Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: Показать зависимость качества детского рисунка от уровня освоения изобразительных умений и навыков.
Объект исследования: Обучение дошкольников предметному рисованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста.
1.1.Материалы для рисования и способы их использования………………….7
1.2.Техника рисования и ее роль в создании изображения……………………14
1.3.Формирование двигательных навыков и умений………………………….19
1.4.Последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения………………………………………………………………………22
1.5.Обущение графическим навыкам и умениям………………………………30
1.6.Характеристика детского рисунка………………………………………….36
1.7.Показатели, характеризирующие качество продукции детской художественной деятельности…………………………………………………..40
2.Опытно-практическая работа.
2.1.Краткое описание хода исследования………………………………………..43
2.2.Констатирующий эксперимент………………………………………………44
2.3.Формирующий эксперимент…………………………………………………48
2.4.контрольный эксперимент…………………………………………………...51
Заключение…………………………………………………………………53
Литература………………………………………………………………....54
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Оренбургской области.doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Психолого-педагогические  основы обучения рисованию детей  – дошкольного возраста.

1.1.Материалы для рисования  и способы их использования………………….7

1.2.Техника рисования  и ее роль в создании изображения……………………14

1.3.Формирование двигательных навыков и умений………………………….19

1.4.Последовательность  отработки техники рисования  в зависимости от задач изображения………………………………………………………………………22

1.5.Обущение графическим навыкам и умениям………………………………30

1.6.Характеристика детского рисунка………………………………………….36

1.7.Показатели, характеризирующие  качество продукции детской художественной деятельности…………………………………………………..40

2.Опытно-практическая работа.

2.1.Краткое описание хода исследования………………………………………..43

2.2.Констатирующий эксперимент………………………………………………44

2.3.Формирующий эксперимент…………………………………………………48

2.4.контрольный эксперимент…………………………………………………...51

Заключение…………………………………………………………………53

Литература………………………………………………………………....54

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В период с 2 до 3 лет изобразительная  деятельность дошкольника ориентирована  на предметный мир. В этом возрасте малышу интересен материал и действия с ними; к рисованию его побуждают  подражание старшим, потребность пообщаться с ними и получить их одобрение. Но самый главный побудительный мотив – это сделанное ребенком «открытие»: в рисунке, на бумагу можно изображать все, то что угодно. Поэтому постепенно главным движущим мотивом рисования становиться стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. В этом проявляется потребность еще раз «пережить» то, что ребенка взволновало, заинтересовало.

Процесс черкания на листе  бумаги малыш сопровождает речью: комментирует, дополняет графический образ  словом, делает его как бы более содержательным, законченным. Игровые, речевые способы выполнения действий для малыша более доступны и убедительны, чем графически (Е.А. Флерина).

Продолжать знакомить  малыша с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Только в том случае, если восприятие будет эмоциональным, ребенок захочет заново пережить свои яркие впечатления в изобразительной деятельности и играх. Маленький художник всегда рисует только   то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след.

Важно воспитывать у  ребенка интерес к собственной  изобразительной деятельности, желание  рассказать в рисунке  о том, что  его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с  близкими людьми.

Следует помнить, что  детский рисунок – это не только отражение того, что удивило, обрадовало ребенка, но и призыв малыша к общению с ним, поддерживать и развивать это стремление ребенка. Нужно помогать малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании; знакомить со свойствами материалов (краски, карандаши) и элементарными приемами их использования.

Это важная задача, и решать его надо, пока малыш раскован и  смел, пока он рисует все, что хочет и как хочет, и пока ему интересны материалы и способы действия с ним.

Задачи руководства деятельностью малышей должны быть ориентированы на развитие мотивационно–потребностной стороны деятельности и на возможность возникновения и развития адекватных замыслов или искреннего , добровольного принятия малышом тем замыслов взрослых. Для этого взрослым надо уметь радоваться и удивляться вместе с ребенком сделанным им «открытием»:  обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Продолжать обогащать малыша яркими впечатлениями. Воспитывать у него интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них – иллюстрации в книжках).

Чтобы ребенок впоследствии не потерял интереса к рисунку, целесообразно  в игровой форме познакомить  его с простейшими и доступными ему способами изображения, научить  пользоваться изобразительными материалами.

К концу 3 года жизни малыш  проявляет большой интерес к  изобразительной деятельности, понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. Стремление ребенка реализовать потребность общения с кем –то из детей актуализирует у него желание заниматься той же деятельностью, которой занят значимый для него ребенок. Поэтому  возникает изобразительная деятельность по подражанию и т.п. Однако ведущим, главным мотивом постепенно становиться интерес к предметам, явлениям, событиям, которые ребенок и пытается изображать.

Если взрослый хочет  видеть ребенка заинтересованным, активным и инициативным и т.п., надо хорошо понимать специфику возраста, ведущий  тип отношения к окружающему, который характерен для детей  этого возраста, и конкретное содержание интересов ребенка.

Дошкольник, побуждаемый  к изобразительной деятельности увлеченностью тем или иным содержанием (как в игре), долгое время может  рисовать не для других, а для  себя. Изобразительная деятельность, вернее, ее результаты не  направлены на других людей, хотя оценка, отношение взрослого к рисунку рано начинает интересовать детей. Однако в основе этого интереса, стремление поделиться своим переживанием со взрослым, установить с ним контакт, привлечь к сопереживанию.

