Организация сенсорного воспитания с детьми младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: особенности использования игр с природным материалом в процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Охарактеризовать задачи, содержание, методы и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Выделить и описать особенности использования игр с природным материалом в процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Подобрать игры с природным материалом для сенсорного воспитания дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

ЧЕРНОВИК последний.docx

— 61.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

 Сенсорное воспитание является  основой для интеллектуального  развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует  усвоению сенсорных эталонов. Выделяют  эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и  т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. 

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:

1)  формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2)  формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорны: эталонов в практической к познавательной деятельности.

Выдающиеся зарубежные и отечественные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Разработанная Монтессори, в начале XX в. система сенсорного воспитания ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков, форм и величин. Используемые ею дидактические материалы были созданы в соответствии с принципом самоконтроля, что давало возможность детям заниматься самостоятельно, без участия педагога. Однако при этом развитие органов чувств не было связано с развитием речи, с продуктивной деятельностью. Упор делался на развитие мелкой мускулатуры рук, формирование способности на ощупь определять незначительные различия в величине и форме, улавливать тонкую разницу в оттенках цвета. Монтессори не ставила своей целью сделать из детей образованных людей.

Российская педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим.

Так Е. И. Тихеева связывала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, ознакомлением их с окружающим предметным миром. Разработанные ею дидактические материалы, игры (особенно игры с природным материалом) также направлены на различение цвета, величины, формы, но ознакомление детей со свойствами и качествами предметов происходит в игровой деятельности, что способствует лучшему усвоению знаний и представлений.

Это обусловило выбор темы исследования: «Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом».

Цель исследования: выявление особенностей сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом.

Объект исследования: сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности использования игр с природным материалом в процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Охарактеризовать задачи, содержание, методы и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

  1. Выделить и описать особенности использования игр с природным материалом в процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

  1. Подобрать игры с природным материалом для сенсорного воспитания дошкольного возраста.

Методы исследования:

Изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Глава I. Организация сенсорного воспитания с детьми младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

    1. Значение сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

 

 

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов. Знакомится он и с произведением искусства - музыкой, живописью, скульптурой. Конечно, каждый ребёнок воспринимает всё это. Но здесь просто необходимо сенсорное воспитание - последовательное и планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человека.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Его основная задача - помочь ребёнку накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.[8].

Венгер Л.А. утверждает, "сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п." [4, с. 15].

При обычных методах дошкольного воспитания процесс сенсорного развития ребенка-дошкольника проходит медленно, не всегда полноценно, отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка. Введение направленного сенсорного воспитания меняет процесс сенсорного развития, ускоряя его, качественно изменяя, включая в обслужившие деятельности. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечили бы ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире. Это означает, что само содержание сенсорного воспитания значительно расширяется по сравнению с тем, которое предусматривалось в традиционных дидактических системах. В него включается формирование специфически человеческих сенсорных способностей, таких, как зрительно-кинестетическое регулирование орудийных практических действий, музыкальный и речевой слух [12].

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков [5].

Главное направление сенсорного воспитания состоит в вооружении ребёнка сенсорной культурой. Понятие "сенсорная культура" вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем "социального наследования", которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме, величине и других свойствах вещей) [10].

Ознакомление с основными свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и явлениях действительности. Их правильное восприятие необходимо для успешного усвоения программного материла и формирования способностей ко многим видам творческой деятельности [18].

Формирование обобщенных сенсорных умений предполагает овладение сенсорными ориентировочными действиями и усвоение ребенком системных сенсорных знаний, "алфавитов" сенсорных эталонов, которые помогают ему правильно "прочитать" полученную сенсорную информацию (А В. Запорожец). Сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов, обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Овладевая этими эталонами, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на сладкие и горькие, свежие, лёгкие и тяжёлые [5].

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов. Вначале как предметных эталонов, появляющихся уже к концу младенчества, которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве "единиц измерения" при оценке свойств веществ [5].

Следовательно, развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира [22].

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что сенсорное воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения и восприятия). Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Главное направление сенсорного воспитания состоит в вооружении ребёнка сенсорной культурой. Основные задачи сенсорного развития - усвоение ребенком системных сенсорных знаний (эталонов), включение сенсорного опыта в деятельность ребенка, соединение чувственного опыта со словом.

 

 

 

    1. Задачи и содержание сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

 

 

В 90-е гг. XX века созданы многочисленные вариативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Для реализации воспитательно-образовательной работы дошкольные учреждения имеют возможность выбора любой программы из большого разнообразия рекомендованных Министерством образования РФ: "Детство", "Детский сад - дом радости", "Золотой ключик", "Истоки", Монтессори - педагогика, "Одаренный ребенок", "Программа воспитания и обучения в детском саду", "Радуга", "Развитие" и другие. Большинство программ ориентированно на воспитание детей с 3 до 7 лет. Перед нами не стояла задача разностороннего анализа вариативных программ. Наше внимание привлекают те программы, в которых рассматривается процесс воспитания в группах младшего дошкольного возраста, и которые ставят задачи сенсорного воспитания и развития детей в той или иной степени приоритетности. Российская "Типовая программа воспитания и обучения в детском саду" (1984 г.) под редакцией Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова основывается на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе. Программа создает временную разверстку целей, содержания обучения и воспитания детей от 2 месяцев до 6 лет, а также общие рамки организации жизни каждой возрастной группы; структурирована по сторонам воспитания (развития) и видам деятельности, видам обучающих занятий, сквозным для всех возрастных групп. Программа предписывает большое число обучающих занятий с детьми, определяет их содержание и технологию проведения через прилагаемые объемные методические рекомендации [13].

Большое место уделяется вопросам сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. В программе выделяется раздел "Умственное воспитание в процессе развития действий с предметами " (второй год жизни). Он включает в себя занятия, обеспечивающие накопление впечатлений о свойствах и признаках предметов, а также на развитие мышления в ходе обучения. В первой младшей группе сенсорное воспитание выделяется как отдельный раздел программы. Во второй младшей группе развитие сенсорных способностей происходит в процессе конструирования, изобразительной и музыкальной деятельности, развития речи, ознакомления с окружающим (учить различать и называть свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием, на вкус, слух и др.). В программе нашли отражение конкретные рекомендации Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной и других ученых по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего возраста, учтены возрастные особенности маленьких детей [13].

Информация о работе Организация сенсорного воспитания с детьми младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом