Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение условий формирования толерантности у младших школьников
Объект исследования: воспитание толерантности у младших школьников.
Предмет исследования: толерантность.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические и практические работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме изучения
2. Рассмотреть подходы к понятию толерантность в научной литературе.
3. Определить понятие толерантности, механизмы ее формирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников………………………………………………………………………..5
1.1 Анализ понятия толерантность в научной литературе 5
1.2 Значение формирования толерантности у младших школьников 6
2. Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников………………………………………………………………….. 9
2.1 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на 9
формирование толерантности 9
2.2 Педагогические рекомендации по воспитанию толерантности у младших школьников 10
2.3 Значение формирования толерантности у младших школьников 15
Заключение 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Договор 352, работа 1320, курсовая работа.docx

— 45.20 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников………………………………………………………………………..5

1.1 Анализ понятия толерантность  в научной литературе 5

1.2  Значение формирования толерантности  у младших школьников 6

2. Педагогические  условия формирования толерантности  у младших школьников………………………………………………………………….. 9

2.1 Возрастные особенности младших  школьников, влияющие на 9

формирование толерантности 9

2.2 Педагогические  рекомендации по воспитанию толерантности  у младших школьников 10

2.3 Значение  формирования толерантности у  младших школьников 15

Заключение 17

Список  литературы 19

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования заключается в том, что проблема толерантности в настоящее время  получает все больший резонанс в  мировом сообществе. В 1995 г. на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции в Париже государства – члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности.

Этот документ был переведен  на многие языки и ратифицирован  более чем в пятидесяти странах, включая Германию, Россию, Францию, Испанию, Англию, Болгарию, Турцию и  др. В период с 2000 по 2005 г. отдел по молодежной политике Организации Объединенных Наций организовал пять молодежных конференций, посвященных ознакомлению с различными культурами международного сообщества.

В конференциях принимали  участие школьники из Польши, Германии, Дании, России и Украины. Безусловно, такое внимание к толерантности  не могло не повлиять и на отношение  к ней в Российской Федерации. За период с октября 2007 г. по март 2008 г. только в стенах Философского факультета и факультета Журналистики было проведено шесть встреч, посвященных проблеме этнических конфликтов и их разрешению. Такое общественное внимание к толерантности обязало науку, в частности психологию, более подробно исследовать это понятие.

На Западе, откуда пришла к нам толерантность, сам этот термин используется не только в социальной сфере, но также в инженерии, медицине, биологии и биохимии и многих других сферах. Толерантность становится новой  чертой личности, а степень ее выраженности – новой мерой описания человека. (Бриль М.С., 2008)

Начальный школьный возраст  – важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит  от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Позиция терпимости и доверия  – это основа для осуществления  выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования  человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей  ценности общества – значимый вклад  школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Развитие толерантности  является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических  отношений особое значение приобретает  проблема научно-обоснованной адаптации  системы образования к ним. В  то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе  и толерантных [13, С. 55].

Цель исследования –  изучение условий формирования толерантности  у младших школьников

Объект исследования: воспитание толерантности у младших школьников.

Предмет исследования: толерантность.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать теоретические и практические работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме изучения

2. Рассмотреть подходы  к понятию толерантность в  научной литературе.

3. Определить понятие  толерантности, механизмы ее формирования.

4. Выявить возрастные  особенности младших школьников, влияющие на формирование толерантности.

5. Разработать педагогические  рекомендации по воспитанию толерантности  у младших школьников

6. Выяснить роль формирования  толерантности у младших школьников  в развитии общества.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ отечественных  и зарубежных литературных источников); анализ и обобщение передовой  практики педагогической работы;

Структура курсовой работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

1. Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников

1.1 Анализ понятия толерантность в научной литературе

 

Проблема формирования толерантности нашла свое отражение  в трудах отечественных и зарубежных ученых, являющихся представителями  различных наук.

Так в философии толерантность  изучается как экзистенциальное состояние человека (С.Е.Вершинин, Ф.Лоссано  и др.), как исток социальной активности (А.И.Титаренко, В.В.Лекторский, А.В.Шестопал и др.), как особое состояние духовной жизни (В.С.Соловьев, Н.О.Лосский и  др.).

В педагогике рассматриваются  приемы и средства ее воспитания у  детей как результат прямого  воздействия взрослого без учета  субъектности отношений (Б.С.Гершунский, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров и др.).

В психологии толерантность  исследуется как психологическая  устойчивость личности (Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, П.А.Черкасов и др.), как  личностная характеристика (А.Г.Асмолов, О.А.Кравцова и др.), как система  установок и ценностей личности (И.Б.Гриншпун, Г.У.Солдатова и др.).

Психологами и педагогами разрабатываются программы формирования толерантности (Т.Н. Батенева, Р.Т. Гарданова, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Т.В. Разумовская, С.В. Мягченкова, П.В. Степанова и  др.), предназначенные для детей  разных возрастов.

Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той  или иной степени затрагивали  в своих диссертационных работах  и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, В. Жанкелевич, В.М. Золотухин, Ж. Лессэ, Дж. Локк, А.П. Мчедлов, Э. Нарагхи, Н.К. Рерих, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Тишков, Л.Н. Толстой, Б. Уильяме и др.; психологи: А.Г. Асмолов, В.Е. Кемеров, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Ф.М. Малхозова, В.Г. Маралов, А.П. Оконешникова, Г.У. Солдатова и др.

Педагогическим аспектам решения проблемы толерантности  посвящены исследования Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, Н.В. Бордовской, З.Н. Варбанец, И.А. Галицкой, Б.С. Гершунского, Ф.А.В. Дистервега, Н.И. Ильминского, П.Ф. Каптерева, П.И. Ковалевского, З.Ф. Мубиновой, А.А. Реана, В.Н. Сорока-Росинского, М. Уолцера, К.Д. Ушинского и др.; воспитание терпимости в контексте формирования культуры межнационального общения  рассматривали А.Г. Абсалямова, Э.Г. Гарунов, З.Т. Гасанов, И.А. Дадов, В.А. Ким, В.П. Комаров, И.К. Шкьопу, З.К. Шнекендорф, Л.С. Ядрихинская и др.; технологические  вопросы воспитания толерантности  поднимали Г.Г. Абдулкаримов, Н.П. Едыгова, Н.В. Мольденгауэр, Б. Риэрдон, В.А. Ситаров, И.З. Сковородкина, О.Б. Скрябина, П.В. Степанов, Т.С. Таюрская, К. Фопель и др.

Государственная позиция в отношении  толерантности отражена в разработке федеральной целевой программы  «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма  в российском обществе» на 2001–2005 годы, одной из задач которой является разработка и внедрение системы  учебных программ и тренингов  для всех ступеней и форм образования. Неслучайно были объявлены всероссийские  конкурсы: «Самая толерантная школа  России», семейных плакатов «Школа толерантности» и др. Само появление такой программы  свидетельствует о признании  существования различных форм нетерпимости в обществе. Однако констатация проблемы не означает, что найдены пути и  способы ее решения. Следовательно, формирование толерантности требует  педагогического осмысления и большой  целенаправленной работы как в педагогической науке, так и других научных областях. В педагогической науке внимание акцентируется на отдельные аспекты, имеющие отношение к толерантности (агрессия, конфликтность, стрессовость и т.д.) [25, С. 74-77].

1.2 Понятие  толерантности, механизмов ее  формирования

 

Рассмотрим подходы  к понятию «толерантность».

Изучение семантики  термина tolerantia позволило сделать  вывод о наличии трех пересекающихся значений, которые составляют основу определений данного феномена. Это: устойчивость, терпимость, допуск, допустимое отклонение.

В своем широком смысле слово «толерантность», означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним  без раздражения. В этом смысле толерантность  является редкой чертой характера. Толерантный  человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту [9].

Л.В.Байбородова, Н.Г.Капустин, М.И.Рожков определяют толерантность  как реализуемую готовность к  осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений  между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, предпочтения, стереотипы поведения, основой которой является коммуникативная компетентность субъектов  взаимодействия [25, С. 172-176].

Результатом всестороннего  рассмотрения литературы стал вывод  о том, что в настоящее время  не существует общепризнанной классификации  видов толерантности, поскольку  не выделены единые основания для  нее.

Можно систематизировать  существующие подходы к классификации  видов толерантности таким образом [2]:

1. По объекту: межличностная, социальная, национальная, веротерпимость.

2. По проявлению: как безразличие, как снисхождение, как расширение собственного опыта.

3. По внутренней мотивированности: квазитерпимость, псевдотерпимость, негативная терпимость, позитивная терпимость.

4. По результатам: нравственно-конструктивная, нравственно-деструктивная.

5. По фактору устойчивости: внешняя толерантность, внутренняя толерантность.

Механизмы формирования толерантности

Рассмотрим механизмы  формирования компонентов толерантности.

Под механизмом понимается последовательность состояний, процессов, свойств, обеспечивающих функционирование более сложной системы, действие чего-либо (Р.В.Габдреев, Е.И.Бойко, В.В.Никандров). Разработкой психологических механизмов формирования толерантности занимались Л.М.Иванова, Е.Ю.Клепцова, О.Б.Скрябина, О.С.Ионина.

Обобщив выделенные разными  авторами механизмы формирования толерантности, самыми важными можно назвать  следующие:

1.Принятие – включение  другого в индивидуальное пространство  личности за счет понимания,  эмпатии, ассертивности. 

2. Идентификация – эмоционально-когнитивный  процесс неосознаваемого отождествления  субъектом себя с другим субъектом  или группой. Она изначально  является нейтральным процессом,  но может иметь позитивные  или негативные эффекты в зависимости  от того, кто является объектом  идентификации.

3. Самоконтроль как  волевой механизм толерантности  подразумевает положительное, эмоционально  устойчивое отношение в совместной  деятельности и общении между  индивидами.

4. Присвоение – это  символическая интернализация (включение  в себя) человека или объекта [2].

Критерии воспитанности  толерантности как качества личности младшего школьника можно представить  следующим образом.

1) Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других  религий, этносов, наций, их  своеобразии.

2) Толерантные чувства,  качества и свойства личности: расположенность к другим, снисходительность,  терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм,  терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию,  миролюбие, чувство собственного  достоинства, чувство солидарности  и единства, вежливость, выдержанность,  деликатность, доброта, заботливость, ласковость, любезность, умеренность,  чувство товарищества.

3) Толерантное поведение  как поведение на ненасильственной  основе: позитивная лексика, равноправное  общение, умение доверять, умение  владеть собой, умение не осуждать  других, умение слушать.Это концепция  воспитания толерантности у детей  младшего школьного возраста, которая  включает в себя цель – развитие  толерантной личности, и систему  взаимосвязанных задач; подходы  к воспитанию данного качества  у ученика начальной школы  (личностно-ориентированный, гуманистический,  коммуникативно-диалогический, культурологический, деятельностный, средовой, системный); комплекс принципов; направления  деятельности; систему педагогических  средств; критерии и показатели  сформированности толерантности,  а также диагностику сформированности  терпимости. Результатом успешной  реализации данной концепции  является высокий уровень толерантности  личности младшего школьника [14, С. 31-40]. 

2. Педагогические условия  формирования толерантности у  младших школьников

2.1 Возрастные особенности  младших школьников, влияющие на

формирование толерантности

 

В период младшего школьного  возраста у детей возникают психологические  изменения и преобразования, которые  делают его сензитивным для формирования познавательного отношения к  миру, расширения социальных контактов  и соответствующих навыков (З.Фрейд, Л.А.Венгер, Л.И.Божович, Г.А.Цукерман и  др.) [6, С. 7].

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте распадается  на отношения «ребенок – близкий взрослый» и «ребенок – социальный взрослый». Главная ее особенность – с поступлением в школу ребенок впервые становится субъектом общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности – учебной (В.В. Давыдов, О.А.Карабанова, Д.Б.Эльконин, Г.А.Цукерман и др.) [35, С. 18].

Информация о работе Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников