Парасигматизм: методика коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с дислалией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - определение особенностей развития произношения у детей дошкольного возраста звуков[C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] и определение такого нарушения как парасигматизм.
Для достижения указанной цели были поставлены задачи:
1. Теоретические – изучить психолого-педагогические исследования по проблеме развития звукопроизношения в норме и патологии.
2. Экспериментальные:
1) выявить специфику звукопроизношения [C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] у стар-ших дошкольников с дислалией;
2) провести качественно-количественный анализ результатов диагностиче-ского исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по логоп 1.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Речь  является средством общения людей  и формой человеческого мышления. Умственное и речевое развитие дошкольника тесно связаны между собой. Чем лучше говорит ребенок, тем выше его интеллект, и наоборот. Овладевая правильной речью, ребенок учится рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, кроме того, развивается его пассивный словарь, т.е. умение понимать речь окружающих.

     Если  своевременно не уделять должного внимания постановке звуков, в речи ребенка  закрепляется неправильное произношение, оно становится привычкой, с которой  все труднее и труднее бороться.

     Ребенок, который говорит красиво и  правильно, обычно не испытывает трудностей в общении с взрослыми и сверстниками. Дети, становясь старше, начинают осознавать дефекты своего произношения. Это может в дальнейшем привести к замкнутости, необщительности, нежеланию идти на контакт с другими людьми.

     Правильное  произношение звуков – важный фактор успешной подготовки дошкольника к последующему обучению в школе. Ребенок, с которым проводили занятия по развитию фонематического слуха и звуко-буквенного анализа речи, обычно не испытывает трудностей в овладении чтением и грамотным письмом.

     Самыми  распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Одним из самых распространенных дефектов речи является дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук, либо смело заменяет один звук другим.

       Нарушение произношения, при котором происходит замена звуков [с], [з], [ц],[ш] другим звуком, называется парасигматизмом.

     Дети  с парасигматизмом нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического анализа и синтеза.

Цель работы - определение особенностей развития произношения у детей дошкольного возраста звуков[C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] и определение такого нарушения как парасигматизм.

Для достижения указанной цели были поставлены задачи:

1. Теоретические – изучить психолого-педагогические исследования по проблеме развития звукопроизношения в норме и патологии.

2. Экспериментальные:

1) выявить специфику звукопроизношения [C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] у старших дошкольников с дислалией;

2) провести качественно-количественный анализ результатов диагностического исследования.

     Для достижения цели исследования, решения  поставленных задач нами был использован комплекс исследовательских методик:

      1) методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ психолого-педагогической, социологической литературы;

     2) методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, статистический анализ;

     3) методы диагностического исследования: специально подобранные психологические  методики, а так же, беседы, изучение  документации, характеристик.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы проблемы изучения развития становления звукопроизношения у старших дошкольников

    1. Причины дислалии. (этиология, механизм возникновения)

     Нарушение речи – достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения  этих нарушений весьма разнообразны. В раннем детстве несовершенства речи соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. В дальнейшем из-за недостатков речи возникают трудности в контакте с окружающими. Уже с 4 – 5 лет более развитые дети замечают недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют такие особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект. Среди детей дошкольного и школьного возраста неправильное произношение звуков чаще всего является единственным дефектом речи ребёнка. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией.

     Дислалия  — это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте.[4]

     Дислалия условно делится на две подгруппы: механическую и функциональную.

- Механическая дислалия зависит от неправильного развития артикуляционного аппарата, т.е. анатомических дефектов губ, зубов, языка, твердого и мягкого нёба и т.д.

- к функциональной дислалии М.Е. Хватцев, Ю.А. Флоренская относят случаи неправильного произношения различных звуков: шипящих, свистящих, р и л и др. При данном расстройстве речи, как правило, не отмечается аномалий развития органов, принимающих участие в образовании речи, не наблюдается и признаков органического поражения центральной нервной системы. В анамнезе таких детей обычно нет указаний, которые бы говорили о перенесенных ребенком мозговых заболеваниях.[24]

     Этиология возникновения дислалий различна. Данные указывают, что ряд детей-дислаликов в раннем возрасте перенесли инфекционные заболевания с последующей задержкой в развитии. В отдельных случаях отмечались токсикозы во время беременности.

При соматическом обследовании у некоторых детей-дислаликов отмечается бледность кожных покровов, некоторое отставание в росте.

Нарушение дыхания у дислаликов не отмечалось за исключением детей, страдающих механической дислалией (ринолалией). Голос детей громкий, ясный; у ринолаликов — с носовым оттенком. Нарушение сердечной деятельности, а также расстройств со стороны других внутренних органов у обследованных детей не наблюдалось.

Со стороны  психики большинство детей-дислаликов обладали нормальным интеллектуальным развитием, за исключением отдельных случаев, когда возможна задержка в психическом развитии.

Снижение  слуха затрудняет своевременное  и полноценное формирование звуковой стороны речи. Так, у слабослышащих детей проявляются особые трудности при усвоении, например, мягких и звонких согласных.[10]

     Большое значение для развития полноценной  фонетической стороны речи имеет  речевая среда, в которой воспитывается  ребенок. Нередко на прием к логопеду родители приводят ребенка с жалобами на плохую речь, а в процессе обследования выясняется, что аналогичные дефекты звукопроизношения наблюдаются у кого-либо из ближайшего окружения.

     Причины механической дислалии - это прежде всего врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата.

     В зависимости от того, какие звуки  не сформированы или нарушены, выделяются следующие виды недостатков.

- Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р'.

- Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л'.

- Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к'; гаммацизм — звуков г и г'; хитизм — звуков х и х'; йотацизм — звука й.

- Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением периферического слуха.

- Дефекты смягчениянедостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, д'— д, п'— п, р'— р и т.д. (тота — тётя, Анута -— Анюта, пат — пять).[27]

 Сигматизм — недостатки произношения свистящих (с, с', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.

- Парасигматизм - дефект речи, при котором звуки [c], [з], [ц],[ш] заменяются другими звуками. 

1. 2.Особенности произношения звуков [C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] у нормально развивающихся детей 

а) Правильная артикуляция  звуков [С], [З], [Ц], [Ш], [Ж].

У нормально  развивающихся детей при артикуляции звука [C]:

Губы - не напряжены, слегка растянуты в улыбку; перед лабиализованными гласными (о, у) губы округляются.

Зубы - сближены на 1-2мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. Передняя часть спинки языка широкая, приподнимается к верхним альвеолам и образует с ними щель в форме желобка. Средняя часть спинки языка опущена, в середине ее образуется продольный желобок. Задняя часть спинки языка незначительно поднята. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

При таком  укладе образуется узкий проход (круглая  щель) вдоль языка по средней его  линии. Проходя через эту щель, сильная выдыхаемая струя воздуха вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше. Чем шире щель – тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый». Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Мягкое  небо - поднято, прижато к задней стенки глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки - разомкнуты и не производят голоса.

При произнесении мягкого [С’]:

Губы - растянуты в «улыбку» больше, чем  при произнесении звука С, и напряжены.

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка за нижними резцами, сильнее упирается в резцы; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько перемещена вперед, чем при произнесении звука [С], вследствие чего полость между языком и резцами значительно сокращается (сужается); боковые края языка шире, чем при произнесении звука [С] и более направленно касаются неба, образуя более узкий проход для воздуха.

Мягкое  небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют.

Звучание - звучит мягко, глухо; шум выше, чем  при произнесении твердого [С].

При артикуляции [З]:

Губы - не напряжены, растянуты, как при  легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка широкий, находится  за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука [С], но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих [С и С’]; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое  небо - поднято, закрывая проход воздушной  струе в носовую полость.

Голосовые связки - сомкнуты и вибрируют.

Воздушная струя - узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука [С].

  Артикуляция звука [З']:

Губы - не напряжены, растянуты, как при  легкой улыбке, затем принимают положение  следующего за ним гласного.

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Информация о работе Парасигматизм: методика коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с дислалией