Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышенной учебной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
Выявление роли дидактических игр в повышении мотивации школьников.

Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения мотивации детей школьного возраста к обучению;
2) выявить современное состояние использования дидактических игр как средства повышения мотивации;
3) определить отношение учащихся и учителей к использованию дидактических игр на уроках;
4) разработать комплект дидактических игр к конкретным урокам, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе;
5) научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр;
6) апробировать дидактические игры в естественных условиях учебно-воспитательного процесса основной общеобразовательной школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы учебной мотивации школьников
1.1. Мотивация учения в школьном возрасте…………………………….8
1.2. Психолого-педагогические условия развития мотивации школьников……………………………………………………………14
1.3. Значение мотивации школьников в их успешном обучении………18
Выводы по главе I……………………………………………………………20
Глава II. Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышения учебной мотивации
2.1. Сущность дидактической игры и ее место в обучении школьников…22
2.2. Методологические основы организации и проведения дидактических игр в учебном процессе………………………………………………………32
2.3. Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений……………………………………………………………………36
2.4. Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации…………….40
Выводы по главе II…………………………………………………………..42
Глава III. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства повышения интереса школьников к обучению
3.1. Диагностический этап…………………………………………………..45
3.2. Содержание и анализ опытно-практической работы по использованию дидактической игры как средства повышения мотивации школьников…47
3.3. Контрольный этап………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………52
Литература…………………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………………….60

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕСЬ ДИПЛОМ ГАЙНУТДИНОВА 2012.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы учебной мотивации школьников

    1. Мотивация учения в школьном возрасте…………………………….8
    2. Психолого-педагогические условия развития мотивации школьников……………………………………………………………14
    3. Значение мотивации школьников в их успешном обучении………18

Выводы по главе I……………………………………………………………20

Глава II. Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышения учебной мотивации

2.1. Сущность дидактической игры и ее место в обучении школьников…22

2.2. Методологические основы  организации и проведения дидактических  игр в учебном процессе………………………………………………………32

2.3. Методика организации  и проведения дидактических игр  и упражнений……………………………………………………………………36

2.4. Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации…………….40

Выводы по главе II…………………………………………………………..42

Глава III. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства  повышения интереса школьников к обучению

3.1. Диагностический этап…………………………………………………..45

3.2. Содержание и анализ  опытно-практической работы по  использованию дидактической игры  как средства повышения мотивации  школьников…47

3.3. Контрольный этап………………………………………………………50

Заключение……………………………………………………………………52

Литература…………………………………………………………………...56

Приложения………………………………………………………………….60

 

 

Введение

 

« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                          В. А. Сухомлинский.

 

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

 Мотивации, как одному  из ведущих факторов любой  деятельности, придавалось огромное  значение с ещё древних времён. Свидетельством этого могут служить  работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали её как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами, уже в то время пытались выяснить структуру мотивации, условие её формирования и механизмы действия.

Следует отметить, что чётко определить как структуру, так и механизм формирования и действия мотивации, а также дать чёткое определение терминам «мотив» и «мотивация» не удалось ни тогда, ни сейчас.

 В настоящее время  существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены, как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т.д.

 В отечественной педагогике  вопросами мотивации поведения  человека занимались такие известные учёные психологи, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации в учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой. Все учёные, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчёркивают большую значимость её формирования и развития у школьников, т.к. именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Повышение активности ребенка в процессе обучения остается одной из важнейших задач современной педагогики. Это качество характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений, что в наше время встречается достаточно редко. Активность такого рода может быть вызвана при помощи целенаправленных педагогических воздействий.

В развитии положительного отношения к учению значительную роль играет дидактическая игра. Игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт испытать ситуацию успеха.

Все вышеперечисленные факторы обусловили актуальность данного исследования и определили выбор ее темы « Дидактические игры как средство повышения мотивации школьников».

 

Цель исследования:

Выявление роли дидактических игр в  повышении мотивации школьников.

 

Актуальным является противоречие, заключающееся  между развивающими возможностями дидактических игр в повышении мотивации и недостаточным использованием их учителями в работе с детьми школьного возраста.

 

 

 

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения мотивации детей школьного возраста к обучению;

2) выявить современное  состояние использования дидактических  игр  как средства повышения  мотивации;

3) определить отношение учащихся и учителей к использованию дидактических игр на уроках;

4) разработать комплект дидактических игр к конкретным урокам, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе;

5) научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр;

6)  апробировать дидактические игры в естественных условиях учебно-воспитательного процесса основной общеобразовательной школы.

 

Методологической основой исследования являются:

- основные положения развивающего  обучения (JI.C. Выготский, JI.B. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Д.Г. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер, И .Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Н.Г. Преображенская, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.);

- идеи использования игр  в учебно-воспитательном процессе (Н.П. Аникеева, О.С. Гозман, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, А.С. Макаренко, Б.П. Никитин, П.И. Пидкасистый, П.А. Рудик, К.Д. Ушинский, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.);

- влияние дидактических  игр на формирование познавательного  интереса учащихся (С.В. Балакова, Л.П. Борзова, О.А. Исламов, Г.А. Ляпина, Е.Э. Селецкая, М.Г. Цыренова);

- развитие и воспитание  учащихся в игре (Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Матросова, П.А. Рудик, B.C. Селиванов, А.И. Сикорский, Н.Н. Страздас, В.А. Трайнев, И.В. Трайнев и др.)

- формирование творческих  способностей учащихся в игре (А.Ф. Лосев, Б.П. Никитин, С.П. Притуляк, С.А. Шмаков и др.)

 

Объект исследования:

мотивация в учебной деятельности школьников.

Предмет исследования:

дидактическая игра как средство повышения мотивации школьников.

В соответствии с поставленными нами целью, задачами, объектом и предметом исследования сформулируем гипотезу:

систематическое и целенаправленное использование в учебном процессе  дидактических игр, основывающихся на психолого-педагогических принципах их разработки и проведения, учитывающих содержание учебной дисциплины, возрастных особенностей учащихся, повысит мотивацию школьников к обучению, а также качество знаний, умений и навыков учащихся.

В работе использованы следующие методы исследования: анкетирование, сравнение, анализ, собеседование, изучение психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме, педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий), наблюдение, апробация, статистическая обработка результатов исследования, обобщение данных.

Этапы исследования:

1 этап - На первом этапе  формировались основные положения  исследования, изучалась психолого-педагогическая  и методическая литература, изучались  методики по использованию дидактических  игр в процессе обучения;  анализировалась  система дидактических игр и упражнений,  их влияние на процесс повышения мотивации обучения.

2 этап - на втором этапе  рассмотрено состояние исследуемой  проблемы на практике и раскрыта  сущность ее реализации. Также  проводилась опытно-практическая  работа, состоящая из трех компонентов:

1. диагностический этап;

2. формирующий этап;

3. контрольный этап.

 

Базой проведения опытно-практической работы являлась МБОУ ООШ №2 г. Юрьев-Польский Владимирской области.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.

 

Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух теоретических и одной практической глав, заключения, списка использованной литературы, включающего  54  наименования и приложения в количестве 7 штук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы учебной мотивации школьников

 

    1. Мотивация учения в школьном возрасте.

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции «внешнего стимулятора». Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

Откуда берется внутренний стимул познавать новое, если для этого требуется приложить много усилий? Как запустить этот механизм в ребенке, который считает, что учиться в школе скучно? Важно понять, как формируется и работает мотивация и что можно сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать.  Действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

« Мотивация» понимается как: 1) побуждение к действию;

2) динамический процесс  физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.

К учебным мотивам относятся такие, как:

собственное развитие в процессе учения;

действие вместе с другими и для других;

познание нового, неизвестного.

понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,

процесс учения как возможность общения,

похвала от значимых лиц

учеба как вынужденное поведение;

процесс учебы как привычное функционирование;

учеба ради лидерства и престижа;

стремление оказаться в центре внимания,

стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

 

1.      Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

 

2. Хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышенной учебной мотивации