Причины эмоциональной депривации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, - всегда нежелательное, противоестественное явление. В современных условиях, при низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества, в дома ребенка, детские дома, приюты и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по воле их родителей. Среди воспитанников детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч матерей и отцов, которые отказали своим детям в заботе и тепле.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей - в домах ребенка, приютах, детских домах, школах-интернатах, - в настоящее время стало очень острой и актуальной проблемой.

Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, - всегда нежелательное, противоестественное явление. В современных условиях, при низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества, в дома ребенка, детские дома, приюты и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по воле их родителей. Среди воспитанников детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч матерей и отцов, которые отказали своим детям в заботе и тепле.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Темп развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд негативных особенностей, что отмечается на всех ступенях развития. У многих дошкольников из детских домов выявляются пассивность во всех видах деятельности, обедненная речь, слабое внимание, снижение памяти.

Для младших школьников характерны специфические отклонения в развитии интеллектуальной сферы. Это выражается в задержке или отсутствии развития у детей образного мышления, требующего внутреннего плана действия, это приводит к нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. Дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Следует отметить бедность речи, отставание в овладении навыками письма, чтения, счета. Значительная часть воспитанников в течение первых лет обучения нуждается в специальных (коррекционных) учреждениях.

Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников интернатных учреждений психическое развитие в той или иной степени запаздывает относительно возрастной нормы, т. е. отмечается психическая депривация.

К сожалению, методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоционально – волевом и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники закрытых детских учреждений оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений негативно сказываются и в их взрослой жизни, в возможностях социализации и адаптации.

 

 

 

Причины эмоциональной депривации.

 

Семья как совокупность человеческих отношений является в то же время инструментом для осуществления определенных социальных функций. Семейное воспитание более эмоционально по своему

характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводник» его- родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем мать в этом отношении детям ближе, чем отец. Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ Я. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Нарушение эмоциональной связи ребенка с матерью - главная причина эмоциональной депривации. Постоянство материнской заботы служит предпосылкой возникновения у ребенка чувства доверия к миру, который необходим для нормального развития личности.

Очевидно, что разрыв или послабление эмоциональной связи с матерью существенно деформирует индивидуальное развитие ребенка. Прекращение эмоционального воздействия с матерью порождает у него первичную тревогу, которая с течением времени усиливается. На фоне выраженного чувства тревоги протекает дальнейшее формирование личности ребенка. Соответственно и его развитие приобретает все более отчетливый дисгармоничный характер.

У воспитанников детского дома ограничен жизненный опыт. Главный источник информации – воспитатель. Кинофильмы со сверхсильными героями и нестандартными ситуациями не дают детям адекватного представления о реальных ситуациях, в которые они попадут в жизни.

В детских домах у детей слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уровню развития личности. Когда важнейшие потребности ребенка не удовлетворены, он переживает устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании неуспеха. Такие дети не уверены в правильности собственного поведения, своих решений: “всего боятся”, “очень ранимы”, “мнительны”, “повышенно чувствительны” и т. п.

Особое место среди эмоций у детей в детском доме занимает тревожность, если принять ее как термин, относящийся к любой комбинации взаимодействий страха и других аффектов. Доминирующей эмоцией в синдроме тревожности является страх. Многие исследователи, изучая индивидуальные различия в эмоциональной жизни детей-сирот, не раз отмечали резкое изменение основных характеристик эмоциональной сферы — внезапное возникновение тревожности или жизнерадостности.

Следует различать значения тревожности: «состояние» и «черта личности», эмоциональное состояние имеет большую интенсивность, чем эмоциональная черта. Тревожность часто оказывается связанной с чувствительностью и уязвимостью. Те слова, на которые обычный ребенок не обратит внимания, «тревожный» реагирует остро, испытывает большее чувство вины, чем на это рассчитывал наказывающий его взрослый.

Как правило, тревогу вызывает эмоциональное отторжение со стороны близкого человека. Тревожность может быть разбита на некоторое число аффективных факторов. В качестве аффективных компонентов тревожности могут быть страх, страдание, стыд, гнев, интерес, наиболее высоки значения страха, интереса, вины и гнева. Следовательно, тревога — эмоция, возникающая при общей оценке ситуации как неблагоприятной — частый эмоциональный феномен, поэтому некоторые исследователи считают ее нашим «сторожем» и определенный уровень — нормой, которая просто необходима для ' гармоничной полноценной жизни. Если она мобилизует на преодоление препятствий и решение задач, это — конструктивная тревога. Критерии конструктивной тревоги — умение дать себе отчет в ее причинах, не впасть в отчаяние в сложной ситуации, наметить разумные пути к выходу из положения.

Человека в тревоге легко узнать: он скован и в то же время суетлив. Активность практически равна нулю. Тревожность как черта личности может стать предвестником развития невроза. Тревожность может стать независимой от вызвавших ее причин, приобрести форму устойчивого личностного реагирования.

