Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа
Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени [4, 15].
В Концепции развития системы образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании (34,2).
В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников…………………………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения………………
1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе
Глава II. Система интегрированных уроков в практической деятельности учителя………………………………………………………………………………
2.1 Технология организации и проведения интегрированных уроков в начальной школе……………………………………………………………………
2.2 Выявление результативности использования системы интегрированных уроков……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………
Тамбовское
областное государственное
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Допуск к защите
____________2013 г.
Зам. директора по НМР
_______А.В. Шаталова
Зеленина Наталия Викторовна
студентка группы ПНК-51
Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе
Выпускная квалификационная работа по педагогике
Код специальности: 050709 «Преподавание в начальных классах» |
Научный руководитель: Ефимова Татьяна Николаевна |
|
Тамбов
2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Научно-теоретические
основы интеграции в обучении младших
школьников……………………………………………………
1.1 Психолого-педагогические
подходы к интеграции обучения…
1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе
Глава II. Система интегрированных
уроков в практической деятельности
учителя……………………………………………………………
2.1 Технология
организации и проведения
2.2 Выявление
результативности
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………
Введение
Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени [4, 15].
В Концепции развития системы образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании (34,2).
В настоящее
время перед общеобразовательно
Решающее
значение в развитии ребенка
принадлежит на занятиях, способствующих
обучению усвоению знаний, формированию
умений и навыков,
А в начальной
школе закладывается фундамент
для последующих этапов
В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование меж предметных связей.
Понятие «межпредметные связи» в литературе характеризуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам (50,93). Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции (объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области). Под интеграцией понимается сближение и связи наук, составление отдельных системы в единое целое (71,78).
Проблема
интеграции по-прежнему
Интеграция – объединение в целое каких-либо элементов. Применительно к системе обучения интеграция предполагает создание у школьника целостного представления об окружающем мире (55,98).
Современные науки о человеке, в том числе и педагогика, отличаются несовершенством терминологического аппарата. То же самое относится и к понятию "интеграция", которое исследователи практикуют неоднозначно. С одной стороны, те, кто занимается проблемой интеграции, считают, что это процесс объединения каких либо частей, в целое, но с другой стороны пути достижения интеграции многообразны. Интеграция и системный подход к познанию мира во многом схожи (58,2).
Окружающий
мир предстает перед нами как
единое целое. При его
Частным случаем проблемы интеграции выступают интегрированные уроки, призванные обеспечить единый подход учителей данных учебных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе обобщения (приложение 30-34).
Это позволяет
решать существующие в
Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области: интеграция через поиск межпредметных связей; тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов. Все это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции.
Предметная
система обучения в школе
В связи с этим важно показать пути получения знаний через методологию. Это позволит обучаемым самостоятельно оперировать необходимыми в жизни знаниями и консолидировать содержание учебного материала в целое для разрешения проблемной ситуации.
Системный
подход в педагогике
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса (25,31).
Перестройка
процесса обучения на основе
осуществляемых межпредметных с
Таким образом,
актуальность проблемы
Объектом нашего исследования выступает учебный процесс начальной школы в условиях интеграции.
Предметом – содержание деятельности учителя и учащихся в проведении интегрированных уроков.
Цель исследования: выявление влияния системы интегрированных уроков на качество обучения младших школьников.
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
1) проанализировать теоретические основы интегрированного обучения;
2) выявить особенности проведения интегрированных уроков;
3) выявить наиболее рациональные сочетания различных учебных предметов в одном уроке;
4) провести
опытно-экспериментальную
5) разработать рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков.
Метологической
основой является диалектико-
Гипотеза исследования: результативность интегрированных уроков зависит от: рациональных сочетаний различных учебных предметов в условиях интеграции, при условии знания теоретических основ интегрированного обучения и особенностей проведения интегрированных уроков.
В процессе
исследования были
- изучение и
анализ психолого-
- наблюдение;
- опытно-экспериментальная работа;
- изучение и анализ результатов работы учащихся.
Психологические
основы процесса интеграции
Многочисленные психолого-педагогические исследования раскрывают отдельные аспекты проблемы интеграции и показывают ее комплексный характер. Идеи межпредметных связей и их переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками педагогов ………………….
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении
обосновывается актуальность
В теоретической части …..решения проблемы интегрированных уроков в психологии, современными методистами, раскрываем методические основы проведения интегрированных уроков. Даём описание нетрадиционных форм интегрированных уроков. В этой же главе мы указываем на сущность и особенности возникновения идеи интегрированного обучения в истории педагогической мысли и их особенности.
Во второй главе….. организацию и проведение интегрированных уроков, далее приводим анализ результатов опытно-экспериментальной работы на выявление результативности использования уроков с интегрированием в обучении младших школьников.
Обобщающие выводы по использованию интеграции, рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков даются в заключительной части работы.
Список используемой литературы по данной теме состоит из 74 источника. В приложении включены конспекты интегрированных уроков, фрагменты интегрированных уроков, таблицы по результатам эксперимента.
Глава I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников
1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого системного "монолита знаний" (9,48).
В условиях стремительного развития общества наука прочно входит во все сферы жизни. Системный подход как методологическая концепция в качестве своей философской основы базируется на принципе системности.
Информация о работе Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе