Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:13, реферат
Формирование личностной сферы специалиста осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды, в которой он оказывается, обучаясь в высшей школе. Среда рассматривается исследователями в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора развития личности, играющего определяющую роль в модификации поведения, которое развертывается как следствие «запланированных факторов среды» (Б.Ф. Скиннер).
1. Введение………………………………………………………………………….2
2. Педагогическая образовательная среда и её факторы…….………………..4
3. Студент в образовательной среде вуза.……………………………………..7
4. Формирование будущего специалиста………………………………………10
5. Средовой подход в педагогике………………………………………………12
6. Заключение……………………………………………………………………….18
7. Литература……………………………………………
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСТИТ
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра
социальной и педагогической
информатики
Реферат
Особенности
педагогической среды
вуза.
Выполнил:
Студент группы ПОИ-ДМ-5
Андриянов
Константин Сергеевич
Проверил:
д.п.н., доцент
Степанова Людмила
Анатольевна
Москва 2011
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………
2. Педагогическая образовательная среда и её факторы…….………………..4
3. Студент в образовательной среде вуза.……………………………………..7
4. Формирование будущего специалиста………………………………………10
5. Средовой подход в педагогике………………………………………………12
6. Заключение……………………………………………………
7. Литература……………………………………………………
Введение.
Цивилизованный мир ХХI века переживает кардинальные изменения в сфере образования. Ведущей тенденцией педагогики III тысячелетия признана ориентация на личностное начало человека. В соответствии с парадигмой личностно-развивающей ориентации образования его приоритетной целью и критерием эффективности становится развитие личностного потенциала индивида, что также актуально и для высшего медицинского образования, ибо «не техника и наука, а личность врача обуславливают его успех» (Эрвин Лик). В новой социальной ситуации в России на фоне глобализации и экологизации мышления, демократизации общества и становления открытой рыночной экономики, гуманизации и информатизации всех сторон жизни общества сфера высшего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Так, определяя приоритеты высшей медицинской школы, специалисты ведут речь о необходимости дать выпускнику вуза профессиональные знания, умения, навыки на современном научном уровне по важнейшим разделам; вооружить опытом постоянного наращивания своей компетентности, самосовершенствования в области избранной специальности; создать условия для личностного роста и развития творческой личности. Если первая цель представлена в Государственных образовательных стандартах по всем специальностям, то относительно двух других такой определённости нет. Требования к уровню подготовки специалиста, к его профессиональным и личностным качествам, ценностям, установкам и интересам, профессиональной направленности мышления, эмоционально-волевым качествам, способностям и компетенциям неуклонно повышаются. Ориентация на функционализм в подготовке и мышлении специалиста уходит в прошлое. Выпускнику высшей школы необходима целостная ориентировка в мире человека, что предполагает развитость и его собственной ценностно-смысловой сферы, открытость миру и воздействию его культуры.
Формирование
личностной сферы специалиста
Ситуация развития
личности является выражением «средовой»
природы личностной социализации индивида,
при котором меняется подход к
управлению процессами развития и саморазвития
личности: педагогическое взаимодействие
осуществляется не через предметную
деятельность, как это имеет место
при развитии понятийного мышления,
умственных действий и т.п., а через
создание определенной среды, в которой
развертываются жизненно значимые ситуации
и события, востребующие проявление
и развитие личности.
Педагогическая
образовательная
среда и её факторы.
Образовательная среда
в данном ракурсе представляет собой
развивающийся многофакторный континуум,
который аккумулирует целенаправленно
создаваемые условия
Накопленные за последние десятилетия огромный пласт знаний о факторах развития человека позволил уточнить содержание категорий «образовательная среда как педагогический феномен» и «образование», провести их сопоставление по таким параметрам, как специфика деятельности, в которую включается воспитуемый под влиянием этих факторов, достигаемые при этом результаты, и субъектная позиция обучаемого.
Так, среда не формирует специальной деятельности и отношение к ней обозначают понятием поведения, в то время как результатом образования является освоенность некоторой социально значимой деятельности, задаваемой посредством специально отобранного содержания, соответствующего Государственному образовательному стандарту. Следствием воздействия образовательной среды вуза развивающего типа становится активизация процесса профессионально-личностного развития и саморазвития студентов, обретение ими самостоятельной позиции, статуса, своеобразной «ниши», имиджа в пространстве вуза, своего собственного образа «в сравнении с другими». По мере изменения соотношения внешних требований, регламентации и свободы рассматриваемые характеристики также развиваются.
Специфическое социокультурное окружение образовательного процесса исследователи описывают понятиями "образовательное пространство" и "образовательная среда". Содержание этих понятий, несмотря на близость, не является идентичным. Понятие пространства фиксирует внимание исследователей на упорядоченном множестве человекообразующих систем, тогда как образовательная среда описывает разнообразие как непосредственно относящихся к субъекту, так и нейтральных для него феноменов. Среда в этом смысле более индивидуальна для каждого формирующегося человека. В организованном пространстве вуза студент находит свою среду, своего рода нишу. Кроме того, среда включает в себя и такую характеристику материи как время, то есть образовательная среда в отличие от устойчивых пространственных структур имеет протяженность и изменчивость во времени.
Типология сред в образовании по шести позициям:
по педагогическим функциям (дидактическая, воспитательная, - интеллектуально-развивающая);
по профилю образовательного учреждения, в котором среда имеет место (среда дошкольного учреждения, школы (гимназии, лицея), колледжа, вуза, среда университетского округа, регионально-этнокультурная среда);
по организационным структурам, представленным в среде (среда кафедры, факультета, вуза, среда учреждения для учебно-производственной практики);
по сообществу вовлечённых
в образовательный процесс
по структурно-качественным характеристикам (на основании адаптивной функции, на основании включённости в культуру, информационного компонента, экологического компонента среды и т.д.)
по включённости
среды в содержание образования,
что имеет место при реализации
личностно-развивающей
Исследование образовательных сред высшей школы, различающихся по их личностно - и профессионально-развивающим функциям, показало, что только образовательные среды, сочетающие разнообразие жизненных ситуаций и профессиональную ориентированность учебной и внеучебной сфер развития участников образовательного процесса представляются соответствующими запросам и целям современного образования.
К факторам образовательной
среды относится совокупность явлений
и процессов, которые в предметно-
В структуре среды
нами выделены: факторы прямого действия
(например, источники информации, учебное
оборудование, используемое в лабораторном
практикуме, системы поддержки учебной
деятельности и общения), которые
при этом становятся тождественными
средствам обучения, и факторы
косвенного действия, опосредованно
влияющие на усвоение знаний и развитие
студентов (к примеру, температура
в помещении, освещённость и эргономичное
оборудование учебного места и т.д.).
Среди факторов, которые действуют вне
рамок учебного процесса можно отметить
как пространственно-предметную организацию
среды (например, оформление рекреации
картинами художников), так и особенно
мощный фактор – общение в неформальной
обстановке с крупными учёными, приобщение
к научным школам и корпоративным традициям,
взаимодействие студентов друг с другом.
Неуправляемые факторы образовательной
среды проявляют себя на ситуативном уровне,
и их влияние не может быть заранее предсказанным.
Студент
в образовательной
среде вуза.
Любое участие студента в преобразовании среды учебного заведения, будь то изготовление наглядных пособий (микропрепаратов, таблиц, стендов) или участие в спортивной жизни вуза, в художественной самодеятельности, или в деятельности студенческого научного общества, или даже в озеленении конкретной кафедры надо приветствовать, ибо это запускает сложный механизм восприятия данной образовательной среды как "своей".
Параметры качества признаков эффективного влияния среды образовательного учреждения на развивающуюся личность специалиста:
1) принятие студентом
образовательного учреждения с
его функциональными и
Особенно важно, когда
образовательная среда
Через образ жизни
среда способна формировать личностный
тип, присущий профессии врача и
в то же время развивать личностно-
Многоликое участие
дисциплин каждого блока в
развитии личностного потенциала студента
можно рассматривать как с
позиций охвата многообразия его
сущностных качеств и сочетаний
их характерологических
Взаимосвязь образовательной
среды и профессионально-
При погружении студента
в образовательную среду вуза,
результирующее воздействие среды
на профессионально-личностное развитие
обусловлено большой