Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 05:15, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: выявить возможности проектного метода как средства развития общетрудовых умений. Задачи исследования: Изучить теоретические положения проектной деятельности. Изучить и продумать систему заданий по созданию проектов для учащихся 8-го класса на уроках технологии.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретические основы проектной деятельности………………………5 Типология методов обучения ……………………………………………..5 Проект в системе уроков…………………………………………………..8 Вывод………………………………………………………………………11 Глава II. Содержание проектной деятельности учащихся 8-го класса на уроках технологии………………………………………………………….……12 2.1. Организация и проведение исследования ………………………………12 2.2. Тематика проектов по технологии в 8-ом классе по программе СимоненкоВ.Д…...………………………………………………………………15 2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………………………....23 2.4. Выводы……………………………………………………………..…..……25 Заключение………………………………………………………………………27 Список литературы………………………………………………………..……29
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ИРАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
тема: Проектный метод
как технология обучения.
Выполнил: студент 2 курса ЗФО
направление подготовки «Педагогическое
образование» профиль: «Обслуживающий
труд» КПИ: Монгуш Аржаана Васильевна
научный руководитель: доцент к.п.н. Иргит
Е.Л.
Кызыл - 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы
проектной деятельности………………………5
Типология методов обучения ……………………………………………..5
Проект в системе уроков…………………………………………………..8
Вывод………………………………………………………………………11
Глава II. Содержание проектной
деятельности учащихся 8-го класса на уроках
технологии………………………………………………………….……12
2.1. Организация и проведение
исследования ………………………………12
2.2. Тематика проектов по технологии
в 8-ом классе по программе СимоненкоВ.Д…...………………………………………………………………15
2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………………………....23
2.4. Выводы……………………………………………………………..…..……25
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………..……29
Приложения
Введение
Актуальность: Человек познакомился с проектной
деятельностью гораздо раньше, чем это
может показаться на первый взгляд. Уже
на ранних этапах развития общества она
проявлялась на уровне ремесла, создания
мифов, детских игр. Проектирование как
особый вид активности основано на природном
умении человека мысленно создавать модели
«потребного будущего» (Н.А. Бернштейн)
и воплощать их в жизнь.[1]
Проектная деятельность как
специфическая форма творчества является
универсальным средством развития человека.
Её можно использовать в педагогических
целях при работе с учащимися практически
любого возраста: младшего (что становится
возможным за счет проектной сущности
игровой деятельности), подросткового
(на волне потребности в создании своей
предметной среды и пробы своих сил), юношеского
(согласуясь с устремленностью в будущее,
желанием самореализации).
На современном этапе развития
общества, который характеризуется необычайной
подвижностью и изменчивостью, проектный
тип культуры начинает доминировать. Он
становится одним из центральных культурных
механизмов преобразования действительности.
В результате проектной деятельности
рождается проект. Проект может быть определен
как пошаговое осуществление образа будущего.
В последние годы многие работники сферы
образования активно участвуют в проектах.
Проектная деятельность содержит
в себе удивительные возможности, поскольку
способна преобразить человека любого
возраста. Её развивающая функция основана:
На продуктивности воображения
Силе и свободе творчества
Стимуле к развитию социальной активности
Проблема исследования: каковы возможности метода
проектов на технологическом обучении?
Объект исследования: проектная деятельность учащихся.
Предмет исследования: особенности организации проектной
деятельности учащихся.
Цель исследования: выявить возможности проектного
метода как средства развития общетрудовых
умений.
Задачи исследования:
Изучить теоретические положения
проектной деятельности.
Изучить и продумать систему заданий по созданию проектов
для учащихся 8-го класса на уроках технологии.
Гипотеза: процесс обучения технологии
будет эффективным, если использовать
технологии обучения, возможности метод
проектов
Методы исследования:
теоретические
эмперические, опрос, беседа
Теоретические основы:
Г.Селевко «Энциклопедия педагогических
технологий», Г.Селевко «Альтернативные
технологии обучения».
Глава I Теоретические
основы проектной деятельности
1.1 Типология методов
обучения.
Методы обучения – педагогическая
категория, понимание его исторически
изменялось. Термин «метод» происходит
от греческого слова methodos, что означает
«путь», «способ продвижения к истине,
к ожидаемому результату». [2]
Метод проекта – совокупность
педагогических приёмов и операции, осуществляемых
преподавателем и учащимися в процессе
личностно – значимой деятельности с
целью активизации познавательных интересов
учащихся, направленных на получение и
закрепление новых знаний, умений и навыков,
развитие творческих способностей и приобретение
опыта практического решения самостоятельно
поставленных задач. [3]
Появление технологии как обязательного
предмета в учебных планах общеобразовательных
школ многих стран мира свидетельствует
о признании технологии одной из главных
культурных детерминант нашего времени,
влияющей на жизнь людей не в меньшей степени,
чем философия, политика и др.
Технология – это отрасль знания,
с одной стороны, с другой – творческий
процесс систематического применения
ресурсов для усовершенствования и разработки
новых объектов, систем, элементов окружающей
среды с целью удовлетворения потребностей
и желаний людей.
Современный метод проектов
призван существенно скорректировать
и обогатить учебный процесс.
Член – корреспондент Российской
академии образования, доктор педагогических
наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко
предлагает, обобщив достижения зарубежных
и отечественных ученых, связать основные
положения метода проектов с подходом
деятельности.
Главная идея, на его взгляд,
состоит в следующем: ребенок делает с
удовольствием только то, что сам выбирает,
деятельность состоит не только в русле
учебного предмета.
Лозунг этой деятельности: «Все
из жизни». Поэтому «проектный метод»
предлагает «использование окружающей
среды, как лаборатории, в которой происходит
процесс познания».
С 1996 года в программу «Технология»
введен раздел «Творческий проект».
Методы обучения – это способы
взаимосвязанной деятельности преподавателя
и учащихся, направленные на овладение
образовательными знаниями, умениями
и навыками, на воспитание и развитие в
процессе обучения, при котором достигаются
цели обучения. [7]
И. П. Подласый считает: что метод
обучения – это упорядоченная деятельность
педагога и учащихся, направленная на
достижение заданной цели обучения. [5]
Всякий метод является системой
осознанных последовательных действий
человека, приводящих к достижению результата,
соответствующего намеченной цели. Следовательно,
любой метод предполагает осознанную
цель, без чего вообще невозможна целенаправленная
деятельность. Осознав цель, человек осуществляет
деятельность, а именно работает, используя
различные методы. Значит, правильно примененный
метод непременно приводит к намеченному
результату. Если цель не достигнута, то
метод был не адекватен цели, т.е. неправильно
намечен или неправильно применён.
Творческая деятельность преподавателя
состоит в том, чтобы рационально использовать
в учебном процессе методы, обеспечивающие
наилучшее достижение поставленной цели.
В традиционно сложившейся
практике преподавания в средних общеобразовательных
школах большое место занимают информационно-развивающие
методы (лекция, объяснение, рассказ, беседа),
в которых преподаватель играет более
активную роль, чем учащиеся. Для закрепления
знаний и усовершенствования умений особенно
часто используются репродуктивные методы
(пересказ – воспроизведение учащимися
учебного материала, выполнение упражнений
по образцу, лабораторных работ по инструкции).
Эти методы более ориентированны на запоминание
и воспроизведение учебного материала,
менее – на развитие творческого мышления,
активизацию самостоятельной познавательной
деятельности.
В последние десятилетия широкое
распространение получили так называемые
активные методы обучения, побуждающие
обучающихся к самостоятельному добыванию
знаний, активизирующие их познавательную
деятельность, развитие мышления, формирования
практических умений и навыков. Именно
на решение этих задач направлены проблемно
– поисковые и творчески – воспроизводящие
методы.
Наряду с этими методами используется
проектный метод.
Все известные методы решения
творческих задач можно условно разделить
на две большие группы по признаку доминирования
в них интуитивных или логических процедур
и соответствующих им правил деятельности.
Таким образом, типология проектный метод
имеет одну важную дидактическую особенность:
вся деятельность школьника должна ориентироваться
на формирование его мышления, в основе
которого лежит личный опыт.
Школьник сам, пробуя, ошибаясь
и вновь выходя на правильный путь в поиске,
пропуская через себя все, как он убежден,
пригодится понадобится в дальнейшей
жизни. [16]
1.2. Проект в системе
уроков
Под проектом [12] понимается
самостоятельная творчески завершенная
работа, выполненная под руководством
учителя.
Работа над проектом включает
в себя составление обоснованного плана
действий, который формируется и уточняется
на протяжении всего периода выполнения
проекта, элементы деятельности по маркетингу
(изучение спроса и предложения), конструированию,
технологическому планированию, наладке
оборудования, изготовлению изделий и
их реализации. В задачу проектирования
входит также экономическая и экологическая
и социально-психологическая оценка выполняемых
работ.
Результаты проектной деятельности
должны поэтапно фиксироваться в виде
описания и обоснования выбора цели деятельности
с учетом экономического, экологического
и социального аспектов, эскизов и чертежей,
технологических карт, планов наладке
оборудования, а также изделия, готового
к внедрению, или конкретного решения
поставленной проблемы. По совокупности
всех этих рабочих и уточненных материалов
и готового решения или изделия оценивается
уровень общетрудовой подготовки школьников.
[14]
Использование метода проекта
позволяет на деле реализовать деятельностный
подход в трудовом обучении учащихся и
интегрировать знания и умения, полученные
ими при изучении различных школьных дисциплин
на разных этапах обучения.
Работа над проектом в творческом
коллективе дает возможность учащимся
объединиться по интересам, обеспечивает
для них разнообразие ролевой деятельности
в процессе обучения, воспитывает обязательность
выполнения заданий в намеченные сроки,
взаимопомощь, тщательность и добросовестность
в работе, равноправие и свободу в выражении
идей, их отстаивание и в то же время доброжелательность
при всех обстоятельствах.
Тематика проектных заданий
должна охватывать, возможно, более широкий
круг вопросов школьной программы «Технология»,
быть актуальной для практической жизни
и требовать привлечения знаний учащихся
из разных областей с целью развития их
творческого мышления, исследовательских
навыков, умения интегрировать знания.
Далеко не каждый проект может соответствовать
целям и задачам курса «Технология», хотя
на первый взгляд тема проекта может казаться
интересной и практически значимой.
В тематике проектных заданий
следует учитывать вопросы экономики,
экологии, современного дизайна, моды.
Правильный выбор темы с учетом названных
требований, возрастных и личностных интересов
учащихся обеспечивает положительную
мотивацию в обучении, активизирует самостоятельную
творческую деятельность учащихся при
выполнении проекта.
Окончательный выбор проекта
остается за учителем. Зная интересы и
потенциальные возможности своих учеников,
учитель имеет возможность максимально
точно подобрать тему и определить уровень
сложности проекта для каждой группы учащихся.
Количество участников при
выполнении проекта в зависимости от его
сложности может быть различным: от одного
(индивидуальный проект) или нескольких
учащихся одного класса до больших творческих
коллективов, включающих в себя учащихся
разных классов и возрастов (день рождения,
юбилей школы, организация питания в походе
и т.п.), близлежащих школ и других организаций
(праздник района, города, национальный
праздник, вопросы экологии района, области
и т.п.).
Организуя творческие группы,
учителю следует оптимизировать число
учащихся в них таким образом, чтобы суммарное
количество выполняемых проектов было
не слишком большим, иначе он не сможет
осуществить качественный контроль за
их выполнением.
Работа, которая требует больших
затрат времени, может быть выполнена
в домашней обстановке. Тем самым закладываются
возможности для общения детей и родителей.
В повседневных совместных делах появятся
взаимопонимание, уважение и доверие,
чувство общности, сформируются новые
и возродятся утраченные духовные ценности.
Можно выделить следующие этапы
выполнения проекта: [15]
выбор темы проектного задания
с учетом анализа потребностей дома, школы,
организации досуга, производства, сферы
обслуживания и т.д.;
оценка интеллектуальных, материальных
и финансовых возможностей, необходимых
для выполнения проекта, спектра первоначальных
идей для разрешения проблемы противоречия
между потребностями и возможностями
деятельности;
сбор и обработка необходимой
информации при изучении литературы (справочники,
журналы, газеты, книги, рекламные буклеты
и т.п.), обращение к банку данных;