Профилактика эмоционального выгорания сотрудников образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:45, аттестационная работа

Краткое описание

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания 5
1.2. Основные фазы синдромаэмоционального выгорания педагогов ДОО. 7
1.3. Профессиональные требования к личностным качествам педагога 14
1.4. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального 17
выгорания.
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2. 1.Психолого- педагогические условия восстановления здоровья
педагогов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Профилкатика эмоционального выгорания педагогов ДОУ.docx

— 65.68 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный социально-экономический университет»

 

 

Факультет дополнительного профессионального образования

Межотраслевой центр развития карьеры

 

 

 

 

 

 

 

Аттестационная работа

 Тема:

Профилактика эмоционального выгорания

сотрудников образовательной организации

 

 

 

 

 

Выполнил: Шилова Татьяна Борисовна

Группа № 1

Проверил: Горбунова М.Ю.

 

 

 

 

 

Саратов

2014 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯРАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХОРГАНИЗАЦИЙ

    1. Понятие синдрома эмоционального выгорания                                              5  
    2. Основные фазы синдромаэмоционального  выгорания педагогов ДОО.      7
    3. Профессиональные требования к личностным качествам педагога              14
    4. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального          17   выгорания.

ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ                           2. 1.Психолого- педагогические  условия восстановления здоровья

                      педагогов                23   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                    31      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ              33

 

 

 

 

 

 

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание". Среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром эмоционального выгорания, можно выделить: плохое материальное положение, незащищенность, социальная несправедливость, потеря социальной престижности; а также высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка. Для "выгорающей" группы характерны низкие показатели по шкале "адаптивность" и выраженная учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с детьми. Также среди причин, влияющих на возникновение синдрома, педагоги ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Здесь важна тесная работа  заведующего, заместителя заведующего по воспитательно-методической работе и педагога-психолога. Необходимо проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверенности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций. Такая причина, как профессиональная рутина, вызывает раздражение у более чем половины воспитателей. Поскольку эти педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Чтобы не было слишком большой загруженности работой, можно порекомендовать ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Педагогу - психологу необходимо формировать у педагогов способность правильно планировать свою деятельность, использовать тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. Избегать ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к "победе" создает напряжение и тревогу. Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики (воспитанники), которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. На основании полученных результатов составляются рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что им бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые группы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые занятия, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность.

Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, но и способен сформировать непосредственно образовательную деятельность, организовав педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей, работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья учащихся (воспитанников) невозможно без работы с педагогами в этом направлении.

Поэтому выгорание как проблема  попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, но и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках. Только психологически здоровый педагог может правильно общаться с детьми и воспитать здоровую личность.

 

 

    1. Понятие синдрома эмоционального выгорания           

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”. 

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций. 

Понятие “эмоциональное выгорание” ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе “человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.

Другой основоположник идеи выгорания - Кристина Маслач-социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательнойсамооценки,отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.К. Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, нереакция на скуку, а “эмоциональное истощение, возникающее на фонестресса, вызванного межличностным общением”.

В отечественных работах авторами использовались разные вариантыперевода английского термина «burnout»: «эмоциональное сгорание» (Т.С.Яценко, 1989; Т.В. Форманюк, 1994), «эмоциональное выгорание» (В.В.Бойко, 1996) и «эмоциональное перегорание» (В.Д. Вид, Е.И. Лозинская,1998).

 

 

 

 

1.2. Основные фазы синдрома эмоционального  выгорания педагогов ДОО

Очень подробно освещает симптомы всех трех фаз В.В. Бойко в своей статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других”, рассмотрим их.

 

Фаза “напряжения”. Нервное напряжение служит предвестником и “запускающим” механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное ( нервное) напряжение включает несколько симптомов:

1. Симптом “переживания психотравмирующих  обстоятельств”. Проявляется усиливающимся  осознанием психотравмирующих факторов  профессиональной деятельности, которые  трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то  раздражение у него постепенно  растет, накапливается отчаяние  и негодование. Неразрешимость ситуации  приводит к развитию прочих  явлений “выгорания”.

2. Симптом “неудовлетворенности  собой”. В результате неудач или  неспособности повлиять на психотравмирующие  обстоятельства, человек обычно  испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой  должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм “эмоционального  переноса”- энергетика направляется  не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней  мере, возникает замкнутый энергетический  контур “Я и обстоятельства”: впечатления от внешних факторов  деятельности постоянно травмируют  личность и побуждают ее вновь  и вновь переживать психотравмирующие  элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение  имеют известные нам внутренние  факторы, способствующие появлению  эмоционального выгорания: интенсивная  интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная  совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах “выгорания”  они нагнетают напряжение, а на  последующих провоцируют психологическую  защиту.

3. Симптом ”загнанности в клетку”. Возникает, но не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением  развивающегося стресса. Когда психотравмирующие  обстоятельства очень давят и  устранить их невозможно, к нам  часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся, что-то изменить, еще  и еще раз обдумываем неудовлетворительные  аспекты своей работы. Это приводит  к усилению психической энергии  за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются  образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии  достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо  средство психологической защиты, включая “эмоциональное выгорание”, то человек переживает ощущение  “загнанности в клетку”. Это  состояние интеллектуально-эмоционального  затора, тупика. В жизни мы часто  ощущаем состояние “загнанности  в клетку", и не только по  поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии  произносим: “неужели это не имеет  пределов”, “нет сил, с этим бороться”, “я чувствую безысходность ситуации".

4. Симптом “тревоги и депрессии”. Обнаруживается в связи с профессиональной  деятельностью в особо осложненных  обстоятельствах, побуждающих к  эмоциональному выгоранию как  средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой  и собой порождают мощные энергетические  напряжения в форме переживания  ситуационной или личностной  тревоги, разочарования в себе, в  избранной профессии, в конкретной  должности. Симптом “тревоги и  депрессии”, - пожалуй, крайняя точка  в формировании тревожной напряженности  при развитии эмоционального  выгорания.

Фаза “резистенции”. Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом ”неадекватного избирательного  эмоционального реагирования”. Несомненный  “признак выгорания”, когда профессионал  перестает улавливать разницу  между двумя принципиально отличающимися  явлениями: экономическое проявление  эмоций и неадекватное эмоциональное  избирательное реагирование.

В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Он вполне оправдан в случаях:

- если не препятствует интеллектуальной  проработке информации, обусловливающей  эффективность деятельности. Экономия  эмоций не снижает “вхождение”  в партнера, то есть понимание  его состояний и потребностей, не мешает принятию решений  и формулировке выводов;

- если не настораживает и  не отталкивает партнера;

- если, при необходимости, уступает  место иным, адекватным формам  реагирования на ситуацию. Например, профессионал, когда требуется, способен  отнестись к партнеру, подчеркнуто  вежливо, внимательно, с искренним  сочувствием.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно “экономит” на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип “хочу или не хочу”: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

2. Симптом “ эмоционально-нравственной  дезориентации”. Он как бы углубляет  неадекватную реакцию в отношениях  с деловым партнером. Нередко  у профессионала возникает потребность  в самооправдании. Не проявляя  должного эмоционального отношения  к субъекту, он защищает свою  стратегию. При этом звучат суждения: “ это не тот случай, чтобы  переживать”, “такие люди не  заслуживают доброго отношения”, “таким нельзя сочувствовать”, “почему я должен за всех  волноваться”.

Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства. Ведь профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений. Врач не имеет морального права делить больных на “хороших” и “плохих”. Учитель не должен решать педагогические проблемы подопечных по собственному выбору.

Информация о работе Профилактика эмоционального выгорания сотрудников образовательной организации