В рисунке ребенок  прибегает к игровым способам действия, когда он не осознает необходимость изобразительного воплощения образа или считает это не главным. Как правило наскоро нарисовав, получив игрушки – изображения (чаще всего схематичные, «полуготовые» опираясь на них, дошкольник развертывает игровой сюжет, как бы помечая  его дальнейшее развитие на листе бумаги отдельными штрихами, зарисовками.

Художественная деятельность побуждается не только стремлением  воплотить в образе то, что волнует  художника (события, люди, идеалы, убеждения ит.п.), но и стремление быть понятным и принятым зрителями, вызвать у  них адекватные чувства, мысли.

У некоторых детей  может быть сформирован соответствующий  мотив, и они при этом достаточно хорошо владеют способами изображения. Когда такому ребенку надо рисовать понятно и интересно для других, он это делает очень неплохо. Но если тот же самый ребенок рисует для себя, то процесс рисования может превратиться в игру – рисования и рисунок будет беден и схематичен.

В данном случае дело не в наличии изобразительных умений, а превалировании игрового мотива. В этом проявляется влияние ведущего типа деятельности на изобразительную.

Важно, чтобы ребенок  понимал зависимость восприятия его рисунка другими людьми от качества изображения. Это вызывает у него желание изображать понятно, выразительно.

Если ребенок получил  яркие представления от непосредственно  воспринятых предметов, явлений, но у него нет графического опыта (пластической деятельности), он не может представить  себе наглядно будущий рисунок даже в общих чертах. Изображение выполняется путем проб и ошибок. Если дошкольник при этом адекватно его оценивает, то  разочаровывается и отказывается рисовать («не умею»). Если он равнодушен к результату  и увлечен больше замыслом, чем его реализацией, то довольствуется схемами – намеками на изображение. Если же ребенок сам нашел графический образ или научился у взрослых, то уже при определении темы он представляет себя готовый графический образ, имеющий у него в запасе, и рисует наизусть, иногда комбинируя несколько таких образцов.

Успех в изобразительной  деятельности определяется наличием того или другого опыта, способностью ребенка варьировать, дополнять, изменять усвоенные им графические образы на основе непосредственного восприятия предметов, явлений или впечатлений, полученных из других источников (книг, диафильмов др.).

Один из самых сложных  и центральных моментов в руководстве  детской изобразительной деятельностью  – умение педагога формировать действия восприятия и замыливания во взаимосвязи. Надо помочь ребенку перевести обычные представления об окружающим на уровень «изобразительного» (замысла); только тогда возможен интересный рисунок.

Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умения их применять в рисунке.

В дошкольном возрасте изобразительные  действия становятся более точными, уверенными и смелым, самостоятельными, разнообразными, обобщенными, творчески.

Художественно – творческая деятельность включает в себя действие контроля и оценки.

С того момента как  детское творчество перестает быть «деятельностью для себя», т.е. игрой, а направляется на восприятие его продукта другими, оно неизбежно должно включать в себя эстетическую оценку…

Без развития эстетической оценки теряет значение развития других художественных способностей.

Формирующиеся умелость помогает ему осознать успехи, утвердиться  в самостоятельности. Успехи, достижения детей в свою очередь, актуализируют,  закрепляют мотивы более высокого порядка: неравнодушие восприятия мира и желании поделиться с другими своими чувствами; стремление реализовать себя в данном виде деятельности; интерес, увлеченность процессом творческой деятельности; радость и предвосхищение радости общения с окружающими людьми по поводу своего творчества и др. В этом случае изобразительная деятельность становиться самостоятельной. Это означает, что ребенок – ее инициатор, он ставит цель, выбирает средства, сам организует процесс деятельности, контролирует и регулирует ее, оценивает результат.

Мы решим исследовать  проблему качества детского рисунка.

Цель нашего исследования: Показать зависимость качества детского рисунка от уровня освоения изобразительных умений и навыков.

Объект исследования: Обучение дошкольников предметному рисованию.

Предмет исследования: Развитие изобразительных умений и технических навыков как основа обучению рисованию.

 Гипотеза: Качество продукции детской художественной деятельности можно улучшить, если

- учитывать возрастные  возможности детей при обучении  рисованию;

- последовательно решать  задачи развития технических  навыков рисования;

- подбирать тематику  рисунков, адекватную решению поставленных  задач;

- осуществлять мониторинг  развития изобразительных умений  и технических навыков; 

- проводить работу  по коррекции недостатков изображения;

- соблюдать требования методики обучения рисованию.

Задачи исследования:

    1. Изучить психолого–педагогическую и учебнометодическую литературу и выявить алгоритм становления изобразительных умений и технических навыков.
    2. Систематизировать информацию о методике обучения дошкольников технике рисования.
    3. Изучить методы диагностики уровня овладения ребенком навыками рисования.
    4. Опытно-практическим путем проверить зависимость качества продукта детской изодеятельности от уровня технических навыков.
    5. Предложить систему коррекционной работы по преодолению недостатков детского рисунка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста.

1.1. Материалы для рисования и способы их использования.

Выбор того или иного  материала для создания рисунка  определяется его выразительными возможностями. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает  в основном обучению детей рисованию  карандашом и кистью.

КАРАНДАШ – ТВЕРДЫЙ; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость  его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда – обратно).

Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим – более светлый цвет, сильный нажим – более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует  неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность надо закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.

КИСТЬ – МЯГКАЯ. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкою линию, быстро покрывать цветом  большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения,  что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой.

Информация о работе Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста