Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:15, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении становления личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Задачи:
изучить динамику показателей личностного самоопределения на этапе юношеского возраста;
рассмотреть типы и уровни профессионального самоопределения;
рассмотреть соотношение профессионального и личностного самоопределения;
рассмотреть методы активизации профессионального и личностного самоопределения.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1 Личностное самоопределение в юношеском возрасте 5
1.2 Профессиональное самоопределение и его становление в раннем юношеском возрасте 9
1.3 Типы и уровни профессионального самоопределения 11
1.4 Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения 14
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 17
2.1 Основные методы профориентации 17
2.2 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения 22
2.3 Профориентационные игры и упражнения с классом 24
2.4 Игры-дискуссии 25
2.5 Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ФМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский
Музыкально-педагогический факультет
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте»
Педагогика и психология
050103 |
Заочная |
зППС-у10 |
АВТОР Филипенко Н.М. _______________
(фамилия, инициалы) (
РУКОВОДИТЕЛЬ _______________
(фамилия, инициалы) (подпись, дата)
Петропавловск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Научно-теоретические основы изучения Профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте. 5
1.1 Личностное самоопределение в юношеском возрасте 5
1.2 Профессиональное
самоопределение и его
1.3 Типы и
уровни профессионального
1.4 Взаимосвязь
профессионального и
2. Методические основы изучения Профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте. 17
2.1 Основные методы профориентации 17
2.2 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения 22
2.3 Профориентационные игры и упражнения с классом 24
2.4 Игры-дискуссии 25
2.5 Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованных источников 30
Проблема самоопределения в настоящее время приобретает особое значение. Юношеский возраст - период, в который происходят наиболее значительные изменения в психике. Именно в данное время самоопределение становится аффективным центром жизненной ситуации молодых людей.
Личностное самоопределение,
имеющее ценностно-смысловую
При этом, с одной стороны,
на процесс профессионального
Проблемами личностного
и профессионального
Цель курсовой работы заключается в изучении становления личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Предметом являются свойства личности, показатели личностного самоопределения, мотивация выбора профессии и профессиональная направленность юношей и девушек.
Объект - целостное развитие личности в юношеском возрасте.
Гипотеза: становление личностного и профессионального самоопределения подчиняется общим законам онтогенетического развития, определяется возрастно-половыми особенностями.
Задачи:
Самоопределение – важнейшее
достижение личности, оно основано
на устойчиво сложившихся
В связи с необходимостью самоопределения в юношеском возрасте происходит смена учебной мотивации. Учеба начинает рассматриваться молодыми людьми как предпосылка будущей профессии, поэтому в качестве ведущего вида деятельности в данном возрасте называют учебно-профессиональную деятельность. Профессиональная ориентация учебной деятельности опирается на главные интересы личности. [3, c.87]
Возникший не так давно
термин «личностное самоопределение»
большинством отечественных авторов
анализируется в контексте
В русле психоаналитического
направления Дж. Марсиа предложил
статусную модель идентичности, которая
широко применяется в исследованиях
подростков. Он попытался дать операциональное
определение: «структура Эго – внутренняя
самосоздающаяся, динамическая организация
потребностей, способностей, убеждений
и индивидуальной истории». Данная
гипотетическая структура проявляется
феноменологически через
В отечественной психологии
подобный подход к изучению личностной
идентичности близок А.В. Петровскому,
который определяет его как сознательный
акт выявления и утверждения
собственной позиции в
– выбор профессии и профессионального пути;
– принятие и переоценка
религиозных и моральных
– выработка политических взглядов;
– принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.
В интеракционистской модели личностной идентичности (Дж. Мид) под идентичностью понимается способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. Дж.Мид выделил осознаваемый и неосознаваемый типы идентичности. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках.
Осознаваемая идентичность
возникает, когда человек начинает
размышлять о себе, о своем поведении.
Переход от неосознаваемой идентичности
к осознаваемой возможен только при
наличии рефлексии. Рассматривая вопрос
о развитии идентичности, Дж. Мид
отмечает, что человек не обладает
идентичностью, она возникает как
результат его социального
Исследования последних лет (Л.С. Колмогорова и Д.В. Каширский; Г.Г. Кравцов, И.В. Сысоева) уточнили психологическое содержание раннего юношеского возраста. Так, в работах Д.В. Каширского доказывается, что возраст 16–17 лет является периодом «ценностно-смыслового моратория». Кризис в системе ценностей происходит в период между окончанием средней школы и следующей ступенью самоопределения (поступление в вуз). Кризис 17 лет – это кризис в системе ценностей, который сопровождается снижением уровня самореализации и степени осмысленности жизни, но повышением уровня самооценки. Автор доказывает, что на содержание системы ценностей в раннем юношеском возрасте оказывают влияние практика реальных выборов и профиль образования. Значимые гендерные различия в содержании ценностных ориентаций автором обнаружены только при переходе от раннего к позднему юношескому возрасту. [5, c.87]
В исследованиях Г.Г. Кравцова и И.В. Сысоевой показано, что в основе развития личности в юношеском возрасте лежат процессы становления и развития волевой сферы. Воля в этом возрасте приобретает статус самостоятельного психического процесса и обозначается авторами в качестве центрального новообразования юношеского возраста. Вслед за Л.А. Кожариной они выделяют четыре критерия волевого поведения: осмысленность, инициативность, внеситуативность и проблемность. Развитие личности в раннем юношеском возрасте проходит четыре стадии:
- на первой стадии происходит
осмысление субъектом своих
- на второй субъект
осознанно исследует свой «
- на третьей он помещает свой «образ Я» в разные ситуации;
- на четвертой стадии
происходит отделение своей
По мнению авторов, психологические особенности юношеского возраста связаны с выделением и осознанием своего «образа Я»: формируется устойчивый «образ Я». [5, c.201]
Традиционно юношеский возраст
рассматривается с позиции
Л.А. Головей считает, что
основой адекватного
Процесс профессионального
самоопределения проходит ряд этапов.
Первый этап – детская игра, в
ходе которой ребенок принимает
на себя разные профессиональные роли
и проигрывает отдельные
Информация о работе Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте