Политическая модернизация Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 18:07, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определить основные направления модернизации политической системы Китая.
Задачи работы: 1) Рассмотреть понятие теории модернизации,
основные критерии теории модернизации и этапы ее развития. 2) Выявить теоретические предпосылки модернизации политической системы КНР, изучить ее эволюцию.

Вложенные файлы: 1 файл

modernizaciya_politicheskoi_sistemy_kitaya.docx

— 55.67 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В западной политической науке теория модернизации первоначально возникла в США, новые стимулы для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с освобождением целого ряда государств «третьего мира» от колониального господства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай и другие исследователи. Исторически модернизацию можно обозначить «как процесс изменения в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем.

Китай – гигантская страна с удивительным разнообразием географических и социально-экономических условий. Эта страна явно стремится дать миру модель некой новой универсальности.

В последнее десятилетие характер общественного развития Китая все чаще описывается понятием “модернизация”, т.е. приближением к современности, появление которой связывается прежде всего с развитием западного мира. Успехи достигнутые в «глобальных реформах» позволили этой стране за сравнительно короткий срок превратиться из отсталой аграрной страны в экономического «тяжеловеса», побуждают повнимательнее приглядеться к китайской модели модернизации.

Актуальность. В настоящее время Китайская Народная Республика является одной из крупнейших мировых держав, стремительными темпами движущихся к экономическому и культурному процветанию. Анализ и раскрытие китайского опыта решения сложнейших социально-экономических и политических проблем в стране с населением, составляющим более 23% населения земного шара, имеет глубокое теоретическое и практическое значение.

Особое внимание к КНР, постепенно занимающей ведущее место в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе, двоякого рода. С одной стороны, результаты синтеза культур в азиатских странах, заимствовавших идеологию экономического роста и передовые технологии, вызывают чувство беспокойства на Западе. С другой, к нему все чаще обращаются с надеждой восполнить утерянные навыки коллективизма и неформальной солидарности, ценность которых сегодня проявляется в самых разных сферах.

Целью данной работы является определить основные направления модернизации политической системы Китая.

   Задачи работы: 1) Рассмотреть понятие теории модернизации,

основные критерии теории модернизации и  этапы ее развития. 2) Выявить теоретические предпосылки модернизации политической системы КНР, изучить ее эволюцию.

           Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе мы рассматриваем  понятие, критерии, основные направления теории модернизации. Во второй

главе рассматривается  эволюция модернизации КНР, движение Китая к современности под влиянием западной парадигмы развития.

 

         

ГЛАВА I . ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

 

        1.1 Понятие, критерии теории модернизации

 

Современные и модернизирующиеся общества эволюционировали на базе огромного разнообразия традиционных, слаборазвитых обществ. В Западной Европе они сформировались на основе федеральных или абсолютистских государств, с сильными городскими центрами, в Восточной Европе – из более автократических государств и менее урбанизированных обществ.

Обычно термин “модернизация” расшифровывается как движение, переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному. В этом случае, как правило, имеются в виду развивающиеся страны, входящее в соприкосновение с западной индустриальной моделью общества. В.Красильщиков считает, что модернизация связана с деятельностью и развитием “прометеевско-фаустовского типа человека”, которым движет активное стремление к воздействию на окружающую среду, к подчинению естественного мира, природы и пространства, также мнящего себя центром всей вселенной. Такой тип личности, по мнению автора, начал складываться в эпоху Ренессанса, когда в Европе стали разлагаться феодальные отношения, основанные на личной зависимости и, как результат, появился свободный, независимый от других индивид

 В  качестве синонимов понятия «модернизация»  в политической, социальной, экономической  теории можно встретить такие  термины, как: «осовременивание», инновационные преобразования, переходное развитие.

Выделим ряд критериев модернизации в различных сферах общественной жизни:

  • в социальной области – дифференциация и специализация ролевых функций индивидуумов и групп. Во всех главных институционных сферах разделения функциональных ролей, выполняемых разными индивидуумами в обществе, в особенности разделения между обязанностями в общественном производстве, в политике, в семье, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями их личной независимости, основанной на эквивалентном обмене вещами;
  • в экономике – развитие промышленной системы, связанной с применением технологии, основанной на использовании научного (рационального) знания. Появления вторичного (индустрия, торговля), и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубления общественного и технического разделения труда, развития рынков товаров, денег и занятости;
  • в политической области – образование централизованных государств, управляемых на основе разумного принципа разделения властей (как на макро-, так и на микро- уровнях),включения широких масс населения в политический процесс (хотя бы посредством расширения представительской формы политического участия), установления демократии, с сопутствующими ей институтами; формирования осознанных интересов различных общественных групп;
  • в культурной сфере - растущая дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение грамотности, многообразие философских и научных течений, религиозный плюрализм, развитие новейших средств распространения и передачи информации, приобщение населения к достижениям культуры.

Теория политической модернизации первоначально возникла в конце 50-х годов с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к развивающимся странам. Вырабатывая после второй мировой войны методы защиты своих национальных интересов в «третьем мире», США встали перед необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран, передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны могли бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию, осуществить необходимые реформы и преобразования, превратиться в социально и политически стабильные, экономически развитые государства с предсказуемой внутренней и внешней политикой, стать надежными политическими и экономическими партнерами. Однако со временем концепция политической модернизации превратилась в обоснование некой общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направления перехода от традиционного к рациональному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Основная периодизация модернизации связана с неравномерностью ее протекания в мировом пространстве и историческом времени, признании независимости общественного развития, наличия долговременного периода в развитии государств.

Обычно выделяют два типа модернизации. Первый из них - тип оригинальной, спонтанной модернизации, характерен для стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного, длительного развития внутренних процессов, через постепенное самопроизвольное накопление предпосылок в тех или иных областях общественной жизни, соединение которых давало качественный толчок (США, Англия).

Второй тип – вторичная, отраженная модернизация, характерен для стран, по тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь за счет широкого использования опыта передовых государств, пытающихся их догнать по уровню и качеству жизни, то есть это осовременивание вдогонку. Основным фактором вторичной модернизации являются социально-культурные контакты с уже существующими центрами «универсальной мировой культуры».

 «В целом характерная черта теории модернизации – концентрация внимания на межформационных, длительных линиях истории в поисках решения проблемы преемственности развития стран как результата противоречивого взаимодействия внутренних и общецивилизационных социокультурных факторов».

 

1.2 Основные этапы развития теории модернизации

 

С определенной долей условности можно говорить о существовании двух этапов развития теории политической модернизации. Возникла она в США, и первоначально ее суть сводилась к обоснованию идей заимствования отсталыми, слаборазвитыми странами Азии, Африки и Латинской Америки передовой техники и способов социальной организации: у более развитых стран (США и Западной Европы).

«В этот период господствовала идея однолинейного развития : одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации. Различия между традиционными и современными обществами сводились количественным уровнем индустриализации, урбанизации, образования, благосостояния, развитости средств коммуникации, профессионализации и многое другое». Таким образом, модернизация рассматривалась как однонаправленное эволюционное развитие социальной системы, цель которого – достижение уровня развитых стран как экономического и социально-политического образца. В политической сфере модернизация отождествлялась с демократизацией, при этом недооценивалась скрытая инерция традиционного общества и главное внимание уделялось вниманию внешних, экзогенных факторов. Суть концепции состояла в том, что развивающиеся страны способны воспринять и перенести на свою действительность ряд уже готовых и апробированных в развитых странах политических институтов и ценностей.

Следовательно, политическая модернизация на начальном этапе развития данной теории воспринималась как:

  • демократизация развивающихся стран по западному образцу;
  • одновременно условие и следствие успешного социально экономического роста стран «третьего мира»;
  • результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США.

Таким образом, признавая особенности неевропейских развивающихся обществ, теория модернизации 50-х начала 60-х гг. в целом разрабатывалась в рамках универсальной традиции западного либерализма, пологая, что все страны и народы в своем развитии проходят одни и те же этапы. Соответственно и модернизация развивалась как универсальный, всеобщий процесс.

Позже с середины 60-х годов, а тем более в 70-е и 80-е гг. сторонники теории политической модернизации значительно углубили и расширили диапазон исследований в области проблематики политического развития стран, находящихся в состоянии перехода от традиционного к современному обществу.

Для нового этапа теории политической модернизации приоритетной целью было названо изменение социальных, экономических, политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели. При этом сам факт существования традиционных институтов и ценностей политологи уже не рассматривали как препятствие к модернизации. «При сохранении приоритета универсальных критериев и целей будущего развития главный упор стал делаться на автохтонную форму их реализации».

В последнее время внимание политологов приковывают модернизационные процессы, которые происходят сегодня в странах СНГ, Восточной Европы и Китая.

Современный этап характеризуется акцентом на трудностях политических изменений, изучением проблем объективной обусловленности кризисов политического развития, путей и форм их преодоления. Переход к современным формам общественного развития стали представлять как целостный относительно продолжительный этап, на котором возможно не только развитие, но и простое воспроизводство ранее существовавших структур, а так же и упадок. Кроме «осовременивания вдогонку», начали выделять концепции «частичной», «рецидивирующей», «тупиковой» модернизации. В них речь идет о неизбежности столкновения традиционных для данной национальной политической культуры ценностей и норм политической жизни с новыми, современными тенденциями и элементами политического развития, модернизационными институтами, которые не могут без серьезного видоизменения прижиться в обществах догоняющего развития.

Главным элементом, от которого зависит характер переходных процессов и преобразований, по мнению ведущих теоретиков указанного направления политической мысли, служит «социокультурный фактор, а точнее тип личности, ее национальный характер, обуславливающий степень восприятия универсальных норм и целей политического развития». Стало общепризнанным, что модернизация может осуществиться только при изменении ценностных ориентаций широких социальных слоев, преодолении кризисов политической культуры общества.

: Сохранение  институционального потенциала  государства, стратегия активного  заимствования технологий из-за  рубежа и четкий курс на  расширение наукоемкого экспорта  — главные составляющие успеха  китайских реформ.

1.3 Основные направления исследования политической модернизации

 Изучая и исследуя многочисленные попытки модернизации различных стран и режимов, а так же обобщая и анализируя предпосылки стартовых и текущих условий, оказавших серьёзное влияние на характер преобразований обществ, стремящихся к более высокому уровню развития, многие учёные стали настаивать на необходимости определённой последовательности преобразований, соблюдения известных правил при их осуществлении. Если попытаться обобщить всё многообразие существующих проектов преобразований, то, по мнению ведущих политологов данного направления, в наиболее общем виде большинство предлагаемых вариантов и путей модернизации можно подчинить устоявшейся классификации, которая включает в себя консервативное и либеральное направление.

Одними из наиболее известных представителей консервативного направления являются американские политологи С. Хантинтон, Дж. Нельсон.

Информация о работе Политическая модернизация Китая