Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:12, контрольная работа
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогической психологии ключевой проблемой.
В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.
Большое значен
Введение………………………………………………………………………………….3
Возрастные особенности 3- 5 лет………………………………………………...5
Возраст дошкольника 3-5 лет…………………………………………………….5
Психолого–педагогическая особенность ребенка 3-5 лет………………...........8
2. Экспериментальное исследование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками……………………………………………....19
2.1. Подготовка и проведение эксперимента………………………………….……19
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………...21
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и практические рекомендации…...24
Заключение……………………………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………………………..30
ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
(г. Казань)
БУГУЛЬМИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Психологический факультет
Индивидуальные задания
По дисциплине: Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований. Психолого – педагогическая диагностика.
Выполнил: Красильникова И.А студент 2 курса группы 2311дз заочного отделения с
применением дистанционных Проверил: Юсупова Г.Р. |
Бугульма – 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Экспериментальное исследование
взаимоотношений детей среднего дошкольного
возраста со сверстниками…………………………………………….
2.1. Подготовка и проведение эксперимента………………………………….……19
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………….
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и практические рекомендации…...24
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогической психологии ключевой проблемой.
В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.
Большое значение и актуальность
приобретает изучение ребенка в
системе его отношений со сверстниками
в группе детского сада, т.к. дошкольный
возраст – особо ответственный
период в воспитании. Он является возрастом
первоначального становления
Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
В среднем дошкольном возрасте
психологические
Средняя группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе.
Цель работы – исследовать психолого – педагогические особенности детей 3-5 лет. В соответствии с заданной целью сформулированы следующие задачи исследования:
- Определить психологические особенности личности ребенка среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
1. Метод наблюдения.
2. Метод психологического эксперимента в области: а) изучения избирательных отношений между детьми, б) изучения сплоченности группы.
3. Психодиагностические методы: беседа, проективный метод (Рисунок «Я и мои друзья»).
Теоретическая новизна исследования
состоит в анализе работ
1) совокупности объективных
взаимосвязей детей, т.е.
2) совокупности избирательных
отношений – симпатий и
Объект исследования: личностное
развитие ребенка. Предмет исследования:
взаимоотношения у детей
Исследование проводилось в течении 2 месяце на базе МБ ДОУ №15 «Дюймовочка». За этот период диагностической работы было охвачено 20 детей среднего дошкольного возраста.
Возраст от 3 до 5 лет – это время активного освоения ребенком окружающего мира.
В 3 года дети многое умеют делать сами. Они очень довольны тем, что могут самостоятельно обуться или натянуть непослушные колготки. На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психических функции ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки. Ребенок уже умеет сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься каким – то одним делом. В этом возрасте ребенку становится труднее переключится с одного вида деятельности на другую. Успокоить малыша, переключая внимание на что-то другое становится, все труднее.
В этом возрасте дети стараются подражать своим родителям, эмитируя их походку. В движениях заметна большая согласованность, ребенок способен лучше управлять своим телом. Он уже может пройти по узкой доске, держать равновесие, побежать, развернуться, шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения.
На третьем году жизни совершенствуется мелкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; он учится рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Психологи третий год жизни называют кризисным ( «кризис трех лет»), так как он является переломным с точки зрения осознания себя как личности. Ребенок сознательно говорит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркало и на фотографии. Иногда ребенок становится упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, обидели или унизили.
В возрасте 3 лет речь становится основным средством общения. Характерной речевой особенностью в этом возрасте является постоянное проговаривание, сопровождение словами всех действий, игровых ситуаций. На данном этапе жизни у ребенка возникают многочисленные вопросы: «Как?», «Зачем?», Почему?» и «Когда?» нельзя их игнорировать, так как они означают скачок в интеллектуальном развитии ребенка: он учится сравнивать, сопоставлять, обобщать и запоминать все увиденное и услышанное.
Основным развивающим
видом трехлетнего ребенка
Очень часто игра имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.
Маленькие книголюбы смогут прочитать наизусть всю «Муху-цокотуху», рассказать «Репку», спеть песенку Колобка, попытаются тонким голоском передать возмущение Мишутки из сказки «Три медведя».
К концу 3 года жизни любимыми занятиями детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитателя детского сада, и в точность повторяет позу, жесты, мимику, речь. Переход к ролевым играм является показателем новой ступени в умственном развитии ребенка.
Среди мыслительных операций важнейшими для трехлетнего ребенка являются те, которые позволяют:
В процессе общения со взрослыми, во время чтения и выполнения развивающих упражнений, а также играя ребенок все более обогащает свои представления о мире и приобретает знания:
Важным моментом в воспитании ребенка 3 лет является обязательное подкрепление всего им увиденного другими методами.
Дети 4-5 лет отличаются хорошо развитыми психомоторными навыками. Они чрезвычайно выносливы и могут совершать довольно длительные прогулки, во время которых получают много новых и интересных впечатлений, и таким образом их знания об окружающем мире значительно расширяется.
Все совершение становится моторика действий. Ребенок постепенно овладевает координацией движения рук и зрительного контроля, что дает возможность совершенствовать способности изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность
ребенка этого возрастного
Психологи рассматривают изобразительную деятельность как своеобразную детскую речь и как подготовительную стадию к письменной речи. В рисунке выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что для ребенка является главным, а что второстепенным. [1, с.17]
Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. В этом возрасте дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют их выполнение. В игре ребенок учится общаться со сверстниками, а также контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игра.
На 4-5 году жизни ребенок
не просто активно овладевает речью,
он осваивает язык, как первооткрыватель
– новую землю. В сущности, ребенок
занимается словотворчеством, что позволяет
ему к концу данного
К 5 годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается. На данном этапе он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т.д. Его восприятие становится осмысленным, анализирующим.
Между 4 и 5 годом жизни ребенок может целенаправленно «закладывать в память» информацию. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Память на данном этапе развития носит в основном характер непроизвольного запоминания: все то, что пробудило у него интерес, запоминается «автоматически», тогда как отвлеченные понятия – дни недели, месяцы, времена года и т.д. – укладываются в памяти с трудом.
К 5 годам постепенно начинает формироваться сознательное запоминание. По просьбе взрослого ребенок может выучить стихотворение, песенку, заучить текс какой-либо роли к детскому празднику и т.д. При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть способствовать развитию смысловой памяти.
В этот период ребенок начинает интересоваться различной трудовой деятельностью.
1.2. Психолого-педагогическая особенность ребенка 3-5 лет.
Дошкольное детство коротко, но и в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 3-5 лет называют средним дошкольным. Неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают этих детей с младшими дошкольниками.