Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов в учреждении среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – условия организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.
В соответствии с темой определена цель исследования – изучить условия успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.
Гипотеза исследования заключается в том, что правильно спланированная организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО приведет к повышению эффективности их познавательной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) выявить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории;
2) изучитькомпоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО;
3)изучитьфункции педагога по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов учреждения СПО…………..................7
Особенности организации процесса обучения в учреждении СПО………………………………………………………………………………...7
1.2 Компоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………...12
1.3 Мотивирование обучающихся как фактор успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...23
Глава 2. Изучение организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО на практике……………………………………………...…..24
2.1 Анализ организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………..24
2.2 Методические рекомендации преподавателям и студентам по организации внеаудиторной самостоятельной работы……………………….28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 78.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА, СЕРВИСА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Организация внеаудиторной  самостоятельной работы студентов  в учреждении среднего профессионального  образования

 

Курсовая работа

по специальности – 030500.18 – профессиональное обучение

(экономика и управление)

 

 

 

Выполнила:

Научный руководитель:

_______________________________

« ______» ________________ 2012 г.

 

 

 

 

 

 

Омск – 2012 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов учреждения СПО…………..................7

    1. Особенности организации процесса обучения в учреждении СПО………………………………………………………………………………...7

1.2 Компоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………...12

1.3 Мотивирование обучающихся как фактор успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………19

Выводы по 1 главе……………………………………………………………...23

Глава 2. Изучение организации внеаудиторной  самостоятельной работы студентов  СПО на практике……………………………………………...…..24

2.1 Анализ организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………..24

2.2 Методические рекомендации преподавателям и студентам по организации внеаудиторной самостоятельной работы……………………….28

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………..33

Список  литературы……………………………………………………………35

Приложение 1…………………………………………………………………...38

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы профессиональных компетенций студентов. Главными характеристиками выпускника среднего образовательного  учреждения являются его  компетентность и мобильность, способность к самореализации и саморазвитию. Социальная востребованность выпускников средних профессиональных учебных заведений на рынке труда во многом зависит от их умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий.

Одной из основных задач  современного образования является развития личности студента, формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, самооценке собственной деятельности. Для этого  в процессе обучения необходимо сформировать у студента систему профессионально  значимых качеств, включающих основные функциональные компоненты профессиональной деятельности. Только аудиторных занятий  в силу временных ограничений  недостаточно. Поэтому важным элементом  педагогической деятельности в колледже является организация их самостоятельной  внеаудиторнойисследовательской работы, которая позволит «научить студента учиться». [6,8]

Меня заинтересовала данная тема, потому чтопроблема развития самостоятельности личности особенно остро встает перед профессиональной средней школой в связи с социальным запросом общества на специалистов среднего звена, способных самостоятельно, быстро и правильно ориентироваться в постоянно меняющихся условиях среды. В связи с этим усложняются задачи управления развитием личности в образовательном процессе среднего профессионального образования, поскольку при оценке профессиональных качеств выпускника, кроме знаний, на первый план выдвигаются такие качества, как самостоятельность в принятии решений, технологическая смелость, оперативность и нестандартность действий. Экономика страны зависит не только от проводимой политики государства, но и от того, насколько социально и профессионально зрелые специалисты стоят на разных уровнях управления. В настоящее время социальный заказ общества и отсутствие разработанной системы педагогического управления образовательным процессом находятся в противоречии. Фактически, это противоречие между запросом общества и объективно сложившейся ситуацией в системе образования профессиональной средней школы, что свидетельствует об актуальности исследования на социально-педагогическом уровне.[11]

Объект исследования – внеаудиторная самостоятельная работа студентов в учреждении среднего профессионального образования.

Предмет исследования – условия организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.

В соответствии с темой определена цель исследования – изучить условия успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.

Гипотеза исследования заключается в том, что правильно спланированная организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО приведет к повышению эффективности их познавательной деятельности.

В соответствии с поставленной целью  и сформулированной гипотезой исследования определены следующие задачи:

1) выявить состояние исследуемой  проблемы в педагогической теории;

2) изучитькомпоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО;

3)изучитьфункции педагога по организации внеаудиторной  самостоятельной работы студентов колледжа;

4) разработать методические рекомендации педагогу по организации самостоятельной работы студентов колледжа.

Теоретическую основу исследования составили:

- психологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);

- теория учебной деятельности (В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.); 

- основы возрастной педагогики (А.С.Белкина, Л.П.Качалова, Д.И.Фельдштейн и др.);

- исследования, посвященные формированию  самостоятельности учащихся (В.А.Беликов, Д.В.Вилькеев, С.А.Днепров, Е.П.Есипов, Е.В.Коротаева, Б.И.Коротяев, П.И.Пидкасистый, Н.А.Половникова, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.);

Методологическую основу исследования  составляеткомпетентностный     подход   в образовании, на  базе  которого  осуществляется   формирование   общих   и   профессиональных   компетенций  самостоятельного труда специалиста, необходимых как для самообразования,  так  и  для  дальнейшего  повышения  квалификации  в  системе  непрерывного  образования, развития профессиональной карьеры. 

Методами исследования поставленной проблемы будут являться:

- изучение литературы по данной  теме;

-беседаcо студентами и педагогами колледжа;

-наблюдение;

- анализ полученных результатов.

База исследования: БОУ ОО СПО «Сибирский профессиональный колледж».

 

Глава 1. Теоретические основы исследования организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.

1.1 Особенности организации процесса обучения в учреждении СПО.

В последнее время обучение студентов  не мыслится без активизации самостоятельной  работы, интенсификации их самостоятельной  познавательной деятельности и эффективных  способов руководства ею. Это в  первую очередь обусловлено социальными  запросами общества, когда современный  специалист должен иметь высокий  уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать  самостоятельные решения, уметь  выбирать в значительном объёме информацию, нужную для решения поставленной задачи и обрабатывать её.  Затем, на основании полученного результата, творчески подойти к преобразованию окружающей действительности.

Передовые педагоги всегда считали, что  на учебном занятии обучающиеся  должны трудиться по возможности  самостоятельно, а преподаватель  или мастер производственного обучения – руководить этим самостоятельным  трудом, давая для них весь необходимый  материал. Между тем в образовательных  учреждениях  ещё редко можно  видеть самостоятельные работы, которые  были бы направлены на формирование приёмов  познавательной деятельности, студентов  мало обучают способам и приёмам  самостоятельной работы.[2]

Немаловажное значение в повышении  роли самостоятельной работы студентов  имеет и тот факт, что Концепция  модернизации российского образования, наравне с указанием необходимости  достижения высокого качества профессионального  образования, предусматривает ряд  задач, ориентированных на постепенную  его реорганизацию в соответствии с образовательными стандартами ведущих европейских стран. Где большая часть учебного времени отводится различным формам самостоятельной активной работе студентов.

Вследствие этого, процесс обучения в учреждениях СПО, в настоящее время, всё больше должен основываться на творческой активности студентов.

Формирование профессиональных компетенций  находится в тесной связи с  опытом организации самостоятельной  работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться  в трудном положении, если за годы учёбы в учебном заведении  не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного  самообразования.

Исследования показали, что в  настоящее время знания обесцениваются  очень быстро – около 15-20% в год, иными словами, через 3-5 лет выпускник  учебного заведения теряет большую  часть знаний, полученных за годы учёбы. Поэтому одна из основных задач учреждений СПО – научить учиться. Реализации этой задачи должны быть подчинены  организация и осуществление  воспитательно-образовательного процесса, все виды занятий должны строиться  так, чтобы они учили студентов  творческому, научному подходу к  любому вопросу, приобретению умений и  навыков самостоятельной работы. [14]

Особое значение имеет такая  организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл  получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной  работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности  к саморазвитию и самосовершенствованию.

В результате реализации мероприятий  инновационной образовательной  программы в Сибирском профессиональном колледже были модернизированы основные профессиональные образовательные программы по этим специальностям, были скорректированы все учебные планы. В рабочие планы были внесены изменения на основе применения модульного принципа организации учебного процесса, разработаны дополнительные модули профессиональных компетенций как для специалистов среднего профессионального уровня, так и рабочих профессий.

Особое внимание было уделено  совершенствованию содержания образования  на основе современного состояния технологий отрасли. Рабочие программы были разработаны на основе применения компетентностного подхода, использования рейтинговых оценок достижений обучающихся. В результате было обновлено содержание 26 учебных дисциплин, введено 7 новых специализаций и разработано 6 учебных планов, введено 17 новых учебных дисциплин и разработано более 40 новых рабочих программ. Реализация программ будет осуществляться на основе применения новых педагогических технологий, современной лабораторной базы, мультимедийных компьютерных средств, интерактивных обучающих программ.[18]

Рассмотрим более подробно использование рейтинговых оценок достижений обучающихся. Одним из условий  реализации компетентностного подхода к организации образовательного процесса является модернизация системы оценивания образовательных результатов является использование рейтинговой накопительной критериально-ориентированной технологии оценивания этих достижений.

В период с 2004-2009 гг. педагогический коллектив колледжа разработал рейтинговую  накопительную систему (далее –  РНС) оценки достижений субъектов образовательного процесса.

Образовательный процесс  проектируется на основе определения  компетенций, каждая из которых развивается  посредством определенных видов деятельности. Каждый вид деятельности оценивается соответствующим количеством баллов по строго разработанным критериям. Данная идея является основополагающей для разработки РНС.

Что может войти в рейтинговую  накопительную систему?

  1. Перечень видов деятельности, сформулированных в виде результатов. Среди них могут быть обязательные, которые определены стандартом, программой курса, - но есть еще и вариативный список, из которого студент, в процессе курса «набирает» себе то количество баллов, которое ему необходимо, чтобы выйти на желаемый уровень компетентности. К этим видам деятельности могут относиться: выступления на занятии, подготовка сообщений, письменные работы, разработка конспектов занятий и многое другое, связанное с тематикой курса.
  2. Нормативные требования: посещаемость, активность, поведение на занятии и т.д., которые преподаватель определяет из списка профессионально значимых качеств.

Суть рейтинговой накопительной  системы состоит в том, что  структурируется содержание учебной  дисциплины на блоки, разделы, темы в  соответствии с календарно-тематическим планированием рабочих программ. Проектируются виды деятельности и  формы обязательного контроля, которые  оценивают общие и профессиональные компетентности студентов при изучении каждого блока, раздела, темы в соответствии с календарно-тематическим планированием  рабочих программ. Разрабатываются  виды самостоятельной деятельности студентов (рассчитывается процент  учебного времени на самостоятельную  работу в соответствии с рабочим  учебным планом), которые будут  включены в накопительную часть. Далее рассчитывается общее количество баллов по формуле и переводится  в традиционную оценку.

Рейтинг помогает расставить всех учащихся по соответствующему положению в  зависимости от успешности обучения. Гибкость рейтинговой системы дает возможность иметь мощный механизм управления учебной деятельностью. Рейтинговая система оценивания качества образовательного процесса представляет собой единую систему, которая объединяет учебно-познавательную деятельность учащихся, учебно-воспитательную деятельность преподавателей. Это позволяет эффективно управлять учебно-воспитательным процессом и качественно отслеживать результативность обучения.

Информация о работе Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов в учреждении среднего профессионального образования