Профессиональные функции педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:19, реферат

Краткое описание

Педагогическая деятельность реализуется в определённых педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий: персептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания) и т.д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем в педагогических ситуациях. Определенная совокупность таких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1:Профессиональные функции педагога………………………………..3
1.1.Воспитательная функция…………………………………………………..3
1.2.Обучающая функция………………………………………………………..3
1.3.Коммуникативная функция…………………………………………………3
1.4.Организаторская функция………………………………………………….4
1.5.Коррекционная функция……………………………………………………4
Глава 2: Особенности педагогической деятельности…………………………5
Глава 3: Критерии оценки профессиональной деятельности педагога………7
3.1. Классификация К.К.Платонова……………………………………………7
3.2. Классификация Климова Е.А………………………………………………7
3.3. Классификация Марковой А.К…………………………………………….8
Вывод………………………………………………………………………………9
Список использованных источников…………………………………………...10

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональные функции педагога-Ирка.docx

— 33.40 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1:Профессиональные функции педагога………………………………..3

  1.1.Воспитательная функция…………………………………………………..3

  1.2.Обучающая функция………………………………………………………..3

  1.3.Коммуникативная функция…………………………………………………3

  1.4.Организаторская функция………………………………………………….4

  1.5.Коррекционная функция……………………………………………………4

Глава 2: Особенности  педагогической деятельности…………………………5

Глава 3: Критерии оценки профессиональной деятельности педагога………7

  3.1. Классификация К.К.Платонова……………………………………………7

  3.2. Классификация Климова Е.А………………………………………………7

  3.3. Классификация Марковой А.К…………………………………………….8

Вывод………………………………………………………………………………9

Список использованных источников…………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Педагогическая  деятельность реализуется в определённых педагогических ситуациях совокупностью  самых разнообразных действий: персептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания) и т.д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем в педагогических ситуациях. Определенная совокупность таких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Профессиональные функции педагога

 

Профессиональные  функции — это те, которые имеют  непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.

     Они касаются отношений с детьми (воспитанниками) и их родителями, с коллегами (учителями) и с администрацией школы, отделов образования, с представителями общественности и с разными другими, помимо школы, воспитательными учреждениями.     

1.1.Воспитательная функция.

 Она основная, постоянная по времени, непрерывная  как процесс и самая широкая  по охвату людей. Она никогда  не прекращается, относится ко  всем возрастным группам людей  и происходит решительно повсюду.  “Воспитывает каждая минута жизни  и каждый уголок земли, каждый  человек, с которым формирующаяся  личность соприкасается подчас  как бы случайно, мимоходом”. Именно  благодаря воспитанию и происходит  целенаправленное формирование  и развитие личности разносторонне  и гармонично развитой. Поэтому  эту профессиональную функцию  педагога мы вправе считать  основной и всеохватывающей.

1.2.Обучающая функция.

 Обучение как  раздел учебного процесса относится  к сфере деятельности профессионального  педагога. Систематическим обучением  может заниматься только достаточно  подготовленный профессионал. И  в то же время обучение представляет  собой главное средство воспитания. Обучая, учитель развивает у учащегося  главным образом интеллектуальные  и познавательные способности,  а также формирует у него  нравственное и правовое сознание, эстетические чувства, экологическую  культуру, трудолюбие, духовный мир.  Следовательно, обучающую функцию  педагога мы отнесем к числу  важнейших профессиональных.

1.3.Коммуникативная функция.

 Педагогическая  деятельность немыслима без общения.  Педагог именно благодаря общению,  в процессе общения воздействует  на воспитанников, координирует  свои действия с коллегами,  родителями учащихся, ведет всю  учебно-воспитательную работу. Значит, и коммуникативная функция есть  профессионально-педагогическая. Она  настолько важна, что в последнее  время исследованием проблем  педагогического общения и педагогики  общения занимаются многие ученые  педагоги (И. И. Рыданова, Л. И. Рувинский, А. В. Мудрик, В. А. Кан-Калик и др.), психологи (С. В. Кондратьева, К. В. Вербова, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский и др.).

1.4.Организаторская функция.

 Профессиональный  педагог имеет дело с разными  группами воспитанников, со своими  коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Ему приходится  согласовывать действия разного  характера и каждому участнику  найти его место, чтобы наилучшим  образом проявились его способности.  Педагог решает, какое учебно-воспитательное занятие или дело следует организовать, когда (день и час) и где (школа, класс, музей, лес и т.п.) его провести, кто и в какой роли в нем будет участвовать, какое оборудование (оформление) понадобится. Хорошая организация воспитательного дела обеспечивает и высокий результат. Вот почему мы организаторскую функцию считаем профессионально-педагогической.

1.5.Коррекционная  функция

 Коррекционная  функция связана с тем, что  педагог постоянно отслеживает,  диагностирует ход учебно-воспитательного  процесса, оценивает промежуточные  результаты. Ее же результат не  всегда и не сразу бывает  таким, каким был мысленно (идеально) задуман, какой ожидался. Педагогу  по ходу работы приходится  вносить коррективы (исправления)  в свои действия и действия  воспитанников. Если на основе  диагностики не корректировать  учебно-воспитательный процесс,  то его результат окажется  непредсказуемым. Этим и объясняется,  что коррекционная функция также  является профессиональной для  педагога.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Особенности педагогической деятельности

 

1. Деятельность  педагога имеет преемственно-перспективный  характер. Это означает, что педагог,  опираясь на опыт прошлого, проектирует  развитие личности на перспективу,  на будущее. Педагог всегда  заглядывает вперед: к чему, к  какой жизни готовить своих  воспитанников. Следовательно, педагогу  необходимо профессионально владеть  опытом прошлого, особенно хорошо  ориентироваться в современной  жизни и предвидеть контуры  будущего, предвосхищать события,  которые могут быть в предстоящей  жизни.

2. Из рассмотренной  особенности профессиональной деятельности  педагога вытекает и следующая: концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т.е. происходит углубление и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т.п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже на новом витке, в более полном и широком понимании возвращаются к детям в младших классах, в подростковом и юношеском возрасте.

3.Объект педагогической  деятельности (воспитанник) — постоянно  развивающийся и меняющийся динамичный  индивид (или группа). Он имеет  свои потребности, цели, мотивы  деятельности, интересы и ценностные  ориентации, которые регулируют  его поведение. И, следовательно,  педагогу приходится “приспосабливать”  свою работу к особенностям  этого объекта, чтобы он стал  союзником, активным соучастником  учебно-воспитательного процесса. В  идеале вместо субъектно-объектного  отношения складывается субъектно-субъектное  взаимодействие между воспитателем  и воспитанником.

4. Педагогическая  деятельность имеет коллективный  характер. В школе, в других  учебно-воспитательных учреждениях,  работает не педагог-одиночка, а  один из членов педагогического  коллектива. Это особенно проявляется  в том классе, где работает 8-10 преподавателей-предметников и,  кроме учителей, есть еще воспитатели.  Любой из них достигнет хороших  результатов только тогда, когда  будет выработана общая цель  на перспективу.

5. Целенаправленная  и организованная профессиональная  деятельность педагога проходит  в природной и социальной среде.  Она в свою очередь представляет  собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый  фактор, воздействующий на развитие  и формирование личности. На молодого  человека, кроме педагога, оказывают  влияние и средства массовой информации (СМИ). В этой ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести “конкурентную борьбу” с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.

6. Из названных  особенностей вытекает следующая: творческий характер педагогической деятельности. Диагностируя и оценивая динамичную учебно-воспитательную ситуацию, педагог постоянно корректирует намеченные операции, приемы и действия, ищет новые, оптимальные пути достижения цели. Педагог в живой работе не может ограничиться лишь накопленным опытом профессиональной деятельности. Он постоянно ищет новое, пополняет и обогащает запас приемов и методов работы.

7. Учитель не имеет права на ошибку — в его руках — судьба человека.       Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники — это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Конечно, было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело— педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то {к музыке ли, рисованию и т.п.) Не проявившийся талант— это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь — к учителю.

8. Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях.

 9. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Не-прерывное образование, таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3: Критерии оценки профессиональной деятельности педагога

 

Стремительные изменения, происходящие в системе образования  в последние годы, требует пересмотра и сложившихся методов оценивания эффективности деятельности педагогов. Если оценка деятельности проводится регулярно и объективно, то она  превращается в действенное средство контроля, воспитания ответственности, развития личностного потенциала преподавателя. Отдельные аспекты оценивания могут дополнять друг друга, но в любом случае должно прослеживаться воздействие мотивации, направленной на повышение эффективности труда. Оценка имеет большое значение для самих преподавателей, так как она задает координаты дальнейшего профессионального развития.

В настоящее время  вопрос о критериях качества педагогической деятельности остается дискуссионным. Это связано с тем, что педагогическая деятельность является многоаспектной и многорезультативной. В профессиональной деятельности отражаются качественные характеристики ее субъекта — представителя данной профессии, и, прежде всего, владение им продуктивными способами профессиональных функций, современными средствами решения профессиональных задач.

3.1. Классификация  К.К.Платонова

Одним из подходов к оцениванию педагогической деятельности является профессиографический подход, принципы которого были сформулированы еще К. К. Платоновым. Его важнейшими принципами являются:

  • принцип комплексности, целенаправленности;
  • принцип личностного подхода;
  • принцип надежности (требования к помехоустойчивости личности);
  • принцип дифференциации, предусматривающий различные специальности, входящие в данную профессию;
  • принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы;
  • принципы перспективности и реальности.

В соответствии с  данными принципами, для преподавательской  деятельности были разработаны профессиограммы, включающие описания социально-экономических, производственно-технических, психологических и других особенностей профессии.

3.2. Классификация  Климова Е.А.

По Е. А. Климову, педагогическая профессия относится  к профессиям типа «Человек-человек». Профессионалу этой схемы свойственны:

1) умение руководить, учить, воспитывать;

2) уме-ние слушать и выслушивать;

3) широкий кругозор;

4) речевая (коммуникативная)  культура;

5) наблюдательность;

6) «проектировочный  подход к человеку, основанный  на уверенности, что человек  всегда может стать лучше»;

7) способность сопереживания;

8) уме-ние решать нестандартные ситуации;

9) вы-сокая степень саморегуляции.

Согласно Е. А. Климову, возможность решения профессиональных педагогических задач определяется следующими личностными качествами профессионала: устойчиво хорошим  самочувствием в ходе работы с  людьми, потребность в общении, способность  мысленно ставить себя на место другого  человека, способность быстро понимать намерения, помыслы, настроения других людей, способность быстро разбираться  во взаимоотношениях людей, способность  хорошо помнить, держать в уме  знания о личных качествах многих и разных людей и т. д.

Информация о работе Профессиональные функции педагога