Педагогические идеалы средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:37, реферат

Краткое описание

Раз мир есть школа, то не общество формирует школу, а школа - мир и культуру. Если в раннем христианстве, новой и оригинальной является концепция любви, которая превыше знания и веры, то более поздние христианские авторы сделали акцент на идеях авторитета и учительства, на дисциплине. Все возможные вопросы и ответы уже известны заранее, ученику остается только повторять поучения учителя. Все это оформляется в различного вида учебники, компендиумы, энциклопедии. В настоящей работе будут рассмотрена история создания, особенности обучения и развитие университетов в средние века.

Содержание

1.Введение
2.Начальное образование в средние века - средневековая Византия
3.Средневековый восток - Индия
4.Китай
5.Средневековая Западная Европа
6.Средневековые университеты, концепция университета
7.Возникновение университетов
8.Учебный процесс в средневековом университете
9.Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пед.docx

— 48.79 Кб (Скачать файл)

                        Содержание

1.Введение

2.Начальное образование  в средние века - средневековая  Византия

3.Средневековый восток - Индия

4.Китай

5.Средневековая Западная  Европа

6.Средневековые университеты, концепция университета

7.Возникновение университетов

8.Учебный процесс в  средневековом университете

9.Заключение

Список литературы

 

Кафедра:Мировое педагогическое наследие

Тема:Педагогические идеалы средневековой Европы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая система образования  исторична, она тесно связана  с эволюцией общества. Определенной стадии развития общества, как правило, соответствует и определенная система  образования и воспитания. В каждом обществе существует свой образовательный  механизм производства новых форм жизни.

Средние века в нашем сознании ассоциируются, прежде всего, с тремя  их институтами - Церковью, Империей и  Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками. Яркой особенностью средневековой культуры является ее письменный характер. Вместо характерного для античности просвещенного досуга ("схоле") появляется ученый труд ("прагматейя"), вместо устной культуры - письменная. Это дает возможность транслировать знания в другие эпохи. Утверждается культ слова. Поэтому такое большое значение в средние века имеют проповеди и молитвы. Огромное значение приобретает Текст. Достичь цели, которую ставил перед собой средневековый человек, а именно постичь Бога, это значило всю жизнь читать и интерпретировать один и тот же текст, т.е. Библию. Подчинена педагогической цели и природа. Весь мир становится учебником, природа - наглядным пособием.

Раз мир есть школа, то не общество формирует школу, а школа - мир и культуру. Если в раннем христианстве, новой и оригинальной является концепция любви, которая  превыше знания и веры, то более  поздние христианские авторы сделали  акцент на идеях авторитета и учительства, на дисциплине. Все возможные вопросы  и ответы уже известны заранее, ученику  остается только повторять поучения учителя. Все это оформляется  в различного вида учебники, компендиумы, энциклопедии. В настоящей работе будут рассмотрена история создания, особенности обучения и развитие университетов в средние века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальное образование в  средние века - средневековая Византия

Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения  это был способ получить начальное  христианское образование. Дети с помощью  родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также  обучить письму и счету. Дети из состоятельных  семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5 - 7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.

В дошедших до нас поучениях  детям подчеркнута важность и  необходимость книжного образования: "Читай много и узнаешь много".

Система образования (энкикилос пайдеусис) состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.

Первой ступенью были школы  грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5 - 7-летнем возрасте и длилось два-три года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Присущие античной школе свитки, пергамент, папирус, стило были постепенно заменены бумагой, птичьим или тростниковым пером. Как и в античные времена, грамоте обучались буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Господствовали мнемонические приемы обучения, что вполне объяснимо, так как разговорный язык того времени существенно отличался от классического греческого, который изучали в школе и на котором излагались учебные тексты (Гомер и пр.), дополненные Псалтырем и житиями святых.

Особых перемен в методах  обучения счету, по сравнению с античной эпохой не произошло. По-прежнему учили  с помощью пальцев и абаки.

В программу школ грамоты  входило также церковное пение.

Нерадивых школяров наказывали розгами.

Помимо школ грамоты, существовали начальные учебные заведения, где  изучали исключительно Библию и  сочинения отцов церкви. В таких  школах обучались дети особо религиозных  родителей.

Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали учиться  в учебных заведениях повышенного  типа. Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи - Константинополе, где в IX - XI вв. насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10 - 12-летнего до 16-17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.

До первой трети X в. обычно в каждой школе был один учитель (пайдатес или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников - репетиторов (экритуа). Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии, мнение которых обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Дидасколы получали плату от родителей учеников. Заработки были довольно скромными.

Постепенно структура  средних школ становилась более  сложной. В них работали группы преподавателей. Направления деятельности этих школ санкционировались властями.

Фактически вся гражданская  и церковная верхушка училась  в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении "эллинской  наукой" (пайдейя) - преддверием высшей философии - богословия. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением предметов первой "четверицы".

Среди методов обучения популярны  были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело  так:

учитель читал, давал образцы  толкования, отвечал на вопросы, организовывал  дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды).

Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие  знания. Учащиеся изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. В X в. из программ была исключена латынь и все, что было связано с "варварским" Западом. Как видно, учащимся следовало много читать. Чтение было важнейшим источником образования. Обыкновенно школяру надо было самому разыскивать нужные книги.

В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто  не преуспел, полагалось физическое наказание. [9]

 

 

 

                     Средневековый восток - Индия

Индуистская и буддийская педагогические традиции претерпели в  средневековом индийском обществе определенную эволюцию.

Средневековые элементы культуры и образованности зародились в Индии  после падения империи Гупта (V в). При этом сохранялась кастовая система построения общества, что ограничивало доступ к образованию определенных групп населения. Больше того, даже среди трех высших каст нарастало неравенство при получении образования. Главенствующее положение занимали брахманы, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практическая направленность обучения представителей двух других высших каст. Вайшья, например, должен был уметь сеять и различать плодородные и неплодородные земли, измерять вес, площадь, объем и пр. Вайшья также мог знакомиться с основами географии, изучать иностранные языки, набираться опыта в торговых операциях и пр. Все эти знания приобретались не только в школе, но и у родителей.

Более демократический характер имела буддийская система образования, которая не принимала во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав образовательные  функции монахам. В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10 - 12 лет. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины исключали. Обучение имело сугубо религиозно-философскую  основу. Со временем программа обогащалась, в обучение были включены грамматика, лексикология, медицина, философия, логика.

Постепенно происходило  сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная  система.

Эта система пришла в упадок в XI - XII вв., когда значительная часть  Индии оказалась под властью  вторгшихся мусульман. Огню были преданы  многие хранилища рукописей. Мусульманские  владыки чинили препятствия развитию культуры и образования индусов. Лишь много позже появились властители, которые стали благосклонно относиться к обучению немусульманского населения.

Воспитание и образование  в средневековой Индии не являлись прерогативой государства и рассматривались  прежде всего как личное дело человека и семьи в зависимости от религиозных  убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских  учений - брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, обучение и воспитание, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания накладывал проникший в  Индию ислам.

Мусульманская педагогическая концепция имела заметно интеллектуалистский смысл. Считалось, что вершины воспитанности достиг человек, активно использующий знания (истинные идеи). Предполагалось, что усвоению "истинных идей" мешают два препятствия: неточность слов и неясность мысли. При воспитании и обучении предлагалось находить адекватные слова и мысли для понимания "истинных идей". Среди наук, необходимых для решения таких педагогических задач, на особое место ставилась логика.

Непременным условием обучения и воспитания мусульманина было изучение Корана на арабском языке. Кроме того, в XVI - XVII вв. в ряде школ обучали персидскому  языку, который использовался государственными чиновниками и учеными.

Система мусульманского образования  в средневековой Индии во многом была сходна с той, которая существовала во всем исламском мире. Вместе с  тем у нее были свои особенности.

Образование можно было получить с помощью домашних учителей и  в школах. Школы существовали при  мечетях и монастырях. Доминировало обучение у частных учителей и  в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от каприза властей и богатых  покровителей. В конце обучения преподаватели  могли рассчитывать на плату от учащихся. Постоянным приработком была переписка  рукописей, за которые получали немалые  деньги.

Существовали четыре типа мусульманских школ начального и  повышенного начального образования: школы Корана (чтение Святой книги, без уроков письма и счета); персидские школы (счет, чтение и письмо персидского  языка на образцах поэзии Саади, Хафиза и др.); школы персидского языка и Корана (сочеталась программа первых двух школ); арабские школы для взрослых (чтение и толкование Корана, литературное образование в духе персидской традиции) [11]

 

Китай

При династии Цинь (II в. до н.э.) была упрощена и унифицирована иероглифическая письменность, что существенно облегчило обучение грамоте. Была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуан Сюэ) и частных школ (Сы Сюэ).

В период династии Хань (II в. до н.э. - II в. н.э.) появилась бумага, что позволило осуществить подлинную революцию в средствах обучения. В эту эпоху приобрела достаточно ясные очертания трехступенчатая система образования - начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай Сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и предназначались для состоятельных людей. В таких школах обучалось до 300 студентов.

В эпоху Хань официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Классические конфуцианские трактаты становятся главным предметом изучения в школах. Полный учебный курс усвоения конфуцианских канонов был рассчитан на 10 лет. По окончании курса можно было сдать экзамены на ученую степень, что позволяло занять место в государственном аппарате.

Особый расцвет переживали культура и образование средневекового Китая в течение III - X вв. Расширялась  сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные  заведения университетского типа. Произошли  важные перемены в государственных  экзаменах. К ним стали допускать  практически любого человека, независимо от социального происхождения. Вместо устных экзаменов были введены письменные. Высшие учебные заведения присуждали ученую степень специалиста по пяти классическим конфуцианским трактатам: "Книга, t перемен", "Книга этикета", "Весна и осень", "Книга поэзии", "Книга истории".

На исходе "золотого века" китайского средневековья все сильнее  проявлялся отрыв системы образования  от практических нужд. Некоторые ученые пытались исправить положение. К  их числу относился Ван Анеши (1019 - 1086). Начатая им реформа, однако, не принесла успеха.

Возможность преодолеть застой в образовании многие мыслители  усматривали в корректировке  конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. Они  утверждали, что конфуцианство превратилось в догму и схоластику. В этой ревизии особая заслуга принадлежала философу и педагогу Чжу Си (1130-1200), который трактовал жизнь как победу человеческого разума и правил любви. В конечном счете, обосновывались идеи безусловного подчинения младших старшим, детей - родителям, подчиненных - начальнику, что вполне укладывалось в требования, которые предъявляло средневековое китайское общество подраставшему поколению.

Информация о работе Педагогические идеалы средневековой Европы