Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:47, доклад
Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова противопоставлена ими традиционной системе обучения, прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника. Существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим.
Основные принципы и понятия РО Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Эльконин Даниил Борисович - виднейший советский психолог, академик РАО, автор всемирно известной периодизации возрастного развития.
Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения.
Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова противопоставлена ими традиционной системе обучения, прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника. Существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим.
Обобщая работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Э.В. Ильенкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному; от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение - развивающим.
При этом В.В. Давыдов опирается на исходные положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина относительно того, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.
Классификационная характеристика
Уровень и характер применения: общепедагогический.
Философская основа: сциентистская, антропологическая.
Методологический подход: развивающий, системный, исследовательский, культурно-исторический.
Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.
Научная концепция освоения опыта: развивающая + ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) операционно-мыслительные умения - СУД + 2) ЗУН + ….
Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный, гуманистический.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, развивающая. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + НИТ.
Преобладающие методы: проблемные, дедуктивные.
Организационные формы: классно-урочная, групповая, дифференцированная. Преобладающие средства: вербальные, знаковые + компьютерные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: дидактоцентрический + субъект-субъектный (педагогика сотрудничества).
Направление модернизации: альтернативное.
Категория объектов: продвинутые классы, школы.
Акценты целей
- Формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий.
- Акцент на формирование способов умственных действий - СУДов.
- Воспроизведение в учебной
деятельности детей логики
- Учащиеся должны уметь
делать содержательные
- Учащиеся должны уметь
переходить от выполнения
- Овладение новыми средствами учебной деятельности в виде знаковых моделей.
Концептуальные основания технологии РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Гипотезы
a) Идея о центральном значении деятельности сознания в процессе обучения.
b) Возможности ребенка к обучению (и, следовательно, к развитию) огромны, но не используются в традиционной технологии.
c) Детям дошкольного возраста доступны многие теоретические понятия, они принимают их и осваивают раньше, чем научаются действовать с их частными проявлениями.
d) Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.
Принципы
a) Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается как на свое основание на достижения естественного созревания (Л.Г. Выготский)
b) Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).
c) Принцип субъективности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.
d) Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
e) Приоритетная цель - формирование способов умственных действий (СУД).
Дидактика
1) Содержание:
-Система научных понятий
есть фактор умственного
-Повышение роли
-Основой развивающего
обучения служит его
-Содержательные обобщения.
Знания, конституирующие учебный
предмет или его основные
2) Методика:
-Дедуктивный способ подачи информации. Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
-Принцип проблемности как условие мотивации.
-Восхождение от абстрактного к конкретному, ориентация на основные отношения изучаемого предмета.
-Принцип моделирования.
Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.
3) Обучение как активный деятельностный процесс:
-Понимание учебной
-Выделение в структуре учебной деятельности четырех компонентов: учебной задачи, учебного действия, действия контроля и действия оценки.
-Принцип диалога-полилога.
-Концепция коллективно-
Особенности содержания РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова
Построение учебного предмета моделирует содержание и методы научной области, организует познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
Повышается теоретический уровень образования, который предлагает передачу детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).
Теоретические знания (ЗУНы)
Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова связан, прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. В основе эмпирических знаний лежит наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри системы абстрактных элементов.
Содержательные обобщения. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Это могут быть:
- наиболее общие понятия
науки, выражающие глубинные
- понятия, в которых
выделены не внешние,
- теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.
Содержательное обобщение - постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития.
Пример: понятие «плод» может быть эмпирическим, если определять внешние признаки (часть растения, родившееся животное). И содержательным, если абстрагировать его до всеобщих процессов развития, изменения (порождение, результат процесса развития).
В дидактической структуре учебных предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений. Ребенок ищет общий способ подхода к многочисленным частным ситуациям.
Способы умственных действий (СУДы)
«Способы деятельности» - ключевой психолого-педагогический элемент технологии. По В.В. Давыдову, способы умственных действий, способы мышления подразделяются на рассудочные (эмпирические, опирающиеся на наглядные образы) и разумные, или диалектические.
Рассудочно-эмпирическое мышление направлено на расчленение и сравнение свойств предметов для абстрагирования формальной общности и придания ей формы понятия. Это мышление - начальная ступень познания, его виды (индукция, дедукция, абстрагирование, анализ, синтез и др.) доступны и высшим животным, различие только в степени (Ф. Энгельс).
Разумно-теоретическое, диалектическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие. При этом, естественно, рассудочная логика входит в диалектическую как в логику более высокой формы.
Суть теоретического мышления, по В.В. Давыдову, состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития.
Базой теоретического мышления служат мысленно идеализированные понятия, системы символов (выступающие как первичные по отношению к конкретным эмпирическим предметам и явлениям). В связи с этим способы умственных действий в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеют характерные отличия от формально-логического истолкования.
Содержательный анализ - способ обнаружения генетически исходной основы некоторого целостного объекта; он направлен на поиск и вычленение существенного отношения среди привходящих и частных его особенностей.
Содержательное
Особое значение в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеет действие обобщения. В формальной логике - это вычленение существенных признаков в объектах и объединение объектов по этим признакам, подведение их под общее понятие.
Эмпирическое обобщение идет от частных предметов и явлений через их сравнение к общему эмпирическому понятию.
Теоретическое, содержательное обобщение, по В.В. Давыдову, осуществляется путем анализа некоторого целого в конкретном множестве, чтобы открыть его генетически исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.
Восхождение от абстрактного к конкретному - это использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций. Восхождение от абстрактного к конкретному является общим принципом ориентации учащихся во всем многообразии фактического учебного материала. Способ развития мышления школьников прежде всего дедуктивный.
Содержательная рефлексия
- поиск и рассмотрение существенных
оснований собственных
Таким образом, содержание учебного предмета представляет систему понятий, заданных не как способ описания объекта, а как основание для его преобразования, регулирующая основа способов получения значимых результатов.
Самоуправляющие механизмы личности (СУМы)
Из всех СУМов (потребности, способности, направленность, Концепция) ставка делается на познавательные потребности и способности личности; они стимулируются, формируются, развиваются в разнообразных вариантах их удовлетворения. Кроме того, формируется положительная «Концепция»: применяется личностный подход, постановка ребенка в положение субъекта, стимулирование успеха.
Таким образом, развивающее обучение полностью противопоставлено традиционному. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка называется теоретическим. РО направлено от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному.
В ходе такого обучения повышается
теоретический уровень
Информация о работе Основные принципы и понятия РО Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова