повторяющимися
фактами и соответствующими показателями
времени: «Утро — когда встаем, вечер —
когда из сада домой забирают».
По мере накопления опыта ориентировки
во времени дети устанавливают более существенные
признаки, как показатели времени начинают
использоваться некоторые объективные
явления: «Сейчас уже утро, светло, солнышко
встает, а ночь — это когда темно и все
спят».
Младшие дошкольники уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными качественными признаками, эмоциональной привлекательностью, хорошо им знакомые: «Елка — когда зима, поедем на дачу, когда лето» и др.
Дети 6—7 лет уже активно
пользуются временными наречиями. Но не
все временные категории
Информация о работе Обучение ориентировке во времени детей дошкольного возраста