Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:46, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении применения словесных методов обучения на уроках по предмету профессионального цикла в УНПО.
Объектом исследования является образовательный процесс в системе УНПО.
Предметом исследования является использование словесных методов на уроках по предмету профессионального цикла в УНПО.
Представленная цель исследования была раскрыта путем поэтапного решения следующих задач: 1. Дать характеристику ключевым понятиям исследования. 2. Охарактеризовать особенности методов производственного обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Глава 1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………4
1.1 Характеристика ключевых понятий исследования
1.2 Особенности методов профессионального обучения
Глава 2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ…….…………………………………………….10
2.1 Основные типы уроков и их особенности ………………………
2.2 Использование словесных методов на уроках изобразительного искусства в УНПО ……………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт филологии и искусств
Отделение искусств
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Практикум по методике профессионального образования»
на тему:
ПРИМЕНЕНИЕ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА В УНПО
Выполнила:
ст.2 курса, гp. 10-11331(с)
ШариповаФайруза
Научный руководитель:
доцент Камалова И.Ф
Казань 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………4
1.1 Характеристика ключевых понятий исследования
2.1 Основные типы уроков и их особенности ………………………
2.2 Использование словесных методов на уроках изобразительного искусства в УНПО ……………………………………………………..11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...
Введение
Актуальность. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся относится к наиболее актуальным в современной методике производственного обучения. Как достичь развития личности на уроках производственного обучения в учебных заведениях профессионально-технического образования? Именно этот вопрос остается актуальным в наше время и наиболее остро эта проблема коснулась мастеров производственного обучения.
Степень изученности проблемы. Словесные методы всегда применялись в обучении. Были периоды, когда они занимали господствующее место в системе методов обучения. Прогрессивные педагоги (Я.Л. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский) боролись против гиперболизации этих методов, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими.
В наше время также можно услышать упреки по адресу словесных методов. Их нередко называют устаревшими, неактивными. К оценке этой группы методов необходимо подходить объективно. Нельзя абсолютизировать, гиперболизировать их значение, но недопустимо также и принижать их роль в общей системе методов обучения. Ведь без передачи словесной информации никакое обучение вообще невозможно. Словесные пояснения всегда сопровождают наглядные и практические способы В.А. Сухомлинский писал: «Я верю в могучую, безграничную силу слова воспитателя. Слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев... Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах - словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом». Он утверждал также следующую важную мысль: высокая культура речи - важное условие рационального использования времени [4].
Цель исследования заключается в изучении применения словесных методов обучения на уроках по предмету профессионального цикла в УНПО.
Объектом исследования является образовательный процесс в системе УНПО.
Предметом исследования является использование словесных методов на уроках по предмету профессионального цикла в УНПО.
Представленная цель исследования
была раскрыта путем поэтапного решения
следующих задач:
Практическая значимость. Материалы данной курсовой работы могут быть полезны учащимся средних специальных и студентам высших профессиональных учебных заведений и т.д.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, 4 параграфа, заключение, список литературы.
Глава 1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Профессиональное образование – процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением, установленными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям.
В России в настоящий момент создано четыре уровня профессионального образования:
- начальное профессиональное
образование – система, процесс и результат обучения и воспитани
- среднее профессиональное
образование имеет целью подготовку специалистов
среднего звена, удовлетворение потребностей
личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего
(полного) общего или начального профессионального образования.
Оно может быть получено в образовательных
учреждениях среднего профессионального
образования (техникумах, училищах, колледжах)
или на первой ступени вузов.
- высшее профессиональное образование — это верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Его можно получать в учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным, ускоренным программам.
- дополнительное профессиональное образование – это обучение специалистов и рабочих кадров на базе начального, среднего, высшего, послевузовского образования в целях повышения их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств, либо для переквалификации, что даст им возможность сменить сферу деятельности.
Учебный план является основным документом
для разработки учебных программ.
Учебная программа — это
Система теоретического обучения в профтехучилище опирается на комплекс учебно-методических материалов и учебники. Учебник и учебное пособие — это информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Они отражают теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности ученика (В.С. Безрукова). Учебник выполняет в учебном процессе следующие функции: информационную, развивающую, системообразующую и самообразовательную. Учебники по техническим дисциплинам основываются на принципах: научности, доступности, систематичности, содержания материала высокой степени обобщения, политехнизма и др. Учебник как важнейшее дидактическое средство выступает в образовательной системе профтехобразования как основной источник знаний, как стимулятор самостоятельного поиска информации. Учебник наряду с учебной программой и учебным планом составляют основу содержания профессионально-технического образования.
Организация педагогического процесса
в учреждениях начального профессионального
образования реализуется во многом в таких
же организационных формах, как и в общеобразовательной
школе. Ведущей формой организации учебного
процесса являются урок и различные его
модификации. Урок есть динамичная, постоянно
меняющаяся, развивающаяся организационная
форма учебного процесса. В его совершенствовании
и повышении эффективности в системе начального
профессионального образования можно
выделить ряд аспектов: устранение шаблона
и стандарта в их проведении, применение
уроков в учебном процессе, разнообразных
по типу, содержанию и структуре;
Учебный процесс в учреждениях начального профессионального образования представляет собой единство содержания, организационных форм и методов обучения. Под методами обучения понимают приемы и способы работы педагога (преподавателя, мастера) и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного и высокопроизводительного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний (Т.В. Кудрявцев). В образовательном процессе методы обучения классифицируются по уровню развития самостоятельности учащихся в познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), по видам учебной работы (рассказ, беседа, упражнение и др.), по источникам знаний (словесные, наглядные, практические).Специфика изучения общетехнических и специальных предметов требует широкого применения методов, способствующих активизации мышления учащихся, развитию их познавательных способностей и самостоятельности, формированию умений применять полученные знания в различных условиях [3]. Использование различных методов профессионального обучения мы рассмотрим в следующем параграфе.
1.2. Особенности методов профессионального обучения
Сложившаяся на сегодня система методов обучения образовалась не сразу. При индивидуальном обучении, которое опережало групповое, преобладали методы, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми трудовые действия, ученики овладевали ими непосредственно в ходе производства. С появлением школ стали доминировать методы словесные.
Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре «революции в области методов обучения». Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй состояло в дополнении устного слова письменным. Третья революция связана с введением в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, — с частичной автоматизацией и компьютеризацией дидактической работы.
Понятно, что в разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Вместе с тем практика доказала, что ни один метод, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Успехов в профессиональном обучении можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.
В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов обучения. Каждая ветвь педагогики выделяет методы по своим критериям. Однако многие ученые принимают как адекватную классификацию отечественных дидактов И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина. Эти авторы выделяют следующие четыре класса методов обучения.
Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный) метод. Традиционно урок по такому методу всегда сводился к объяснению учебного материала мастером и восприятию этого материала учащимися в виде репродуктивной деятельности (от лат.Reproduce- tio — воспроизведение, повторение). Репродуктивный метод тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.
Проблемный метод ориентирован в основном на организацию поисковой деятельности учащихся. Такое обучение заключается в проблемном изложении учебного материала, в создании поисковых ситуаций, благодаря чему учащимися приобретаются навыки самостоятельности, логического мышления, анализа, усваиваются приемы решения творческих технических задач.
Частично-поисковый, или эвристический, метод сочетает эвристическую беседу со значительной долей самостоятельной работы учащихся, предоставляет обучаемым возможность принять участие в работе на отдельных этапах исследования. При этом они отрабатывают навыки использования приемов интеллектуальной деятельности для самостоятельного решения проблем на определенных моментах производственно-технического процесса.