Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [7,10].
Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………......3
Глава 1. Особенности развития внимания младших школьников
1.1. Внимание и его физиологические основы………………………....5
1.2. Виды и свойства внимания……………………………………….....8
1.3. Возрастные особенности внимания школьников………………..11
Глава 2. Изучение особенностей внимания младших школьников
2.1Цели, задачи, организация исследования………………….…….....14
2.2 Исследование особенности и уровней развития внимания младших школьников………………………………………………………………………15
Выводы…………………………………..………………………………..24
Рекомендации…………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование особенностей развития внимания !!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 446.50 Кб (Скачать файл)

     Курсовая  работа  
 

     Особенности развития внимания у  детей младшего школьного  возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила:

     Студентка Б2-Н

     Прососкова  Д.Н. 
 
 

      

                                   Железноводск 2011 

                                  Оглавление 

     Введение…………………………………………………………………......3

     Глава 1. Особенности развития внимания младших школьников

    1. Внимание и его физиологические основы………………………....5
    2. Виды и свойства внимания……………………………………….....8
    3. Возрастные особенности внимания школьников………………..11

     Глава 2. Изучение особенностей внимания младших школьников

     2.1Цели, задачи, организация исследования………………….…….....14

     2.2 Исследование особенности и уровней развития внимания младших школьников………………………………………………………………………15

     Выводы…………………………………..………………………………..24

     Рекомендации…………………………………………………………….25

     Заключение……………………………………………………………….27

     Список  литературы………………………………………………………28

     Приложения…………………….………………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

                                            ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.

     Внимание  - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [12,15].

     Внимание  имеет огромное значение в жизни  человека. Оно – необходимое условие  выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

     Но  внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать  и об общем складе личности, о  социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [7,10].

      Это обусловило постановку проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: система приёмов по организации и развитию внимания, применяемая учителем, опирается как на развитие основных свойств внимания, так и на основные компоненты структуры личности и группы в целом, и способствует правильной организации внимания и успешной деятельности детей в школе.

     Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтанского А. А. (физиологические основы внимания); Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. (как прикладные исследования внимания); Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).

       Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.

       Предмет исследования: внимание.

       Объект исследования: познавательная сфера младших школьников.

            Методический блок включает в себя следующие методы: тестирование,  анализ литературы, метод математической обработки

     Основная  гипотеза формируется нами следующим  образом: система приёмов и методов  по организации внимания детей младшего школьного возраста, применяемая учителем, способствует формированию и развитию внимания и успешной адаптации детей в школе.

          Доказательство основной гипотезы  требует решения следующих задач  исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы.
  2. Разработать методический блок и исследовательские процедуры для изучения внимания детей.
  3. Описать специфические особенности формирования внимания детей данного возраста и использование приёмов, способствующих развитию внимания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Особенности развития внимания младших школьников

     1.1 Внимание и его физиологические основы 

     Окружающие  нас предметы и явления действуют  через органы чувств на мозг, вызывая  ощущения, восприятия, представление  мысли, чувства и другие психические  процессы. Все они являются отражением внешнего мира в сознании. Но это отражение в разных условиях является различным. Различия в восприятии внешних воздействий зависит от внимания. Его чаще всего определяют как направленность, сосредоточенность нашего сознания на определённом предмете или явлении [1,16]. Под направленностью понимается определённый выбор /вольный или невольный/, предмет или явление среди других. Сосредоточенность – это, по мнению многих учёных, отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или к данной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других [3,6].

     Слово «внимание», подобно слову «чувство», употреблялось в истории психологии для обозначения различных процессов. Прежде всего, бывают такие случаи, когда наше внимание направляется на что-нибудь, и мы бессильны воспрепятствовать этому, или, другими словами, бывают такие впечатления, что не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом. К этому разряду впечатлений принадлежат интенсивные возбудители. Громкие звуки, яркие световые явления, сильные боли – все это впечатления привлекают наше внимание против нашей воли. Всё новое также овладевает вниманием. Новым впечатлением, говоря на психологическом языке, будет такое впечатление, которое при своём вступлении в сознании не имеет ещё с ним ассоциативных связей; оно стоит в нём уединённо, изолированно от других.

     Итак, интенсивность, качество, повторение, внезапность, новизна – вот те факторы, которые определяют внимание. Как только они выступают в  сознании, мы должны обратить на них  внимание, даже если бы у нас были основания направить внимание в  другую сторону.

     Нужно сказать, что внимание нельзя считать  самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, мышлению, эмоциям. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно  воспринимать, внимательно запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления – невозможно. Внимание характеризует состояние психических процессов, является как бы одной из сторон психической деятельности личности [14, 20].

     С точки зрения отечественной науки внимание у человека развивалось в процессе сознательной и трудовой деятельности, особенно такой, какая требовала волевых усилий. Нужно отметить, что проблемой внимания занимались многие зарубежные и отечественные психологи.

     В работах В. Вундта это понятие, например, было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчётливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция (включение, преобразование в целостную структуру прошлого опыта) [10,13].

     Н. Ф. Добрынин провёл ряд теоретических и экспериментальных исследований внимания. Его основная идея заключается в том, что внимание рассматривается как проявление активности личности [6].

     В своих работах Н. Ф. Добрынин выдвигает  принцип значимости как «один  из основных факторов, вызывающих активную психическую деятельность» [6,11]. У животных имеет место биологическая значимость внешних воздействий на организм, у человека же кроме неё большую роль играет общественная и личностная значимость. Согласно этой теории, «внимание у людей возникает прежде всего тогда, когда действуют раздражители, затрагивающие интересы личности» [6,9].

     В отечественной психологии П. Я. Гальпериным  разработана теория внимания как  функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления [3,12]. Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности. В частности, её планомерное формирование позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например, рассеянность.

     Однако рассмотрение проблем внимания следует, прежде всего, начинать с физиологических основ внимания. Особенно значительная роль в их исследовании русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского.

     Согласно  взглядам И. М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. По Сеченову, всякий рефлекс вызывается определённым воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. В связи с этим он считал, что «сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений, к лучшему восприятию» [9,16]. Таким образом, устойчивое, концентрированное внимание – это результат того, что ребёнок учится управлять своими движениями.

     И. П. Павлов развил и экспериментально обосновал положение Сеченова «о рефлексах головного мозга».

     И. П. Павлов установил, что открытый ранее  физиологами закон индукции нервных  процессов имеет отношение и  к вниманию человека. В силу этого  закона, считал Павлов, в коре полушарий  головного мозга вокруг очага  возбуждения образуются заторможенные участки. При этом «чем сильнее очаг возбуждения, тем глубже, сильнее торможение в других участках коры» [9,17].

     Нужно отметить, что большое значение имеет установленный А. А. Ухтомским «принцип доминанты», для выяснения физиологических механизмов внимания. Этот принцип представляет собой «общий рабочий принцип нервных процессов» [12].

     А. А. Ухтомский пишет: «Под именем «доминанты»  понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он не был вызван, причём новь приходящие в центры возбуждения служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко развиты явления торможения. В высших этажах и коре «полушарий» принцип доминанты является физиологической основой внимания» [12,19].

     Если  говорить о школьной практике, то можно отметить следующее: если учитель утверждает, что ученик на уроке невнимателен, то это означает только то, что в этот момент его внимание направлено не на школьное задание, а на что-то постороннее. 

                          1.2 Виды и свойства внимания 

     По  своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (см. Приложение № 1). Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности [14]. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами [14].

     В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов [17]. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека [17,19].

Информация о работе Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста