Педагогические инновационные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Педагогические инновационные процессы
4
1.1. Общая характеристика инновационных процессов
4
1.2. Обоснование педагогических инноваций
16
1.3. Качественное различие инновационного и традиционного обучения
23
1.4. Инновационность как один из принципов педагогики
29
Глава 2. Проблемы технологий в учебном процессе
48
2.1. Дидактические основы технологизации обучения
48
2.2. Психолого-педагогические основы технологического обучения
64
Глава 3. Общая характеристика научной технологии
77
3.1. Технология как общенаучная категория. Принципы технологии
77
3.2. Основные направления информатизации современных технологий обучения
86
Глава 4. От педагогической технологии к технологии предметного обучения
91
4.1. Теоретико-методологические основы технологизации процесса
обучения
91
4.2. Образовательные и обучающие технологии
95
4.3. Технологизация предметного обучения
103
Глава 5. Разработка электронного учебно-методического комплекса
114
5.1. Предпосылки и условия возникновения электронных учебно-методических комплексов
114
5.1.1. Технология модульного обучения – основа построения электронного учебно-методического комплекса
119
5.2. Разработка содержания учебных модулей
123
5.2.1. Конструирование содержания информационного модуля
123
5.2.2. Конструирование содержания операционного модуля
126
5.3. Принципы и технология разработки мультимедийной
автоматизированной обучающей системы
130
5.3.1. Принципы разработки мультимедийной автоматизированной обучающей системы
130
5.3.2. Технология разработки мультимедийной автоматизированной обучающей системы
139
Заключение
153
Список рекомендуемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ped_inovatsionnye_protsessy.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение 

3

Глава 1. Педагогические инновационные процессы

4

1.1. Общая характеристика  инновационных процессов

4

1.2. Обоснование педагогических  инноваций

16

1.3. Качественное различие инновационного и традиционного  обучения

23

1.4. Инновационность как один из принципов педагогики

29

Глава 2. Проблемы технологий в учебном процессе

48

2.1. Дидактические основы  технологизации обучения

48

2.2. Психолого-педагогические  основы технологического обучения

64

Глава 3. Общая характеристика научной технологии

77

3.1. Технология как  общенаучная  категория. Принципы  технологии

77

3.2. Основные направления  информатизации современных технологий  обучения

86

Глава 4. От педагогической технологии к технологии предметного обучения

91

4.1. Теоретико-методологические основы технологизации процесса      

обучения

91

4.2. Образовательные и  обучающие технологии

95

4.3. Технологизация предметного обучения

103

Глава 5. Разработка электронного учебно-методического комплекса

114

5.1. Предпосылки  и  условия возникновения электронных учебно-методических комплексов

114

5.1.1. Технология модульного  обучения – основа построения  электронного учебно-методического комплекса

119

5.2. Разработка содержания  учебных модулей

123

5.2.1. Конструирование  содержания информационного модуля

123

5.2.2. Конструирование  содержания операционного модуля

126

5.3. Принципы и технология  разработки мультимедийной 

автоматизированной обучающей системы

130

5.3.1. Принципы разработки  мультимедийной автоматизированной  обучающей системы

130

5.3.2. Технология разработки  мультимедийной автоматизированной  обучающей системы

139

Заключение 

153

Список  рекомендуемой литературы

154


Введение

 

Кризис системы профессионального  и общего образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. К важнейшим причинам, породившим кризис, относятся: возросший спрос на качество образования; новые требования к преподавательской деятельности; консерватизм сферы образования и недостаточная ее адаптированность к меняющимся потребностям общества; необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов и т.д. В ряду этих факторов стоит неразработанность технологий профессионального обучения. Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.

В условиях новой парадигмы  направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых. Дидактические характеристики этих личностных технологий складываются из следующих особенностей учебно-воспитательного процесса:

  • задачного построения и проблемной структуры учебной информации;
  • вариативности в подходе к учебным возможностям студентов;
  • дифференцированного управления учебной деятельностью;
  • демократических форм (диалоговых и фасилитационных) организации учебного процесса.

Дидактическая конструкция личностно ориентированных технологий осуществляется через адаптацию образовательного процесса к личностным возможностям студентов в соответствии с планируемыми задачами развития когнитивной, чувственной и интеллектуальной сфер личности.

Технологические стратегии обучения предполагают формирование нового типа мышления у преподавателей на основе педагогической компетентности и профессионального мастерства.

Данное учебное пособие нацелено на развитие профессионального мастерства будущих педагогов и должно, по замыслу авторов, способствовать овладению ими технологической и методической инструментовкой учебного процесса, а значит, содействовать росту профессиональной зрелости и педагогической квалификации.

Глава 1. Педагогические инновационные процессы

                                 

«Реагировать  на происходящие  вокруг

нас изменения   недостаточно быстро

или недостаточно эффективно – все

равно, что  не реагировать совсем»

                                                    Р. Акофф


 

1.1. Общая характеристика инновационных процессов

 

Инновация (нововведение) – это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности, а также в производство и промышленность. Результатом таких преобразований является новшество. Любые нововведения неизбежны, они порождены изменениями в обществе и логикой развития НТР, которые предполагают существенные преобразования в трудовом процессе всех предприятий и организаций каждые 5-10 лет.

Инновационный процесс  затрагивает, как правило, цели,  структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы организации. Эти внутренние переменные связаны друг с другом, например, внедрение компьютеров в трудовой процесс повлечет за собой изменения и в профессионально-квалификационной структуре коллектива, и в уровне решаемых задач, и в системе контроля, и даже в самом характере работы.

Сущность нововведений составляет работа по достижению новых  результатов, средств и способов их получения, по преодолению отсталых или рутинных элементов традиционной деятельности. При  внедрении инноваций на предприятиях и в организациях возникают и разрешаются три группы противоречий:

  • между новым и старым;
  • противоречия, связанные с глубиной преобразований (происходит ли радикальное изменение, т.е. имеет место инновация-модернизация, или совершенствуются традиционные методы, формы и принципы работы, т.е. имеет место инновация-трансформация);
  • противоречия, связанные с перестройкой сознания работников, поскольку инновации изменяют их интересы и ценностные ориентации.

Переход предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства (в том числе и образования) на рыночные отношения как глобальное нововведение, вызванное решением правительства, обострило все указанные группы противоречий, но болезненнее всего обстоят дела с необходимостью перестройки сознания работников. Очень часто при внедрении образовательных инноваций в учебных заведениях на первый план выдвигают технические и организационные вопросы, а подготовка технолога-преподавателя и  студента-потребителя образовательных услуг уходит на периферию внимания руководителей. А между тем непроработанность этих двух ключевых вопросов (неприятие перемен педагогом и неподготовленность к ним студентов) является главным тормозом  широкого внедрения инноваций в учебный процесс. Учебные заведения – это организации, которые работают в условиях неопределенности, т.е. когда оценить вероятность потенциальных результатов в точных цифрах невозможно [1].  К таким организациям относятся также социокультурные,  политические и наукоемкие производства. Именно  в этих областях актуальными являются знания о социальных и псхолого-педагогических  аспектах нововведений, так как  пренебрежение ими может загубить самую ценную инновацию.

Любое нововведение имеет  как технические, так и психологические  последствия. Мы согласны с Р.Л. Кричевским в том, что «традиционно нововведения принято рассматривать как некое безусловно положительное в жизни организации или общества событие… А между тем исторический   и чисто житейский опыт  свидетельствует, что это далеко не так. Отнюдь не все нововведения суть благо для людей, даже если и быть во благо – их предназначение» [2]. В свете сказанного  ясна роль психолого-педагогических факторов при внедрении инноваций.  Инициаторы (новаторы, организаторы) нововведения должны обеспечить психологическое сопровождение инновации, чтобы с наименьшими потерями преодолеть барьеры по отношению к нововведениям.

Психологические аспекты понятия «инновация». Психологическими проблемами внедрения инноваций в отечественной социальной психологии занимаются Н.И Лапин, Е.Т. Гребнев, А.И. Пригожин, Н.А. Ильина, В.И. Шуванов, в зарубежной – К. Девис, Т. Питерс, Р. Уотерман, Н. Тичи, М. Деванна.

В литературе можно встретить  довольно много классификаций нововведений по типам. Мы остановимся на классификации Н.А. Ильиной, которая легко проецируется на сферу образования [3]. По Н.А. Ильиной, нововведения могут быть:

  • технико-технологическими (новые средства производства и новые технологии); от  этих нововведений сотрудники организаций негативного не ожидают;
  • организационно-управленческими (новые оргструктуры и методы управления коллективом, выработка управленческих решений и контроля за их выполнением);
  • социально-экономическими (новые материальные стимулы, системы оплаты труда).

К этому списку добавим  от себя еще два типа:

  • правовые (изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве, появление новых законов, например, закон об охране интеллектуальной собственности);
  • педагогические (новые методы, модели и формы обучения и воспитания, создание новых общественных  органов).

Четыре последних типа нововведений вызывают у работников негативную реакцию, это и понятно: добиться эффективного изменения в  поведении людей сложнее всего, так как природное стремление  к стабильности, здоровый консерватизм и наличие жизненных и профессиональных стереотипов побуждают всех нас к осторожности и склоняют к опасениям.

Инновации любого типа затрагивают  интересы многих работников организации, каждый из которых должен занять какую-либо ролевую позицию: поставщик проблемы, новатор, инициатор, разработчик, эксперт, изготовитель, организатор, пользователь. Этот набор ролевых позиций зависит от содержания и масштаба нововведений и на производстве в одном лице встречается редко. Обязательными бывают две позиции: организатор и пользователь. В образовании же часто многие позиции совпадают в одном лице педагога-новатора. Часто инновационная позиция и функциональное место работника могут не совпадать. В норме, как отмечают ученые,  инициатором и реализатором инновационного процесса должен быть руководитель организации, и его поведение должно отражать стандарты инновационного поведения – стремление к лидерству, предприимчивость, желание дать свободу действий творческим и талантливым людям, поддержка энтузиастов [4]. Главное в инновационном поведении руководителя – развить у сотрудников мотивацию инноваторов.

Современное образовательное  пространство состоит из двух типов  педагогических процессов – инновационных и традиционных. Педагогическая инновация – это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. На мезоуровне инновации  направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. На мезоуровне речь в основном идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить четыре типа учебных заведений:  элитарные, конъюнктурные, экспериментальные и традиционные [5].  На  микроуровне инновации направлены на создание нового содержания как отдельного курса, так и блока курсов (например, экологических или гуманитарных); либо на отработку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку новых технологий, новых форм и методов обучения.

На любом из уровней  образовательная инновация развивается  в пять этапов.

Первый этап – инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. Инициация может быть вызвана к жизни внутренним побуждением лидера организации, но скорее всего причиной служит внешнее или внутреннее давление: приказ министерства, заказ  отрасли на нового специалиста, изменения и процессы внутри самой организации. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана (директора, завуча). На практике же часто инициатива нововведения идет не сверху, а снизу – от педагогов-новаторов.

Второй этап – теоретический, т.е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс и каковы его негативные и позитивные последствия (экономические, юридические и под.). Этот этап является самым  сложным, так как педагогические раздумья и способность «помыслить иную педагогическую реальность» (Г.П. Щедровицкий) предполагают:

  • владение психолого-педагогической теорией;
  • умение выстроить в единую концепцию свои идеи;
  • обоснование необходимости или неизбежности инновации;
  • выделение факторов, способствующих внедрению новшества.

Этот этап предполагает также информационное обеспечение  планируемого нововведения. Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс.

Информация о работе Педагогические инновационные процессы