Прорективная методика "НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:31, реферат

Краткое описание

ИНСТРУКЦИЯ: Нарисуй несуществующее животное. Расскажи, какое оно: доброе, злое, придумай ему имя. Чем он питается, с кем живёт, какое у него жилище. Есть ли у него друзья и враги. Какие три желания есть у животного и т.д.
При интерпретации результатов обратить внимание на качественный анализ оценки выполнения методики.

Вложенные файлы: 1 файл

несущ жив псих.docx

— 27.31 Кб (Скачать файл)

Прорективная  методика "НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ"

 

Исследование агрессивности у детей и подростков

 

Источник: А. Л. Венгер "Психологические рисуночные тесты". - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г.

 

ИНСТРУКЦИЯ: Нарисуй несуществующее животное. Расскажи, какое оно: доброе, злое, придумай ему имя. Чем он питается, с кем живёт, какое у него жилище. Есть ли у него друзья и враги. Какие три желания есть у животного и т.д.

 

При интерпретации результатов обратить внимание на качественный анализ оценки выполнения методики.

 

Существует несколько широко распространенных вариантов выполнения данного теста, с которыми полезно познакомиться. Наиболее примитивный вариант - это изображение реально существующего животного, сопровождаемое описанием естественного для него образа жизни. Так, двенадцатилетняя Лилиана Т. в качестве несуществующего животного изобразила крокодила (рис. 1).

 

 

Рисунок имеет следующее описание:

 

"Крокодил - водоплавающее животное, может передвигаться как на суше, так и в воде. Питается исключительно мясом. Хватает свою добычу и тащит ее под воду. Тело будет лежать там до тех пор, пока не начнет разлагаться, а после съест его. Поедает людей. В основном ест тех людей, которые очень его боятся и бегают от него".

 

Такой способ выполнения задания противоречит инструкции, поэтому проверяющий попросил девочку придумать еще одно животное, причем было подчеркнуто требование, чтобы это было животное, которого на самом деле не существует. Немного подумав, Лилиана нарисовала кобру. Выяснилось, что выполнить инструкцию она неспособна.

 

Изображение реально существующего животного вместо воображаемого нормально для дошкольного возраста, хотя при хорошем уровне развития даже дошкольник способен хотя бы дать своему животному нестандартное название. В более старшем возрасте это свидетельство особо низкого уровня развития воображения. Подобное выполнение задания нередко встречается при умственной отсталости или при нарушениях обучаемости (задержке психического развития).

 

В отдельных случаях причиной отхода от инструкции служит не столько отставание в когнитивной сфере, сколько очень высокая тревожность.

 

Тревожному человеку трудно выполнять неопределенные задания. Не понимая, каковы критерии оценки такого задания, он заранее ожидает заведомо отрицательную оценку, что может полностью блокировать содержательную деятельность. Изображение существующего животного в некотором смысле безопаснее придумывания чего-то нового. Поэтому тревожный человек упрощает себе выполнение задания, фактически подменяя поставленную перед ним непривычную задачу более знакомой.

 

У Лилианы одновременно проявляется действие обеих причин, блокирующих воображение.

Во-первых, судя по данным когнитивных тестов, у нее наблюдается нарушение обучаемости.

Во-вторых, повышен уровень тревожности. Об этом свидетельствует как штриховка рисунка, так и тема страхов, доминирующая в описании образа жизни животного.

 

Несколько более высокий уровень выполнения задания, однако тоже с нарушением инструкции - это изображение вымершего животного, например, динозавра, или животного, существующего не в природе, а в культуре: Пегаса, дракона, кентавра, русалки. Так, одиннадцатилетний Сеня В. нарисовал трехголового змея, образ жизни которого вполне соответствует сказочному змею-горынычу (рис. 2).

 

               

                    Рис 2. Змей Горыныч                               Рис. 3 Несуществующее животное - драчеша

Такое выполнение задания нормально для детей до 8-9 лет. Позднее оно свидетельствует о бедном воображении и низком общекультурном уровне (часто при педагогической запущенности) или о нарушении обучаемости (задержке психического развития). В данном случае диагностировано нарушение обучаемости.

 

Наиболее распространенный способ выполнения задания - это изображение животного, не совпадающего ни с одним из реально существующих, но построенного по стандартной модели: горизонтально расположенное тело, голова с глазами и ртом, конечности (ноги, щупальца, руки, крылья). Возможны дополнительные детали - уши, нос, шея, плавники, хобот и прочие части тела обычных животных. Среди подобных животных выделяются два типа: составной и целостный.

 

Составное животное строится из частей разных реальных животных. Так построены, в частности, крылатая рыба и животное, составленное из человека, собаки, лошади и кошки. Названия таких животных обычно более или менее полно отражают их строение. В частности, животное, в котором есть элементы человека и собаки, названо "челса" (человек + собака).

 

Придумывание и изображение составных животных характерны для людей с рационалистическим подходом к задаче, с низкой творческой направленностью, исполнительской, а не творческой установкой. Такая установка наиболее типична в начале младшего школьного возраста (примерно до восьми лет), однако она не представляет отклонения от нормы даже и у взрослых. При рационалистическом способе создания образа оценка уровня воображения определяется количеством прототипов и степенью их разнородности. Так, комбинация из четырех животных (см. рис. ниже) - более сложное изобретение, чем крылатая рыба.

 

 

Та же рыба была бы оригинальнее, если бы она была снабжена не крыльями, а, например, заячьими ушами.

Целостное несуществующее животное тоже строится в соответствии с общей схемой животного, но без привлечения частей тела конкретных животных, хотя результат и может напоминать дракона, слонопотама, собаку или что-то еще. Название в этом случае не включает указаний на прототипы. Примерами подобных животных могут служить бумбуборусасу и рав (см. рис. ниже).

 

               

Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.

 

Особую группу составляют человекообразные животные. Туловище у них располагается вертикально, внизу - ноги, сверху - голова, с боков - руки (вместо рук или ног могут быть крылья или щупальца). Возможно увеличение числа рук или ног, включение дополнительных органов. Человекообразное животное может быть названо роботом или киборгом, может напоминать черта, может быть объявлено инопланетянином и пр. Изображение таких животных характерно для высокой потребности в общении. В частности, оно особо типично для подросткового возраста, когда потребность в общении наиболее высока.

 

Значительно реже встречаются изображения несуществующих животных, по сути представляющих собой механические конструкции или включающие в свой состав отдельные механические части. Примерами могут быть марсианин и странное животное, которое служит домом для людей (см. рис. ниже). Подобные изображения характерны для неконформных людей со своеобразным мышлением и нестандартным подходом к миру и к жизни, с низким уровнем социализированности.

 

Часто это люди с шизоидной акцентуацией, с трудностями в сфере общения.

 

               

И, наконец, у некоторых людей встречаются животные, построенные по оригинальной модели, не соответствующей ни животному, ни человеку, ни техническим конструкциям. Эти модели могут быть весьма сложными и замысловатыми: многоголовка , аура, а могут быть предельно простыми (см. рис. ниже).

 

       

Этот способ говорит о творческом складе личности. Он возможен как при преимущественно рационалистическом, так и при преимущественно художественном подходе к действительности, если только у человека есть реальные творческие возможности. У детей младше 9 - 10 лет такой способ построения образа встречается довольно редко. При творческом подходе к задаче уровень воображения оценивается по степени естественности получившегося существа и, в частности, по степени соответствия между его внешним видом и описанием образа жизни.

 

Наиболее нестандартные животные, снабженные необычными органами или же вообще лишенные органов, часто встречаются у людей с шизоидной акцентуацией.

 

Если изображение слишком вычурное, то обычно это свидетельствует не столько о творчестве и оригинальности, сколько о стремлении продемонстрировать окружающим свою непохожесть на других.

 

АГРЕССИВНОСТЬ

 

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ

 

Наиболее полную информацию об уровне агрессивности обследуемого дает сопоставление классического варианта методики "Несуществующее животное" с дополнительным вариантом "Злое животное". В частности, такое сопоставление позволяет выявить скрытые, в том числе сознательно скрываемые, агрессивные тенденции.

 

Кроме рисунка животного попросите нарисовать злое животное для того, чтобы посмотреть уровень агрессивности обследуемого вами ребёнка. Инструкция та же, что и в первом случае.

 

Показателем отсутствия таких тенденций служит отсутствие агрессивной символики (орудий нападения) в основном рисунке и незначительное повышение агрессивных аксессуаров при переходе к "Злому животному". Примером этого могут служить рисунки восемнадцатилетней Полины Ш. В качестве обычного несуществующего животного она сделала рисунок, соответствующий общепринятой схеме, лишенный признаков агрессии (рис. ниже).

 

 

Агрессивность совершенно отсутствует также в описании образа жизни животного, которое Полина назвала кругляк-полосатик: "Очень доброе и милое животное, очень предан людям. Любит есть траву, питается яблоками и лесной ягодой. Очень умное создание. Обитает в основном в деревнях ближе к лесу. Сам он ярких красок, и его видно издалека. Сам он произошел в гибриде от разных самых красивых животных. Живет он в шалаше вместе со своей семьей и детьми".

 

В рисунке "самого злого и страшного" животного появляется очень умеренная символика вербальной агрессии: зубастый рот (рис. ниже).

 

 

В рассказе о своем животном-колдуне Полина снабдила его множеством отрицательных характеристик, однако агрессия среди них отсутствует: "Это существо обитает в далеком космосе, подальше от людей. Грубый, высокомерный предатель и лгун. Очень большой притворщик - хамелеон. Ненавидит людей и стремится уничтожить землю. Питается мелкими организмами, которые обитают на его планете, где он живет один, под названием Колдумания".

 

Утверждение о том, что "самое злое и страшное" животное "питается мелкими организмами" - признак весьма низкого уровня агрессивности. Иногда сходные утверждения (например, о том, что животное питается овощами и фруктами) появляются у обследуемых, сознательно скрывающих свою агрессивность. Однако в данном случае такое предположение было бы крайне сомнительным, поскольку Полина добросовестно снабдила свое животное отрицательными признаками и даже сообщила, что оно "ненавидит людей и стремится уничтожить землю". Само же это сообщение не является признаком агрессивности, так как девочка ни на рисунке, ни в рассказе не дала животному никаких средств, которые позволили бы ему реализовать его античеловечные стремления.

 

ПОВЫШЕННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

 

Один из наиболее распространен-ных признаков повышенной агрессивности в рисунке несуществующего животного - это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни). Примером такого рисунка может служить драморобот, изображенный восьмилетним Артуром С. (рис. ниже).

 

 

Наиболее острые выросты, направленные вверх, - это руки. Как объяснил Артур, "у него руки железные. Они ударяют. Голова может головы кому-то отрывать. У него слюня - яд. Если кто-то против него воюет, он сразу расплавляется (то есть его противники расплавляются от ядовитой слюны). Когда он отрывает голову, вытекает кровь, он питается кровью". На вопрос о том, что любит делать драморобот, мальчик ответил: "Атакует врагов. Сам-то он страшный и мощный. Атаковывает он в незаметку. С дерева может напасть". На вопрос, зачем ему нападать "в незаметку", был получен ответ: "Потому что враги тоже нападают, могут убить. Они как бы отомщают другим врагам". На вопрос, кто его враги, Артур ответил: "Не знаю. Может, киборги", а о друзьях сказал, что они "такие же как он и чуть другого вида". Он сообщил также, что драморобот живет в другой галактике и что три вещи, которые бы он попросил у волшебника, - это: "Чтобы очень мощные были войска, чтобы атаковать врагов"; "Бесконечную жизнь, чтобы его очень трудно было убить"; "Чтобы он стал больше - видом, ростом".

 

Столь яркое проявление агрессивных тенденций в рассказе об образе жизни животного встречается сравнительно редко. Обычно оно тормозится в силу социального контроля.

 

В данном случае социальный контроль ослаблен, поскольку у Артура имеются серьезные нарушения социализации. Кроме того, Артуру только восемь лет, а в этом возрасте механизмы контроля еще далеко не достигают полного развития. В приведенном рассказе, кроме собственных агрессивных тенденций, проявляется также боязнь ответной агрессии со стороны окружающих. Можно полагать, что эта боязнь приобретена в результате накопления негативного опыта. Вероятно, именно она привела к тому, что в последнее время (последние год-полтора) мальчик, по словам родителей, стал драться значительно меньше, чем раньше.

 

Четырнадцатилетний Володя С. по стандартной инструкции (нарисовать несуществующее животное) изобразил боксера, написав о нем предельно короткий рассказ: "Это боксер. Он всех побеждает" (что отмечено и в надписи на самом рисунке: "ура - Победа").

 

Подчеркнутая прорисовка мускулатуры, кулаки и особо широкие плечи говорят о высокой значимости маскулинных (мужских) ценностей. В сочетании с основным занятием изображенного существа (бокс - агрессивный вид спорта) это позволяет подозревать повышенный уровень агрессивности. Однако непосредственная символика агрессии представлена в рисунке довольно мало: это клыки и кулаки (боксерские перчатки), нарисованные с сильным нажимом. Особая лаконичность рассказа служит, по-видимому, средством избежать самораскрытия. Весьма вероятно, что скрывается именно агрессивность. Дополнительным основанием для такого предположения служит то, что в рисунке Володя задал социально приемлемую форму агрессивности. О ярко выраженной тенденции к контролю за внешними формами поведения говорит резко подчеркнутое ограждение вокруг изображенной фигуры (канаты ринга). Любые сомнения насчет истинного уровня агрессивности Володи исчезают при взгляде на изображенное им злое и страшное животное (рис. ниже).

Информация о работе Прорективная методика "НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ"