Введение
Сенсорное воспитание, направленное
на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности, служит
основой познания мира, первой ступенью
которого является чувственный опыт. Успешность
умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит
от уровня сенсорного развития детей,
т.е. от того, насколько совершенно ребенок
слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок
на каждом возрастном этапе оказывается
наиболее чувствительным к тем или иным
воздействиям. В этой связи каждая возрастная
ступень становится благоприятной для
дальнейшего нервно-психического развития
и всестороннего воспитания дошкольника.
Сенсорное воспитание является
основой для интеллектуального
развития ребёнка, развивает внимание,
воображение, память, наблюдательность.
Сенсорное воспитание способствует
усвоению сенсорных эталонов. Выделяют
эталоны: цвета (красный, зелёный, синий,
жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник,
овал и т.д.), величины (большой, маленький,
самый маленький и т.д.), вкуса
(сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния
(запах гари, аромат духов и
т.д.).
Времени (секунда, минута, час,
сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
Эталоны пространственных представлений
(вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны
осязания (гладкий, колючий, пушистый и
т.д.).
Сенсорное воспитание влияет
на расширение словарного запаса ребёнка.
Сенсорное развитие происходит
в самых различных видах детской деятельности.
Особое место отводится играм, благодаря
которым происходит накопления представлений
об окружающем мире.
Задачи сенсорного воспитания детей
дошкольного возраста:
1) формирование у детей системы
перцептивных (обследовательских) действий;
2) формирование у детей системы
сенсорных эталонов;
3) формирование у детей умения
самостоятельно применять систему перцептивных
действий и систему сенсорны: эталонов
в практической к познавательной деятельности.
Выдающиеся зарубежные и отечественные
ученые в области дошкольной педагогики
(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.
И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова,
Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали,
что сенсорное воспитание, направленное
на обеспечение полноценного сенсорного
развития, является одной из основных сторон
дошкольного воспитания.
Разработанная Монтессори,
в начале XX в. система сенсорного воспитания
ставила своей целью добиться высокого
уровня различения детьми цветов и оттенков,
форм и величин. Используемые ею дидактические
материалы были созданы в соответствии
с принципом самоконтроля, что давало
возможность детям заниматься самостоятельно,
без участия педагога. Однако при этом развитие
органов чувств не было связано с развитием
речи, с продуктивной деятельностью. Упор
делался на развитие мелкой мускулатуры
рук, формирование способности на ощупь
определять незначительные различия в
величине и форме, улавливать тонкую разницу
в оттенках цвета. Монтессори не ставила
своей целью сделать из детей образованных
людей.
Российская педагогика считает,
что сенсорное воспитание надо осуществлять в
процессе разных видов деятельности: изобразительной,
конструктивной, музыкально-двигательной,
при ознакомлении детей с окружающим.
Так Е. И. Тихеева связывала
работу по совершенствованию органов
чувств с развитием речи детей, ознакомлением
их с окружающим предметным миром. Разработанные
ею дидактические материалы, игры (особенно
игры с природным материалом) также направлены
на различение цвета, величины, формы, но ознакомление
детей со свойствами и качествами предметов происходит в
игровой деятельности, что способствует
лучшему усвоению знаний и представлений.
Это обусловило выбор темы исследования:
«Особенности сенсорного воспитания детей
младшего дошкольного возраста в процессе
игр с природным материалом».
Цель исследования: выявление особенностей сенсорного
воспитания детей младшего дошкольного
возраста в процессе игр с природным материалом.
Объект исследования: сенсорное воспитание детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования
игр с природным материалом в процессе
сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать
литературу по проблеме сенсорного воспитания
детей дошкольного возраста.
Охарактеризовать задачи, содержание, методы и средства
сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста.
Выделить и описать особенности
использования игр с природным материалом в процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Подобрать игры с природным материалом для сенсорного воспитания дошкольного
возраста.
Методы исследования:
Изучение и анализ психологической
и педагогической литературы по проблеме
сенсорного воспитания детей дошкольного
возраста.
Глава I. Организация
сенсорного воспитания с детьми младшего
дошкольного возраста в процессе игр с
природным материалом
- Значение сенсорного
воспитания детей младшего дошкольного
возраста
Ребёнок в жизни сталкивается
с многообразием форм, красок и других
свойств предметов. Знакомится он и с произведением
искусства - музыкой, живописью, скульптурой.
Конечно, каждый ребёнок воспринимает
всё это. Но здесь просто необходимо сенсорное
воспитание - последовательное и планомерное
ознакомление ребёнка с сенсорной культурой
человека.
Сенсорное воспитание - целенаправленные
педагогические воздействия, обеспечивающие
формирование чувственного опыта и совершенствование
ощущений и восприятия. Его основная задача
- помочь ребёнку накопить представления
о цвете, форме, величине предметов и т.д.[8].
Венгер Л.А. утверждает, "сенсорное
развитие ребёнка - это развитие его восприятия
и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а
также запахе, вкусе и т.п." [4, с. 15].
При обычных методах дошкольного
воспитания процесс сенсорного развития
ребенка-дошкольника проходит медленно,
не всегда полноценно, отрицательно сказывается
на всем ходе психического развития ребенка.
Введение направленного сенсорного воспитания
меняет процесс сенсорного развития, ускоряя
его, качественно изменяя, включая в обслужившие
деятельности. Сенсорное воспитание призвано
сформировать у ребенка обобщенные знания
и умения, которые обеспечили бы ему широкую
ориентировку в воспринимаемом мире. Это
означает, что само содержание сенсорного
воспитания значительно расширяется по
сравнению с тем, которое предусматривалось
в традиционных дидактических системах.
В него включается формирование специфически
человеческих сенсорных способностей,
таких, как зрительно-кинестетическое
регулирование орудийных практических
действий, музыкальный и речевой слух
[12].
Сенсорное воспитание направлено
на то, чтобы научить детей точно, полно
и расчленено воспринимать предметы, их
разнообразные свойства и отношения. Психологические
исследования показывают, что без такого
обучения восприятие детей долго остаётся
поверхностным, отрывочным и не создаёт
необходимой основы для общего умственного
развития, овладения разными видами деятельности
(рисованием, конструированием и др.), полноценного
усвоения знаний и навыков [5].
Главное направление сенсорного
воспитания состоит в вооружении ребёнка
сенсорной культурой. Понятие "сенсорная
культура" вошло в дошкольную педагогику
благодаря работам М. Монтессори. Однако
она считала, что для приобретения такой
культуры достаточно систематически упражнять
органы чувств ребенка в различении формы,
цвета, величины и других свойств предметов.
Такая точка зрения была ошибочной, она
не учитывала, что развитие ребенка коренным
образом отличается от развития детенышей
животных. Ребенок развивается путем "социального
наследования", которое, в отличие от
наследования биологического, предполагает
не упражнение врожденных способностей,
а приобретение новых при усвоении общественного
опыта. Сенсорная культура ребенка - результат
усвоения им сенсорной культуры, созданной
человечеством (общепринятые представления
о цвете, форме, величине и других свойствах
вещей) [10].
Ознакомление с основными свойствами
составляет основное содержание сенсорного
воспитания в детском саду. И это естественно,
так как именно форма, величина и цвет
имеют определяющее значение для формирования
представлений о предметах и явлениях
действительности. Их правильное восприятие
необходимо для успешного усвоения программного
материла и формирования способностей
ко многим видам творческой деятельности
[18].
Формирование обобщенных сенсорных
умений предполагает овладение сенсорными
ориентировочными действиями и усвоение
ребенком системных сенсорных знаний,
"алфавитов" сенсорных эталонов,
которые помогают ему правильно "прочитать"
полученную сенсорную информацию (А В.
Запорожец). Сенсорные эталоны - общепринятые
образцы внешних свойств предметов, обобщённые
сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный
человечеством за всю историю своего развития.
Овладевая этими эталонами, ребёнок получает
как бы набор мерок, с которыми он может
сопоставить любое вновь воспринимаемое
свойство предмета и дать ему надлежащее
определение. В качестве сенсорных эталонов
цвета выступают семь цветов спектра и
их оттенки по светлоте и насыщенности.
В качестве эталонов формы - геометрические
фигуры, в качестве эталонов величины
- метрическая система мер. В слуховом
восприятии эталонами являются звуковысотные
отношения, фонемы родного языка, музыкальные
ноты. Во вкусовом восприятии выделяют
четыре основных вкуса (солёный, сладкий,
кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном
восприятии имеет место деление запахов
на сладкие и горькие, свежие, лёгкие и
тяжёлые [5].
В раннем возрасте также начинается
формирование сенсорных эталонов. Вначале
как предметных эталонов, появляющихся
уже к концу младенчества, которые затем,
постепенно обобщаясь, переходят на уровень
сенсорных.
Усвоение сенсорных эталонов
- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся
рамками дошкольного детства и имеющий
свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон
- это вовсе не значит научиться правильно
называть то или иное свойство. Необходимо
иметь чёткие представления о разновидностях
каждого свойства и, главное, уметь пользоваться
такими представлениями для анализа и
выделения и выделения свойств самых различных
предметов в самых различных ситуациях.
Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов
- это использование их в качестве "единиц
измерения" при оценке свойств веществ
[5].
Следовательно, развитие восприятия
определяется тремя параметрами: перцептивными
действиями, сенсорными эталонами и действиями
соотнесения. Становление восприятия
заключается в выделении наиболее характерных
для данного предмета или ситуации качеств
(информативных точек), составлении на
их основе устойчивых образов (сенсорных
эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов
с предметами окружающего мира [22].
Из всего выше сказанного мы
можем сделать вывод, что сенсорное воспитание
является целенаправленным совершенствованием,
развитием у детей сенсорных процессов
(ощущения и восприятия). Сенсорное развитие
ребенка - это развитие его восприятия
и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете,
величине. Главное направление сенсорного
воспитания состоит в вооружении ребёнка
сенсорной культурой. Основные задачи
сенсорного развития - усвоение ребенком
системных сенсорных знаний (эталонов),
включение сенсорного опыта в деятельность
ребенка, соединение чувственного опыта
со словом.
- Задачи и содержание
сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста
В 90-е гг. XX века созданы многочисленные
вариативные программы воспитания и обучения
детей дошкольного возраста. Для реализации
воспитательно-образовательной работы
дошкольные учреждения имеют возможность
выбора любой программы из большого разнообразия
рекомендованных Министерством образования
РФ: "Детство", "Детский сад - дом
радости", "Золотой ключик", "Истоки",
Монтессори - педагогика, "Одаренный
ребенок", "Программа воспитания
и обучения в детском саду", "Радуга",
"Развитие" и другие. Большинство
программ ориентированно на воспитание
детей с 3 до 7 лет. Перед нами не стояла
задача разностороннего анализа вариативных
программ. Наше внимание привлекают те
программы, в которых рассматривается
процесс воспитания в группах младшего
дошкольного возраста, и которые ставят
задачи сенсорного воспитания и развития
детей в той или иной степени приоритетности.
Российская "Типовая программа воспитания
и обучения в детском саду" (1984 г.) под
редакцией Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова
основывается на концепции развития ребенка
в процессе активной деятельности и обучения
(А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин
и др.). В качестве основных целей выдвигаются:
забота о здоровье детей, их всестороннее
развитие и воспитание в соответствии
с возрастными особенностями, подготовка
к школе. Программа создает временную
разверстку целей, содержания обучения
и воспитания детей от 2 месяцев до 6 лет,
а также общие рамки организации жизни
каждой возрастной группы; структурирована
по сторонам воспитания (развития) и видам
деятельности, видам обучающих занятий,
сквозным для всех возрастных групп. Программа
предписывает большое число обучающих
занятий с детьми, определяет их содержание
и технологию проведения через прилагаемые
объемные методические рекомендации [13].
Большое место уделяется вопросам
сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста. В программе выделяется
раздел "Умственное воспитание в процессе
развития действий с предметами " (второй
год жизни). Он включает в себя занятия,
обеспечивающие накопление впечатлений
о свойствах и признаках предметов, а также
на развитие мышления в ходе обучения.
В первой младшей группе сенсорное воспитание
выделяется как отдельный раздел программы.
Во второй младшей группе развитие сенсорных
способностей происходит в процессе конструирования,
изобразительной и музыкальной деятельности,
развития речи, ознакомления с окружающим
(учить различать и называть свойства
предметов и материалов, воспринимаемых
осязанием, на вкус, слух и др.). В программе
нашли отражение конкретные рекомендации
Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной и других ученых
по сенсорному воспитанию детей раннего
и младшего возраста, учтены возрастные
особенности маленьких детей [13].