Особенности педагогической среды вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:13, реферат

Краткое описание

Формирование личностной сферы специалиста осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды, в которой он оказывается, обучаясь в высшей школе. Среда рассматривается исследователями в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора развития личности, играющего определяющую роль в модификации поведения, которое развертывается как следствие «запланированных факторов среды» (Б.Ф. Скиннер).

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………….2
2. Педагогическая образовательная среда и её факторы…….………………..4
3. Студент в образовательной среде вуза.……………………………………..7
4. Формирование будущего специалиста………………………………………10
5. Средовой подход в педагогике………………………………………………12
6. Заключение……………………………………………………………………….18
7. Литература……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

особенности педагогической среды вуза.docx

— 62.74 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСТИТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра социальной и педагогической информатики 
 
 
 

Реферат 

Особенности педагогической среды  вуза. 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент  группы ПОИ-ДМ-5

Андриянов Константин Сергеевич 

Проверил:

д.п.н., доцент

  Степанова Людмила  Анатольевна 
 
 
 

Москва 2011

Содержание. 

1. Введение………………………………………………………………………….2

2. Педагогическая образовательная среда и её факторы…….………………..4

3. Студент в образовательной среде вуза.……………………………………..7

4. Формирование будущего специалиста………………………………………10

5. Средовой подход в педагогике………………………………………………12

6. Заключение……………………………………………………………………….18

7. Литература………………………………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Цивилизованный  мир ХХI века переживает кардинальные изменения в сфере образования. Ведущей тенденцией педагогики III тысячелетия признана ориентация на личностное начало человека. В соответствии с парадигмой личностно-развивающей ориентации образования его приоритетной целью и критерием эффективности становится развитие личностного потенциала индивида, что также актуально и для высшего медицинского образования, ибо «не техника и наука, а личность врача обуславливают его успех» (Эрвин Лик). В новой социальной ситуации в России на фоне глобализации и экологизации мышления, демократизации общества и становления открытой рыночной экономики, гуманизации и информатизации всех сторон жизни общества сфера высшего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Так, определяя приоритеты высшей медицинской школы, специалисты ведут речь о необходимости дать выпускнику вуза профессиональные знания, умения, навыки на современном научном уровне по важнейшим разделам; вооружить опытом постоянного наращивания своей компетентности, самосовершенствования в области избранной специальности; создать условия для личностного роста и развития творческой личности. Если первая цель представлена в Государственных образовательных стандартах по всем специальностям, то относительно двух других такой определённости нет. Требования к уровню подготовки специалиста, к его профессиональным и личностным качествам, ценностям, установкам и интересам, профессиональной направленности мышления, эмоционально-волевым качествам, способностям и компетенциям неуклонно повышаются. Ориентация на функционализм в подготовке и мышлении специалиста уходит в прошлое. Выпускнику высшей  школы необходима целостная ориентировка в мире человека, что предполагает развитость и его собственной ценностно-смысловой сферы, открытость миру и воздействию его культуры.

Формирование  личностной сферы специалиста осуществляется под влиянием не только целенаправленного  образовательного процесса, но и специфической  профессиональной среды, в которой  он оказывается, обучаясь в высшей школе. Среда рассматривается исследователями  в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора  развития личности, играющего определяющую роль в модификации поведения, которое  развертывается как следствие «запланированных факторов среды» (Б.Ф. Скиннер).

Ситуация развития личности является выражением «средовой» природы личностной социализации индивида, при котором меняется подход к  управлению процессами развития и саморазвития личности: педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, как это имеет место  при развитии понятийного мышления, умственных действий и т.п., а через  создание определенной среды, в которой  развертываются жизненно значимые ситуации и события, востребующие проявление и развитие личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогическая  образовательная  среда и её факторы. 

Образовательная среда  в данном ракурсе представляет собой  развивающийся многофакторный континуум, который аккумулирует целенаправленно  создаваемые условия взаимодействия субъективного мира развивающейся  личности с его уникальными характеристиками (избирательность переживаний, поиск  смыслов, потребность в самореализации) и объективного мира образовательного учреждения (индивидуальности преподавателей и студентов, научно-педагогические школы, предметно-пространственное окружение, информационные потоки), в которых  целью и ценностью становится повышение собственной субъектности на основе нахождения своего рода «ниши» для реализации своего личностного потенциала.

Накопленные за последние  десятилетия огромный пласт знаний о факторах развития человека позволил уточнить содержание категорий «образовательная среда как педагогический феномен» и «образование», провести их сопоставление  по таким параметрам, как специфика  деятельности, в которую включается воспитуемый под влиянием этих факторов, достигаемые при этом результаты, и субъектная позиция обучаемого.

Так, среда не формирует  специальной деятельности и отношение к ней обозначают понятием поведения, в то время как результатом образования является освоенность некоторой социально значимой деятельности, задаваемой посредством специально отобранного содержания, соответствующего Государственному образовательному стандарту. Следствием воздействия образовательной среды вуза развивающего типа становится активизация процесса профессионально-личностного развития и саморазвития студентов, обретение ими самостоятельной позиции, статуса, своеобразной «ниши», имиджа в пространстве вуза, своего собственного образа «в сравнении с другими». По мере изменения соотношения внешних требований, регламентации и свободы рассматриваемые характеристики также развиваются.

Специфическое социокультурное окружение образовательного процесса исследователи описывают понятиями "образовательное пространство" и "образовательная среда". Содержание этих понятий, несмотря на близость, не является идентичным. Понятие пространства фиксирует внимание исследователей на упорядоченном множестве человекообразующих систем, тогда как образовательная среда описывает разнообразие как непосредственно относящихся к субъекту, так и нейтральных для него феноменов. Среда в этом смысле более индивидуальна для каждого формирующегося человека. В организованном пространстве вуза студент находит свою среду, своего рода нишу. Кроме того, среда включает в себя и такую характеристику материи как время, то есть образовательная среда в отличие от устойчивых пространственных структур имеет протяженность и изменчивость во времени.

Типология сред в  образовании по шести позициям:

по педагогическим функциям (дидактическая, воспитательная, - интеллектуально-развивающая);

по профилю образовательного учреждения, в котором среда имеет  место (среда дошкольного учреждения, школы (гимназии, лицея), колледжа, вуза, среда университетского округа, регионально-этнокультурная среда);

по организационным  структурам, представленным в среде (среда кафедры, факультета, вуза, среда  учреждения для учебно-производственной практики);

по сообществу вовлечённых  в образовательный процесс участников (среда академической группы, курса, проектная группа и т.п.);

по структурно-качественным характеристикам (на основании адаптивной функции, на основании включённости в культуру, информационного компонента, экологического компонента среды и  т.д.)

по включённости среды в содержание образования, что имеет место при реализации личностно-развивающей образовательной  модели, где опыт, обретаемый в среде, является одним из источников содержания образования.

Исследование образовательных  сред высшей школы, различающихся по их личностно - и профессионально-развивающим  функциям, показало, что только образовательные  среды, сочетающие разнообразие жизненных  ситуаций и профессиональную ориентированность  учебной и внеучебной сфер развития участников образовательного процесса представляются соответствующими запросам и целям современного образования.

К факторам образовательной  среды относится совокупность явлений  и процессов, которые в предметно-рекреационном, пространственно-временном, информационном, коммуникативно-деятельностном, нравственно-психологическом или каких-либо других аспектах связаны с образовательным процессом, выступают как его условие, предпосылка, предметно-событийная оболочка. В этом смысле проектирование и создание образовательной среды включает систему целенаправленных действий кафедры высшей школы по актуализации предметно-информационно-психологических факторов, обеспечивающих поддержку целенаправленной научно-педагогической деятельности преподавателей и саморазвития студентов.

В структуре среды  нами выделены: факторы прямого действия (например, источники информации, учебное  оборудование, используемое в лабораторном практикуме, системы поддержки учебной  деятельности и общения), которые  при этом становятся тождественными средствам обучения, и факторы  косвенного действия, опосредованно  влияющие на усвоение знаний и развитие студентов (к примеру, температура  в помещении, освещённость и эргономичное оборудование учебного места и т.д.). Среди факторов, которые действуют вне рамок учебного процесса можно отметить как пространственно-предметную организацию среды (например, оформление рекреации картинами художников), так и особенно мощный фактор – общение в неформальной обстановке с крупными учёными, приобщение к научным школам и корпоративным традициям, взаимодействие студентов друг с другом. Неуправляемые факторы образовательной среды проявляют себя на ситуативном уровне, и их влияние не может быть заранее предсказанным.  

Студент в образовательной  среде вуза. 

Любое участие студента в преобразовании среды учебного заведения, будь то изготовление наглядных  пособий (микропрепаратов, таблиц, стендов) или участие в спортивной жизни  вуза, в художественной самодеятельности, или в деятельности студенческого научного общества, или даже в озеленении конкретной кафедры надо приветствовать, ибо это запускает сложный механизм восприятия данной образовательной среды как "своей".

Параметры качества признаков эффективного влияния среды образовательного учреждения на развивающуюся личность специалиста:

1) принятие студентом  образовательного учреждения с  его функциональными и эстетическими  характеристиками, предоставляемыми  возможностями профессионального  и межличностного общения как  субъективно значимого аттрактивного пространства и переживание своего пребывания в нем в виде чувств привязанности, комфортности, принадлежности к «своему» духовно-профессиональному сообществу; 2) полнота (разносторонность) вхождения в среду, открытие для себя возможностей самореализации в учебной, информационной, профессиональной сферах вуза, сфере межличностного общения различного уровня – от эпизодического партнерства до дружбы и любви; 3) определение для себя устойчивой сферы взаимодействия – лаборатории, секции, клуба, «команды», которая выступает как, своего рода, референтная группа, обеспечивающая открытое, творческое, неформальное общение; 4) отношение к среде образовательного учреждения как к источнику дополнительного профессионального и личностного опыта, присутствие которого в известной степени «достраивает» образование до целостности.

Особенно важно, когда  образовательная среда воспринимается студентами как доброжелательная, благоприятная. Именно доброжелательная (позитивная) образовательная среда способна оказать позитивное воздействие  на личность студента и может служить  основой для создания среды целенаправленно  развивающей личность специалиста.

Через образ жизни  среда способна формировать личностный тип, присущий профессии врача и  в то же время развивать личностно-профессиональную индивидуальность. Представления о  том, какой же должна быть личность будущего специалиста и присущие ей функции потребовали рассмотрения вопросов о профессиональном идеале и современных тенденциях. Профессиональный идеал сложен и многогранен, включает разные аспекты и характеристики межличностно-социальной, морально-нравственной, действенно-практической, потребностно-мотивационной, когнитивно-познавательной, эмоционально-волевой, экзистенционально-бытийной сфер. К таковым нами отнесены эмпатия, понимание,  коммуникабельность, ответственность, добросовестность, внимательность, интеллигентность, тактичность, гуманность,  умение контролировать эмоциональную сферу, способность к рефлексии, обладание яркой индивидуальностью, оптимизм, позитивная Я-концепция и др. При поиске идеала происходит самоактуализация личности на основе переосмысления жизненных ценностей и позиций. Исследование образа идеального специалиста позволяет получить данные, отражающие формирующиеся профессиональные ценности. Осознание ведущих закономерностей и тенденций медицины позволяет выявить средовые факторы, которые необходимо учитывать при преобразовании среды, чтобы усилить ее влияние на формирование личностно-профессионального опыта будущего специалиста.

Многоликое участие  дисциплин каждого блока в  развитии личностного потенциала студента можно рассматривать как с  позиций охвата многообразия его  сущностных качеств и сочетаний  их характерологических комплексов, так и с позиций механизмов воздействия с учётом специфики  каждой дисциплины на различные грани  личности.  

 Взаимосвязь образовательной  среды и профессионально-личностного  развития студента.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

При погружении студента в образовательную среду вуза, результирующее воздействие среды  на профессионально-личностное развитие обусловлено большой совокупностью  факторов, среди которых в качестве основных можно отметить такие как: 1) особенности восприятия среды  конкретным индивидуумом, 2) сформированностью у него идеала специалиста и 3) стремления ему соответствовать, осуществлять личностный рост, развивать профессиональное мышление и культуру, а также 4) структурно-организационными особенностями данной образовательной среды, 5) её включенностью и в образовательную среду и в профессиональную среду региона, 6) степенью её вовлечённости во внутреннюю, духовную, личностную сферу, 7) время нахождения человека в образовательной среде высшей школы. 
 
 

Информация о работе Особенности педагогической среды вуза