Ощущение и восприятие как механизмы познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить ощущение и восприятие как механизмы познания.
Объект исследования - ощущение и восприятие как психические процессы, обеспечивающие познание окружающей действительности.
Предмет - взаимосвязь и свойства таких психических процессов как ощущение и восприятие.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретическую литературу по теме;
- дать определение понятиям «восприятие» и «ощущение»;
- показать взаимосвязь и различие этих психических процессов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Ощущения как механизм познания………………………………….………….5
1.1 Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности…………………………………………………………….5
1.2 Сущность и классификации ощущений………………………………………8
1.3 Ощущение как источник познания…………………………………………..12
2 Восприятие как психический познавательный процесс……………………...18
2.1 Восприятие как деятельность………………………………………………...18
2.2 Уникальное и типичное в восприятии: апперцепция и перцептивные гипотезы…..........................................................................................................................24
Заключение………………………………………………………….……………..32
Глоссарий……………………………………………………………….…………34
Список использованных источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Морозова_Педагог.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Балашовский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Педагогика (курс 4)

Тема

Ощущение и восприятие как механизмы познания

Фамилия студента

Морозова 

Имя студента

Валентина

Отчество студента

Александровна 

№ контракта

71490211401209001


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Ощущения как механизм  познания………………………………….………….5

1.1 Ощущения и восприятие  как процессы непосредственно чувственного отражения действительности…………………………………………………………….5

1.2 Сущность и классификации  ощущений………………………………………8

1.3 Ощущение как источник  познания…………………………………………..12

2 Восприятие как психический познавательный процесс……………………...18

2.1 Восприятие как деятельность………………………………………………...18

2.2 Уникальное и типичное в восприятии: апперцепция и перцептивные гипотезы…..........................................................................................................................24

Заключение………………………………………………………….……………..32

Глоссарий……………………………………………………………….…………34

Список использованных источников…………………………………………….36

Приложения………………………………………………………………..……...38

Введение

Актуальность исследования. Восприятие, ощущения - это сложные познавательные психические процессы, на основании которых формируется картина мира окружающего человека. С помощью этих процессов происходит отражение реальной действительности, которую люди познают при помощи ощущений и восприятия. Другими словами, все знания основаны на восприятии и ощущениях. Из этого можно сделать вывод, что разработка темы об этих познавательных процессах является достаточно актуальной.

Однако, хоть  ощущения и восприятие являются познавательными  процессами, они отличаются друг от друга степенью своей сложности. Простым познавательным процессом  является ощущение. Ощущения дают  возможность ориентироваться в окружающих условиях, посылают  сигналы о том, что происходит как вокруг нас, так и в нас самих. Ощущения являются начальным источником всех знаний, так как именно через них люди получают знания о запахе, форме, температуре, цвете и так далее. Определенные ощущения привязаны к определенным органам. На основе ощущений, точнее, на основе взаимодействии нескольких видов ощущений,  получаем восприятие.

Восприятие – это  более сложный психический познавательный процесс. Оно не сводится к простой сумме ощущений. Восприятие качественно отличается от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В нем отражены потребности человека, его желания, стремления, интересы. Восприятие всегда имеет эмоциональную составляющую, потому что отношения человека к воспринимаемому предмету, делает этот предмет эмоционально окрашенным. При восприятии предмета или явления, всегда осмысливается воспринимаемый образ, используя при этом  память и  мышление.

Таким образом, несмотря на явную взаимосвязь между этими двумя процессами все-таки существуют различия. Различаются также и факторы, которые оказывают влияние на восприятие и ощущения.

Цель исследования –  изучить  ощущение и восприятие как  механизмы познания.

Объект исследования - ощущение и восприятие как психические процессы, обеспечивающие познание окружающей действительности.

Предмет - взаимосвязь  и свойства таких психических  процессов как ощущение и восприятие.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретическую  литературу по теме;

- дать определение  понятиям «восприятие» и «ощущение»;

- показать взаимосвязь  и различие этих психических  процессов;

- изучить свойства  ощущения и восприятия.

Методологической основой  исследования являются труды таких ученых и психологов, как А. В. Петровский, А. Г. Маклаков, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Р.С. Немов и других.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,  списка используемой литературы, глоссария и приложений.

Основная часть

1 Ощущения как механизм познания

1.1 Ощущения  и восприятие как процессы  непосредственно чувственного отражения  действительности

Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности могут быть рассмотрены только в контексте проблемы развития психики в целом.

С точки зрения философии  вопрос зарождения психики коренится  в вопросах: Что первично? Что  есть объект отражения? Что есть субъект? Что такое отражение вообще? Основные направления философии – материализм и идеализм. Идеализм и все школы идеализма приводили систему аргументации, которая доказывала, что первичен сам субъект, отраженный объект – вторичен. Материализм утверждает обратное. Компромиссные решения этой проблемы находят другие школы.

Существует целый ряд  учений, предлагающих принципиальное решение проблемы возникновения  психики:

  1. Антропопсихизм – Психика существует только у человека.
  2. Панпсихизм – Всеобщее одушевление. Процесс отражения 
    един как в живой, так и в неживой материи.
  3. Биопсихизм – Как только появляется раздражимость у живого 
    существа – уже можно говорить о психике.
  4. Нейропсихизм – Психика появляется только там и тогда, где 
    есть нервная система и аналог мозга1.

Отечественная психология придерживается материалистической идеи о том, что психика – это такое свойство материи, которое возникает лишь на высших ступенях ее развития2.

Наличие раздражимости  у биологических объектов является одним из важнейших элементов  отличия процессов отражения  в живой и неживой природе. Раздражимость позволяет сохранять целостность живого организма в окружающей среде. По мере эволюционного усложнения биологических систем раздражимость преобразуется в чувствительность, в дифференцированные ощущения и восприятие. Появляется психика. Изменяется роль самого процесса отражения во взаимоотношениях с окружающей средой, от непосредственных реакций, связанных с поддержанием жизнедеятельности организма, их к опосредованию.

Ощущения возникают  там, где есть органы чувств, где  есть психика. Ощущения обеспечивают адекватное реагирование на раздражители, которые не являются в данный момент необходимыми. На этой основе сегодня проведена грань между раздражимостью и ощущениями. Ощущения присущи высшим животным и человеку, так как они обуславливаются не только безусловно-рефлекторными, но и условно-рефлекторными действиями. Возможно, ощущения схожи у человека и животных. Процесс ощущений обусловлен деятельностью коры головного мозга, уровнем его сложности. У человека существуют такие процессы, как мышление, память. У высших животных в акте ощущения включено так называемое интеллектуальное поведение. Уровень развития психики человека выше, чем уровень интеллектуального поведения животных. Человек обладает сознанием, что обеспечивает ему еще более высокий уровень отражения, который выступает в чувственной форме, то есть в форме ощущений и восприятия.

Ощущение – есть активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств3.

Восприятие  – активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств, т.е. отражение образа в целом4.

Долгое время считалось, что субъект отражения есть пассивное  начало, и все воздействия на него есть не что иное, как запечатление в субъекте этих воздействий (рецепторные  теории), более того, некоторые исследователи полагали, что человек реагирует не столько на специфические воздействия, сколько на специфические энергии органов чувств, которые и являются ощущениями (Й. Мюллер. Закон специфических энергий органов чувств).

Исследования И. М. Сеченова раскрыли важнейшую особенность психического отражения – его активный характер. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь; таким образом, орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. Ощущение и восприятие возникают в процессе рефлекторной деятельности5.

С этой точки зрения, ощущения и восприятие являются процессами активными, что обуславливается сенсорной  и моторной деятельностью. Это прослеживающие движения глаз, микродвижения глаз, ориентация поворотом головы, движение руки при осязании и др.

Многие авторы полагают, что генетически ощущения первичны, а восприятие вторично и представляет собой более высокую ступень. Но с точки зрения реально отражаемого  мира, ощущения и восприятие переплетены в одно целое. Процесс ощущений так же включен в систему анализа и синтеза. Таким образом, оба процесса взаимно дополняют друг друга. Ощущения и восприятие, в отличие от других психических процессов, создают первичный образ, то есть они работают тогда, когда на нас непосредственно действует раздражитель. Таким образом, мир объективно существует вне нас, но ощущается и воспринимается нами субъективно6.

1.2 Сущность  и классификации ощущений

Простейшим, исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания является ощущение. «Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении», – гласит старинное изречение. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Характерная особенность ощущений их сиюминутность, непосредственность. Ощущения возникают, как только наши органы чувств соприкоснулись с тем или иным объектом материального мира и существуют какие-то мгновения, по истечении которых преобразуются в восприятия.

Ощущения – это основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле. Это отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений: громкость, форма, цвет, величина, температура7.

Ощущения воспринимаются с помощью органов чувств на сознательном и бессознательном уровнях. Благодаря ощущениям человек может воспринимать сигналы, отражать свойства и признаки вещей внешнего мира, состояний организма. Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь одним из главных, источником познания и важным условием его психического развития8.

Разделившиеся во мнении с психологами, философы-идеалисты  считали, что основным источником  сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность, которая заложена от природы – разумно мыслить. Все это легло в основу философии «рационализма».

Х. Хэд предложил генетический принцип классификации (см. приложение А). Разделял:

- протопатическую чувствительность (низшую)

- эпикритическую чувствительность (высшую)9.

Под протопатическими ощущениями он подразумевал те наиболее древние  формы ощущений, которые не носят  дифференцированного характера. Эти  ощущения неотделимы от эмоциональных  состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира. Интероцептивные ощущения являются наиболее ярким примером протопатической чувствительности (например, боли в сердце).

Под эпикритическими  ощущениями понимаются наиболее высокие (молодые) виды ощущений, они имеют дифференцированную структуру, отражают объективные предметы внешнего мира. Ярким примером таковых являются зрительные ощущения10.

Исследования показали, что в работе всех органов чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, но в разных соотношениях.

Ощущения, являясь  психическим процессом, имеет рефлекторный характер. Основа ощущения - нервный  процесс, возникающий при воздействии  раздражителя на адекватный ему анализатор. Материальные вещи и процессы, которые оказывают воздействие на органы чувств, называются раздражителями, а самый процесс этого воздействия - раздражением. Процесс, возникающий в результате раздражения в нервных тканях, называется возбуждением. Возбуждение по ценростремительным нервам доходит до коры больших полушарий и в результате этого возникает ощущение.

Аппарат, который  участвует в возникновение ощущения, по предложению И. П. Павлова был  назван анализатором. Анализатор состоит  из трех частей: органа чувств (рецептора), центростремительных нервов и соответствующего участка мозга11.

Периферический  отдел, представленный органами чувств, или рецептор - он является специальным  трансформатором внешней энергии  в нервный процесс.

Информация о работе Ощущение и восприятие как механизмы познания