Итак, личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами.

В разных возрастах наблюдаются различные переживания: дошкольники страдают от возможного отрыва от дома и неспособности управлять своими телесными функциями, школьники беспокоятся из-за взаимоотношений со сверстниками. Сложность в том, что тревожность всегда в конфронтации с существенными личностными потребностями, такими как потребность в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. Тревожные дети специфично относятся к успеху— неуспеху, оценке и результату. В основе травмирующих переживаний и тревог лежит страх неудач, собственной неполноценности, гипертрофированная зависимость от взрослого. В учреждениях интернатного типа зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность этого отношения

Важно понять подлинную причину детских переживаний — чрезмерную ранимость, обидчивость, плаксивость, следствие гиперсоциальных и тревожно - мнительных черт характера у родителей, их невротического состояния.

Тревожность в условиях детского дома имеет достаточно широкий диапазон проявлений: страхи, обида, отклоняющееся поведение. Устойчивый характер страхов указывает на высокий уровень тревожности, беспокойства, сниженный жизненный тонус, на отсутствие достаточных, жизненных сил организма, на недоверчивость и настороженность. Страх — одна из наиболее опасных эмоций, так как человек может быть запуган «до смерти». Страх не врожденное свойство, часто он не осознается и приобретает самые разные формы. У детей с эмоциональными трудностями страхи не связаны с какими-либо предметами и проявляются в форме тревоги, беспричинного страха. Тревога произвольно «летит» на предметы или ситуации, и именно их впоследствии ребенок начинает бояться.

Таким образом, в условиях детского дома у детей могут отмечаться эмоционально обусловленные неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость аффектов; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; гнев; пугливость и чрезмерные страхи (фобии); пессимизм и беспричинная веселость; равнодушие, безучастность. Особенно отчетливо эти особенности эмоциональных состояний выявляются у детей с психическим недоразвитием.1

 

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

 

Зачастую проживание и обучение детей в детском доме сопровождается эмоциональным напряжением, выражающемся в нарастании чувства тревоги и агрессивности.

Нами предпринята попытка изучения эмоциональных особенностей умственно отсталых детей, воспитывающихся в детском доме и умственно отсталых детей из семей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе. С этой целью были поставлены задачи:

- Сравнить уровень тревожности  у умственно отсталых детей, проживающих в детском доме и умственно отсталых детей, проживающих в семье.

- Изучить структуру тревожности.

- Исследовать уровень тревожности  и агрессивности в зависимости от половой принадлежности.

- Выявить трудности в общении, приводящие к негативным эмоциям.

Исследование проводилось в Вологодской области, г.Устюжна в Детском реабилитационном центре, на базе которого имеются два детских дома в сельской местности и городская вспомогательная школа. Было обследовано 30 детей, из них 15 детей воспитанники детского дома с диагнозом - легкая степень умственной отсталости, 15 детей - учащиеся из семей, обучающиеся во вспомогательной школе с тем же диагнозом. Дети обучались в 1 и 2 классах, их возраст от 8 до 9 лет.

Кроме того, было обследовано в Санкт-Петербурге также 2 группы детей 7—9 лет, проживающих в детском доме (27 чел.) и воспитываюшихся в семье (20 чел.). Дети обеих групп обучаются в 1—2 классах вспомогательной школы.

Для исследования были применены 4 методики:

- детский тест «Тревожность» (по Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен);

- фрустрационных реакций Розенцвейга;

- анкета «Трудности в общении»;

- анкета «Что нам мешает?»

 

Исследование уровня тревожности.

 

Тревожность испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно также проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в данной и других ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность, как черту личности, и тревожное беспокойство в поведении ребенка.

Двусмысленные рисунки в методике «Тревожность» имеют основную «проективную нагрузку». То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

Всем детям давали одну и ту же инструкцию. При демонстрации каждого рисунка задавали вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо у этого человека, веселое или грустное?»

На рисунках изображены типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети, и которые могут вызвать у них повышенную тревожность.

Методика Розенцвейга позволяет находить на рисунках персонажи во фрустрационных ситуациях. Ситуации можно разделить на две основные группы:

- «препятствие», персонажи или  предмет обескураживают, сбивают с толку словом или еще каким-либо способом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица    1

 

Индекс тревожности у детей с нарушением интеллекта из детского дома и семьи, %.

 

 

 

 

 

 

Оценка индекса тревожности

Группа детей из семей (п-15)

Группа детей из детского дома (п-15)

Среднее значение ИТ

        54,8

        50,8

Высокий уровень тревожности

        40,0

        33,3

Средний уровень тревожности

       60,0

        60,0

Низкий уровень тревожности

         —

          6,7

Информация о работе Причины эмоциональной депривации