Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

Чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального психологического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания и потребности. В наши дни у детей становиться все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие ОНР (общее недоразвитие речи) в научной литературе…………..4
2. Уровни ОНР ……………………………………………………………………4
3. Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр…...9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

ОНР.docx

— 37.73 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие ОНР (общее недоразвитие речи) в научной литературе…………..4

2. Уровни ОНР ……………………………………………………………………4

3. Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр…...9

Заключение……………………………………………………………………….16

Список  литературы………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Чистая, правильная речь - одно из важнейших  условий нормального психологического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно  для себя входит в окружающий его  мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания и  потребности. В наши дни у детей  становиться все больше речевых  нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Общее недоразвитие речи относиться к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и  первично сохранным интеллектом, при  которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной  речи, звукопроизношения, слоговой структуры  слов, фонематического слуха и  восприятия. Понимание обращенной речи также недостаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие ОНР (общее недоразвитие речи) в научной литературе.

В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой  форме патологии речи у детей  с нормальным слухом и первично сохранным  интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования  и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.

Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так  и лексико - грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.

Для ОНР характерными признаками являются: позднее ее появление (нередко лишь к 7 - 8 годам), скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. При ОНР  наблюдаются сложные и стойкие  нарушения письма, связанные с  нарушениями всех компонентов речи ребенка и их взаимодействия.

2. Уровни ОНР.

В 1969 Р.Е. Левиной и сотрудниками ее лаборатории была разработана  периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых  средств общения до развернутых  форм связной речи с элементами фонетико - фонематического и лексико - грамматического  недоразвития.

Каждый уровень характеризуется  определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих  от него речевых компонентов. Переход  с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного  фонда.

Р. Е. Левина и другие ученые выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Многолетнее изучение речи детей дошкольников 6-7- летнего возраста позволило установить, что выделяется еще одна категория  детей - не резко выраженное недоразвитие речи, четвертый уровень речевого развития ( Т.Б.Филичева).

В теории и практике логопедии указанные  уровни описаны довольно исчерпывающе.

ОНР I уровня.

У детей полностью отсутствует  речь, или имеются лишь элементы речи (все понимает, но не говорит).

Активный словарь детей состоит  из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звуковых комплексов и звукоподражаний. Ребенок использует указательные жесты и мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, обозначая разницу значений интонацией и жестами.

Дифференцированное обозначение  предметов и действий почти отсутствует. Названия предметов заменяются названиями действий (машинка - «игать»), и наоборот названия действий заменяются названиями предметов ( играть - «матына»).

Небольшой запас слов отражает непосредственно  воспринимаемые предметы и явления. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят  обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Такие жесты вне  конкретной ситуации не может быть понятным. Пассивный словарь детей  шире активного.

Отсутствует или имеется лишь в  зачаточном состоянии понимание  значений грамматических изменений  слова. Если исключить ситуационно-ориентирующие  признаки, дети оказываются не в  состоянии различить формы единственного  и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы  мужского и женского рода, не понимают значения предлогов. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается  лексическое значение.

Звуковая сторона речи характеризуется  фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный  характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями  их слухового распознавания. Число  дефектных звуков может быть значительно  большим, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных - согласных, ротовых - носовых, некоторых взрывных - фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

Отличительной чертой речевого развития детей этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения  слоговой структуры слова.

ОНР II уровня.

Переход к этому уровню характеризуется  возросшей речевой активностью  ребенка.

Словарь становиться больше, но еще  очень беден. Дифференцированно  обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы  по картине, связанные с семьей, знакомыми  событиями окружающей жизни.

Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2 - 3, редко 4 слов. Словарный  запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, мебели, профессий, обуви, одежды.

Дети не знают названий цвета  предмета, его формы, размера, заменяют слова, близкими по смыслу.

Наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

- отсутствие согласования числительных  с существительными, прилагательных  с существительными.

- в употреблении числа и рода  глаголов, при изменении существительных  по числам ( три стола - «ти тоу», две ручки - «две утька»).

- смешение падежных форм ( лежит  на столе - « летит а тоу»).

Много трудностей испытывают дети при  пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется  в исходной форме; возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются  редко.

В отличие от первого уровня, понимание  обращенной речи на втором уровне значительно  развивается за счет различения некоторых  грамматических форм. Это относится  к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм женского и мужского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и  рода прилагательных. Значения предлогов  различаются только в хорошо знакомой ситуации.

Фонематическая сторона речи характеризуется  наличием многочисленных искажений  звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких  и глухих («паапан» - барабан, «дупа» - рука).

Типичными остаются затруднения в  усвоении звукослоговой структуры  слова. Нередко при правильном воспроизведении  контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и  уподобление слогов.

У детей недостаточно сформировано фонематическое восприятие, неподготовленность к овладению звуковым анализом и  синтезом.

ОНР III уровня.

Этот уровень характеризуется  наличием развернутой фразой речи с  элементами лексико - грамматического  и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько  звуков данной или близкой фонетической группы. Например, звук [сь], сам еще  нечетко произносимый, заменяет звук [с] («сянки»), [ш] («сяпка»), [щ] («сетка»). Отмечаются нестойкие замены, когда  звук в разных словах произноситься  по-разному.

Дети правильно повторяют трех-четырех  сложные слова вслед за логопедом, нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

Наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные  и глаголы, недостаточно прилагательных. Не умеют пользоваться способами  словообразования, что создает трудности  в подборе однокоренных слов, образования  новых слов с помощью суффиксов  и приставок.

Дети используют в речи простые  предложения, почти не употребляются  сложные.

Отмечаются аграмматизмы: ошибки в  согласовании. Большое количество ошибок наблюдается в использовании  предлогов.

Понимание обращенной речи приближается к норме.

Пробелы и ошибки в развитии фонетики, лексики и грамматического строя  речи у детей дошкольного возраста проявляются более отчетливо  при обучении в школе, создавая трудности  в овладении грамотой.

ОНР IV уровня.

У детей этого уровня обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов  языка. Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление, у них нет ярких нарушений  звукопроизношения. Как правило, имеет  место лишь недостаточная дифференциация звуков. Слоговая структура слова  нарушена в меньшей степени, наблюдаются  персеверации, перестановки звуков и  слогов, элизии.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция  и нечеткая дикция оставляют впечатление  общей смазанности речи. Незаконченность  формирования звукослоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный  уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося процесса фонемообразования.

Наряду с недостатками фонетико - фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения  смысловой стороны речи.

Стойкими остаются ошибки при употреблении: существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами, прилагательных, образованных от существительных, притяжательных прилагательных.

Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и  винительного падежей множественного числа, сложных предлогов. В отдельных  случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными.

Особую сложность для детей  представляют конструкции с разными  придаточными:

- пропуски союзов;

- замена союзов;

- инверсия.

Еще у детей этого уровня отличительная  особенность их связной речи:

- в беседе, при составлении рассказа  по заданной теме, картинке, серии  картинок констатируются нарушения  логической последовательности, пропуски  главных событий, повтор отдельных  эпизодов;

- рассказывая на свободные темы, они используют в основном  простые малоинформативные предложения.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться  при наиболее сложных формах детской  речевой патологи: алалии, афазии, а  также ринолалии, дизартрии - в тех  случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя, пробелы  в фонетико-фонематическом развитии.

3. Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр.

 

В своей практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с  ОНР III уровня логопед использует различные  игровые приемы.

 

Особым видом игровой  деятельности является дидактическая  игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и  дидактической задачи. В дидактической  игре ребенок не только получает новые  знания, но также обобщает и закрепляет их.

Дидактическая игра имеет  определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов  игр и упражнений. Структуру дидактической  игры образуют:

Информация о работе Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр