Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени [4, 15].
В Концепции развития системы образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании (34,2).
В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников…………………………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения………………
1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе
Глава II. Система интегрированных уроков в практической деятельности учителя………………………………………………………………………………
2.1 Технология организации и проведения интегрированных уроков в начальной школе……………………………………………………………………
2.2 Выявление результативности использования системы интегрированных уроков……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Зелениной.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Тамбовское  областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж г. Тамбова»

 

 

Допуск к  защите

____________2013 г.

Зам. директора  по НМР

_______А.В. Шаталова

 

 

Зеленина  Наталия Викторовна

студентка группы ПНК-51

 

Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе

 

Выпускная квалификационная работа по педагогике

 

Код специальности: 050709

«Преподавание в начальных классах»

Научный руководитель: Ефимова Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

Тамбов

 2013

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Научно-теоретические  основы интеграции в обучении младших  школьников…………………………………………………………………………

1.1 Психолого-педагогические  подходы к интеграции обучения………………

1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе

Глава II. Система интегрированных  уроков в практической деятельности учителя………………………………………………………………………………

2.1 Технология  организации и проведения интегрированных  уроков в начальной школе……………………………………………………………………

2.2 Выявление  результативности использования  системы интегрированных уроков……………………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени [4, 15].

 В Концепции развития системы образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании (34,2).

 В настоящее  время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.

 Решающее  значение в развитии ребенка  принадлежит на занятиях, способствующих  обучению усвоению знаний, формированию  умений и навыков, предусмотренных  программой обучения в начальной школе (43,101).

 А в начальной  школе закладывается фундамент  для последующих этапов образования.  Перед начальной школой стоят  предельно точные образовательные  цели задачи: заложить основы  всестороннего развития детей,  обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культуры поведения. В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, учебных навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников. Способствуют приобретению глубоких и прочных знаний (4,97).

В повышении  результативности обучения в начальных  классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование меж предметных связей.

 Понятие «межпредметные связи» в литературе характеризуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам (50,93). Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции (объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области). Под интеграцией понимается сближение и связи наук, составление отдельных системы в единое целое (71,78).

 Проблема  интеграции по-прежнему остается  актуальной в наше время в  процессе обучения. Системный подход  является основой интеграции  знаний. Понятия "система" и  "интеграция" близки.

 Интеграция  – объединение в целое каких-либо элементов. Применительно к системе обучения интеграция предполагает создание у школьника целостного представления об окружающем мире (55,98).

 Современные науки о человеке, в том числе и педагогика, отличаются несовершенством терминологического аппарата. То же самое относится и к понятию "интеграция", которое исследователи практикуют неоднозначно. С одной стороны, те, кто занимается проблемой интеграции, считают, что это процесс объединения каких либо частей, в целое, но с другой стороны пути достижения интеграции многообразны. Интеграция и системный подход к познанию мира во многом схожи (58,2).

 Окружающий  мир предстает перед нами как  единое целое. При его изучении  необходимо знать его компоненты, определяющие структуру и связи  между ними. Использование интеграции знаний в образовании позволяет выделять компоненты содержания образования, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде. Интеграция в обучении проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на обучающихся во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них отдельно, что обеспечивает позитивный результат обучения (72,113).

 Частным  случаем проблемы интеграции  выступают интегрированные уроки, призванные обеспечить единый подход учителей данных учебных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе обобщения (приложение 30-34).

 Это позволяет  решать существующие в предметной  системе противоречия между разрозненным  усвоением по предметам, знаниями учащихся и необходимостью их комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека.

 Идея интеграции  образования все настойчивее  заявляет о себе и заставляет  педагогов искать эффективные  пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области: интеграция через поиск межпредметных связей; тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов. Все это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции.

 Предметная  система обучения в школе ориентирует  учащихся на дифференцированное  усвоение знаний из различных  областей. Потоки информации и ее объемы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отслеживать необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Большая часть информации остается невостребованной.

 В связи  с этим важно показать пути  получения знаний через методологию. Это позволит обучаемым самостоятельно оперировать необходимыми в жизни знаниями и консолидировать содержание учебного материала в целое для разрешения проблемной ситуации.

 Системный  подход в педагогике обеспечивает  рассмотрение школьного образования как открытой системы, функционирующей по законам систем. Интеграция знаний может выступить одним из путей мобильности и вариативности содержания образования (22,81).

 При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса (25,31).

 Перестройка  процесса обучения на основе  осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности (23,31).

 Таким образом,  актуальность проблемы интеграции  социально обусловлена и вызывает  необходимость изменений в обучении  подрастающего поколения, повышения  качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности.

 Объектом нашего исследования выступает учебный процесс начальной школы в условиях интеграции.

 Предметом – содержание деятельности учителя и учащихся в проведении интегрированных уроков.

 Цель исследования: выявление влияния системы интегрированных уроков на качество обучения младших школьников.

Достижение  этой цели возможно при решении следующих задач:

1) проанализировать теоретические основы интегрированного обучения;

2) выявить особенности проведения интегрированных уроков;

3) выявить наиболее рациональные сочетания различных учебных предметов в одном уроке;

4) провести  опытно-экспериментальную работу  с использованием системы интегрированных  уроков, направленную на повышение  качества знаний, умений, и навыков  учащихся, их успеваемость и познавательную потребность.

5) разработать рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков.

 Метологической  основой является диалектико-материалистическое  учение о личности и ее активности  в деятельности, теория познания, труды известных психологов и педагогов.

 Гипотеза исследования: результативность интегрированных уроков зависит от: рациональных сочетаний различных учебных предметов в условиях интеграции, при условии знания теоретических основ интегрированного обучения и особенностей проведения интегрированных уроков.

 В процессе  исследования были использованы  следующие методы:

- изучение и  анализ психолого-педагогической  литературы;

- наблюдение;

- опытно-экспериментальная  работа;

- изучение и  анализ результатов работы учащихся.

 Психологические  основы процесса интеграции учебных  предметов отражены в работах  Г.И. Батуриной, И.Д. Зверева,  Ш.И. Ганелина, Ю.А. Самарина, В.Н.  Максимовой, Г.Ф. Федорца.

Многочисленные  психолого-педагогические исследования раскрывают отдельные аспекты проблемы интеграции и показывают ее комплексный характер. Идеи межпредметных связей и их переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками педагогов ………………….

 Данное исследование  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 Во введении  обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель, задачи нашего исследования, методологическая  основа, перечислены применяемые  методы исследования.

 В теоретической  части …..решения проблемы интегрированных уроков в психологии, современными методистами, раскрываем методические основы проведения интегрированных уроков. Даём описание нетрадиционных форм интегрированных уроков. В этой же главе мы указываем на сущность и особенности возникновения идеи интегрированного обучения в истории педагогической мысли и их особенности.

Во второй главе….. организацию и проведение интегрированных уроков, далее приводим анализ результатов опытно-экспериментальной работы на выявление результативности использования уроков с интегрированием в обучении младших школьников.

Обобщающие  выводы по использованию интеграции, рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков даются в  заключительной части работы.

Список используемой литературы по данной теме состоит из 74 источника. В приложении включены конспекты интегрированных уроков, фрагменты интегрированных уроков, таблицы по результатам эксперимента.

 

Глава I. Научно-теоретические  основы интеграции в обучении младших школьников

 

1.1 Психолого-педагогические  подходы к интеграции обучения

 

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной  школе важна и современна как  для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого системного "монолита знаний" (9,48).

В условиях стремительного развития общества наука прочно входит во все сферы жизни. Системный  подход как методологическая концепция  в качестве своей философской основы базируется на принципе системности.

Информация о работе Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе