Особенности формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту, поэтому актуальность выбранной нами темы очевидна и не вызывает сомнений. Основная цель обучения учащихся культуре общения - формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека - это совокупность норм и традиций общения. [17, с.56]
Адекватное коммуникативное поведение - это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?).

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Глава. Особенности формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте…………………………………………………6
Психолого-педагогические особенности младшего школьника……………………………………………………………….……….6
Особенности общения младших школьников …………………..7
Коммуникативные навыки младших школьников и важность их формирования …………………………………………………………………18
Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников…………………………………………………………………….21
Глава. Характеристика внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте ………………………………………………………26
Определение внеурочной деятельности. Виды ………………..26
Внеурочная деятельность и ее влияние на формирование коммуникативных навыков младших школьников………………………….28
Заключение………………………………………………………………36
Список литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 77.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         План

Введение……………………………………………………………………3

1 Глава. Особенности формирования  коммуникативных навыков в младшем  школьном возрасте…………………………………………………6

    1. Психолого-педагогические особенности младшего школьника……………………………………………………………….……….6
    2. Особенности общения младших школьников …………………..7
    3. Коммуникативные навыки младших школьников и важность их формирования …………………………………………………………………18
    4. Приемы формирования коммуникативной компетенции  младших школьников…………………………………………………………………….21
  1. Глава. Характеристика внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте ………………………………………………………26
    1. Определение внеурочной деятельности. Виды ………………..26
    2. Внеурочная деятельность и ее влияние на формирование коммуникативных навыков младших школьников………………………….28

Заключение………………………………………………………………36

Список литературы…………………………………………………

Приложение………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

                                      Введение

Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.

Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства младших школьников, А.В. Мудрика - о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. [20, с.15].

В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту, поэтому актуальность выбранной нами темы очевидна и не вызывает сомнений. Основная цель обучения учащихся культуре общения - формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека - это совокупность норм и традиций общения. [17, с.56]

Адекватное коммуникативное поведение - это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?).

Основные задачи, стоящие перед учителем следующие:

сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения:

вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Адекватное коммуникативное поведение основывается на определенных коммуникативных знаниях, умениях и навыках. Основная задача - дать учащимся навыки в сфере культуры поведения и общения. Как показывает практика, дети, да и взрослые, сегодня не владеют основными знаниями в области общения, они не знают, что надо говорить в той или иной ситуации.

Необходимо иметь в виду, что в рамках только уроков умения и особенно навыки общения надежно сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков - это в большей степени задача внеклассной работы. Это и проведение различных конкурсов, КВН, фестивалей, посещение театров, музеев, выставок и т.д.

Необходимо дать учащимся правила, нормы, эталоны общения, выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны понять, что надо делать и говорить и как.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  I Глава

Особенности  формирование коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте.

1.1Психолого-педагогические  особенности младших школьников.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 -7  

до 9 -10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций 

         Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контакте с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных  потребностей и интересов;

- развития продуктивных приемов  и навыков учебной работы, умения  учиться;

- раскрытия индивидуальных особенностей  и способностей;

-развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению  к себе и окружающим;

- усвоение социальных норм, нравственного  развития;

- развитие навыков общения со  сверстниками, установления прочных  дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Младший школьник включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

 

                 1.2 Особенности общения младших школьников.

 

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к III-IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнера по общению определялся для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III-IV классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.

Общение не только самостоятельная сфера жизнедеятельности школьников, оно пронизывает и все остальные сферы. Этим определяется та важнейшая роль, которую общение играет в процессе становления и жизнедеятельности личности. Этим объясняется и интерес педагогики к этому феномену, стремление выявить его роль в формировании личности, его воспитательные возможности.

В основе разработанной  А.В Мудриком педагогической классификации воспитательных функций общения лежит представление о том, что они, с одной стороны, порождаются общением как стихийным социальным, процессом, а с другой - отражает заданность общения социальными условиями и определенную степень его регулируемости через педагогический процесс.

Выделяются следующие воспитательные функции общения школьников: нормативную (отражающую освоение школьниками норм социально-типического поведения т, е. общение как нормативный процесс), познавательную - (отражающую приобретение школьниками, индивидуального социального опыта в процессе общения, т.е. общение как познавательный процесс), эмоциональную (отражающую общение как аффективный процесс), актуализирующую (отражающую реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника, т.е. общение как способ и средство социального утверждения личности.

Возрастные особенности руководства детскими коллективами, отражающие специфику возрастной психологии обеспечивают преемственность в развитии соответствующих коммуникативных умений. Выясним, каковы особенности педагогического руководства детскими группами с учетом общих задач обучения и воспитания [28, с.125].

Практически организуя работу детских групп и коллективов, педагог должен преследовать следующие цели:

1. Научить детей правильно  распределять между собой роли  в совместной деятельности и  выполнять свои ролевые обязанности.

2. Научить детей быть  руководителями в групповой деятельности.

3. Научить детей подчиняться  заданным правилам совместной  работы, быть также и хорошими  исполнителями.

4. Научить детей умело  общаться друг с другом, устанавливать  и поддерживать хорошие деловые  взаимоотношения.

5. Научить детей создавать  в группе эмоционально благоприятные  личные взаимоотношения.

6. Научить каждого ребенка  быть независимым в группе  или коллективе, преследуя собственные  цели; в то же самое время  не ущемлять интересов других  членов группы.

7. Научить детей умело  вести дискуссию, высказываться  самим и слушать других, доказывать  свою правоту и признавать  правильность позиций других  людей.

8. Научить детей снимать  конфликты в сфере личных и  деловых межличностных отношений.

Обучение правильному распределению обязанностей в процессе группового общения предполагает проведение систематической разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей в том, что коллективная деятельность, построенная на основе разделения функций, их специализации и кооперации, координации усилий членов группы, является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем без исключения людям, порождая значительный выигрыш, обеспечивая социальную и моральную поддержку и способствуя развитию каждого как личности. Это происходит тогда, когда группа или коллектив не доминируют над личностью, не ущемляют ее интересов и не подавляют ее. Следует особо подчеркнуть значимость каждой роли в группе для развития индивида как личности, необходимость ролевой взаимозаменяемости, при которой каждый имеет право и возможность побывать в различных социально-психологических ролях. Результатом такой работы должно стать научение детей самостоятельному распределению обязанностей в группе, решение этой задачи без вмешательства взрослых.

Две самые важные роли, которые встречаются практически во всех организованных группах - это роли руководителя и исполнителей. Их выполнению в первую очередь необходимо обучить детей. Ребенку в процессе межличностного общения, прежде всего, нужно показать, как собрать детей, распределить между ними обязанности, добиться того, чтобы каждый из них хорошо понял и принял свою роль. Следующий этап обучения преследует цель усвоения функций по координации, контролю совместной деятельности, подведению ее итогов. Сначала взрослому нужно научить ребенка подчиняться ему, а затем - своим товарищам, причем необходимо следить за тем, чтобы от внешнего контроля за своей деятельностью ребенок постепенно переходник внутреннему самоконтролю, от добросовестного выполнения обязанностей в присутствии других людей к добросовестному их исполнению наедине с самим собой. Не менее важно своевременно научить детей подчиняться другим и быть хорошими исполнителями своих обязанностей внутри социальной группы. Важным моментом обучения исполнительской деятельности является научение следованию заданным в группе или коллективах правилам поведения. Большую пользу в этом плане ребенку может принести включение его в групповую работу, предполагающую строгое следование различным правилам, варьирование время от времени самого характера этих правил, действующих в группе.

Информация о работе Особенности формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте