Организация воспитательной работы с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:32, реферат

Краткое описание

По мнению социологов, за последние сто лет Россия переживает третью волну сиротства.
Количество детей-сирот на сегодняшний день в стране близко к их количеству в послевоенное время. В России по данным 2013 года находится 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования Российской Федерации

Московский педагогический государственный  университет

Биолого-химический факультет

Кафедра методики преподавания билогии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Организация воспитательной работы с детьми-сиротами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса 4 группы 9 подгруппы Ачилова Маргарита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

Оглавление

 

Введение

По мнению социологов, за последние  сто лет Россия переживает третью волну сиротства.  
Количество детей-сирот на сегодняшний день в стране близко к их количеству в послевоенное время.  В России по данным 2013 года находится 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот.

Очень сложно создать детям, воспитывающимся  вне семьи все условия, необходимые  для их умственного, психического, физического развития. Как правило, после окончания пребывания детей-сирот в детском доме, у них возникают проблемы с социальной адаптацией, многие из них оказываются неприспособленны к самостоятельной жизни, так как в детском доме самостоятельность от детей не требуется. Все, что нужно для жизнеобеспечения ребенка ему предоставляют сотрудники детского дома.

Тому, с какими трудностями может  столкнуться педагог при работе с детьми-сиротами, чем должен отличаться процесс воспитание таких детей  и чему стоит больше уделять внимание, занимаясь их обучением, и посвящен этот реферат.

Статистика

Для того чтобы оценить всю  актуальность вопроса, связанного с воспитанием сирот, хочется привести данные по количеству детей-сирот в России.

Статистика сиротства в России чрезвычайно запутана и неточна. Различные ведомства, учреждения и организации называют разные цифры.

Можно пронаблюдать, как сильно разняться  данные 2005 года. Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров сообщил о 3-5 млн., министр образования и науки Андрей Фурсенко приводил цифру от 100 до 500 тысяч, подведомственное ему министерство - 760 тысяч (без учета беспризорников), независимые эксперты называли цифру около 4 млн.

К 2007-2008 году все же складывается некоторый приблизительный консенсус оценок экспертов и представителей власти. Начиная с 2007 года, количество детей-сирот в России оценивается около 700 тысяч представителями власти и несколько выше (до 1 млн.) – независимыми экспертами.

По данным Министерства образования в Российской Федерации в 2011 году общее количество детей-сирот составило 679 тысяч детей, что примерно можно прировнять к периоду Великой Отечественной войны и поствоенному времени, когда общее количество детей сирот было около 700 тысяч человек. В процентных соотношениях в России в настоящее время около 9,7 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего количество малолетних и  несовершеннолетних россиян. 

В мировых рейтингах Россия занимает одно из первых мест по количеству детей-сирот.

История возникновения образовательных учреждений для детей-сирот

Прежде чем приступить к рассмотрению организации воспитания детей-сирот  в настоящее время, интересно  было бы посмотреть, как к этому  вопросу люди подходили раньше. Как общество решало проблемы сиротства в прежние года, где и как содержались, воспитывались и получали образования дети, оставшиеся без родителей, как происходило становление социальной защиты детей-сирот в России.

Известный факт, что вместе с развитием  общества и государства, развивается и социальная защита членов этого общества. По тому, как государство заботиться о гражданах, не способных содержать и прокормить себя, обеспечить себе образование, можно судить о степени его развития.

В древних славянских общинах существовали общинно-родовые  формы помощи и поддержки. Примером может служить вервь – древняя общинная организация на Руси кровнородственного характера. В языческую эпоху через вервь была заложена традиция заботы о слабых и немощных – детях, женщинах, стариках.

Поддерживала и спасала жизнь многих детей, лишившихся родителей, система «приймачества», когда семья принимала сироту к себе. Взамен, тот помогал в ведении хозяйства, почитал новых родителей, обязан был их похоронить. Отсюда видно, что решение проблемы сиротства через определение его в новую семью возник уже давно и является одной из древнейших форм социального попечения.

Еще одной формой устройства детей-сирот была мирская, общинная помощь, когда ребенок на кормление переходил из дома в дом, таким образом, его содержанием занимались сразу несколько семей, что сильно уменьшало нагрузку для каждой семьи в отдельности. Также, сироте могли назначать «общественных» родителей, которые забирали ребенка в свой дом, другие же члены общины по возможности им помогали.

Сильно меняется система помощи и поддержи детей-сирот в период с IX по XVII. В это время проявляются три основные тенденции: государственная система защиты, система помощи монастырей, а также первые светские тенденции благотворительности.

Первоначальные тенденции  помощи со стороны государства начались с княжеской защиты и попечительства. Так, принявший престол в 1016 году князь Ярослав Владимирович, учредил сиротское училище.

Важную роль в социальную роль взяла  на себя церковь. С момента появления монастырей и крупных храмов в России среди них не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты.

В XIV­XVI церковь становится веках основным субъектом социальной помощи детям. Милосердие, естественно, базировалось на религиозных догматах, в первую очередь о любви к ближнему, как к самому себе.

Стоит упомянуть, что помощь шла не только от самой церкви, но и от мирян, прихода. Поэтому принято выделять особый институт церковно­приходской помощи сиротам того времени – скудельницы. Скудельница - общая могила, в которой хоронили  странников, нищих, инородцев и умерших в эпидемиях людей. При скудельницах сооружались сторожки, куда провозились брошенные дети.

Их воспитанием занимались скудельники ­ пожилые люди, которые специально подбирались на должность сторожа и воспитателя. Содержали сирот в «скудельницах» за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. В эти сторожки люди приносили детям продукты питания, одежду, обувь и игрушки. По сути своей «скудельницы» являлись своеобразными детскими домами.

К началу XVI века наряду с благотворительной деятельностью любого человека наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства.

С начала XVII века начинают появляться первые формы государственного призрения. Открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с указом царя Федора Алексеевича, в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Большое количество реформ в социальной сфере провел император Петр I. Он создал государственную систему призрения нуждающихся, принял меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. При Петре I были открыты «госпитали», принимавшие беспризорных младенцев и незаконнорожденных детей. Детей в такие приюты можно было приносить анонимно, поэтому, как правило, они были переполнены и отличались огромной смертностью. Выживших детей, как правило, рано заставляли включаться в тяжелый труд. Их отдавали в крестьянские семьи, на фабрики, мануфактуры, в солдаты.

Но, впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства.

В эпоху «Просвещения», при Екатерине  II государство впервые начинает заботиться об образовании и воспитании детей­сирот. В Москве и Санкт-Петербурге создается новый тип учреждений ­ воспитательные дома. Их задача состояла в интернатом воспитании благонравного труженика. Непосредственным идеологом и организатором этих домов выступал личный секретарь императрицы Иван Иванович Бецкий, человек гуманный и просвещенный, знакомый с организацией призрения безродных детей в европейских странах. В воспитательных домах дети ходили в школу, обучались ремеслам, их не подвергали телесным наказаниям.

Вместе с тем забота о воспитании детей­сирот сочеталась здесь с требованием не выводить детей из того состояния, к коему они предназначены по своему званию, приучать к труду, повиновению и опрятности.

При Павле I под опекой стали находиться не только дети-сироты, но глухонемые детях. В этот же период начинают создаваться благотворительные общественные организации.

 В 1842 г. начал работу опекунский совет. Первоначально его деятельность была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для детей­сирот.

До начала XX века попечение над  детьми­сиротами развивалось в рамках светской благотворительности. От частных лиц пожертвования собирались в императорские общества, откуда передавались на воспитание сирот.

Большое внимание воспитательным домам  уделяла императрица Мария Федоровна. Детская смертность в них в то время была ужасающей. Она улучшила условия воспитания детей, сильно увеличила площадь, занимаемую воспитательным домом в Санкт­Петербурге. Также императрица открыла новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские учебно­воспитательные учреждения имени Св. Екатерины.

В 1807 году основан Павловский военно­сиротский институт, в 1817 году ­ Харьковский институт благородных девиц. Причем начальство этого заведения должно было заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, которые, как правило, становились гувернантками, но и разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество.

В целом дореволюционная структура  приютских учреждений носила сословный характер. Отдельно существовали сиротские учреждения для детей дворян, павших воинов, крестьян, арестантов.

После октябрьской революции новая власть запретила частную благотворительность. Решение вопросов сиротства полностью взяло на себя государство.

В январе 1919 г. был создан Государственный совет защиты детей­сирот, его главной функцией являлось изыскание средств для содержания детских домов.

В 1921 г. при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК) была создана Комиссия по улучшению жизни детей во главе с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским.

Во всех воспитательных учреждениях был введен медицинский надзор, определенный режим дня. В детских домах были организованны мастерские – столярные, швейные, слесарные, сапожные и др. Создавались кружки и клубы, организовывались хоры и оркестры.

С особой остротой встал вопрос об устройстве детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в годы Великой Отечественной войны.

Для детей, родители которых погибли от фашистских захватчиков, детей воинов Советской Армии, партизан Отечественной войны были созданы специальные детские дома. Благодаря созданию расширенной сети детских учреждений детская беспризорность и безнадзорность была предотвращена.

В 1956 году  по постановлению Совета Министров СССР срок пребывания воспитанников в детском доме был продлен до 18­летнего возраста, т.е. до момента окончания ими средней школы. До этого сироты выпускались из детских домов в возрасте 14­15 лет.

Общее число детских домов в  послевоенные годы стало постепенно сокращаться.

В 1988 г. начал разрабатываться новый проект «О создании детских домов семейного типа (ДДСТ)». Идея заключалась в том, чтобы вывести ребенка из интернатного учреждения и максимально приблизить условия его воспитания к условиям воспитания в семье. В ДДСТ родители и их родные дети проживают вместе, одной семьей с детьми, взятыми на воспитание. При этом, все расходы на содержание воспитанников полностью оплачивает государством, также родители получают дополнительную зарплату за труд.  Отличие ДДСТ от опеки и усыновления состоит в том, что дети не усыновляются ею формально и находятся на полном государственном обеспечении до трудоустройства,

а родители­ воспитатели, получают за свой труд денежное вознаграждение.

Предполагалось, что психическое, физическое, и социальное развитие ребенка в приемной семье должно пройти более успешно, чем в интернатном учреждении. Однако через двадцать лет с момента создания первых ДДСТ, было выявлено, что их работа сопряжена с целым рядом существенных трудностей. У родителей возникло множество организационных проблем (снабжение необходимыми продуктами и товарами, достаточные жилищные условия, наблюдение за физическим­ психическим состоянием детей, забота об их учебе, и т.д.). Вся работа, которая в традиционном интернатном учреждении распределяется между различными специалистами ­ воспитателем, психологом, врачом, поваром и т.д. ­ возлагается в ДДСТ на двоих родителей.

А контингент детей, попадающих в такие семьи, часто далеко непростой. Они часто страдают различными хроническими заболеваниями, имеют дефекты личностного и интеллектуального развития и нуждаются в активной лечебной поддержке.

 Исследования показали, что  ДДСТ по своим социологическим параметрам соответствуют наименее удачной из естественных форм семейного воспитания ­ городской семье с вынужденной многодетностью. И при наилучшем отношении родителей к своим обязанностям они зачастую физически неспособны успешно нести их в полном объеме. Поэтому такой способ благоустройства сирот не получил широкого распространения.

В начале 1990­х гг. после 70­летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.

Информация о работе Организация воспитательной работы с детьми-сиротами