Развивающие игры как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 01:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка и апробация программы развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качества личности старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Процесс формирования нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих условиях:
осознания педагогом необходимости формирования нравственно – этических качества, как базовых ценностей личности детей старшего дошкольного возраста;
включения в образовательный процесс дошкольного учреждения развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраст

Содержание

Введение ………….……………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Формирование личности ребенка как психолого - педагогическая проблема …………………………………………………… 7
1.1. Теоретический анализ сущности понятия «нравственно – этическое воспитание» …………………………………………………………………….. 7
1.2. Средства формирования нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..……… 13
ГЛАВА 2. Разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………….
2.1. Исследование по выявлению уровня сформированности нравственно – этических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………………
2.2. План организации проведения занятий направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.3. Результаты опытно - эксперементальной работы и их анализ ………………………………………………………………………………….. 24
Заключение …………………………………………………………………… 28
Список литературы …………………………………………………………. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ МГПУ

 

Молгачевой Александры Васильевны

студентка IV курса ДО-о-д-4-09 (41 Д)

очной формы обучения

специальность: «Дошкольное образование»

 

 

 

Развивающие игры как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста

(выпускная квалификационная работа)

 

Научный руководитель:

Буданова Ольга Васильевна -

кандидат педагогических наук

 

 

Допущен (а) к защите

Зав.кафедрой_____________

 

20___ г.

Выпускная квалификационная работа

защищена на заседании

Государственной аттестационной комиссии

«_____»______________________20_____г.

 

с оценкой «_____________________»

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………….…………………………………………………………….  3

ГЛАВА 1. Формирование личности ребенка как психолого - педагогическая проблема …………………………………………………… 7

1.1. Теоретический анализ сущности понятия «нравственно – этическое воспитание» ……………………………………………………………………..  7

1.2. Средства формирования нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..……… 13

ГЛАВА 2. Разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………….

2.1. Исследование по выявлению уровня сформированности нравственно – этических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………………

2.2. План организации проведения занятий направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста  …………………………………………………………………………

2.3. Результаты опытно - эксперементальной работы и их анализ …………………………………………………………………………………..  24

Заключение ……………………………………………………………………  28

Список литературы ………………………………………………………….  31

 

 Введение

Актуальность исследования. Проблема формирования личности ребенка на современном этапе является актуальной для нашего государства, ведь от того какими людьми они вырастут, будет зависеть и будущее страны. Особую актуальность этой проблеме придает и тот факт, что с марта 2010 года вступили в силу Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Основными задачами современного образования являются общекультурное, личностное и познавательное развитие детей.

Проблемами формирования нравственных и этических качеств личности ребенка занимались такие ученые как:  Ш.А. Амонашвили,  Е.А. Аркина, И.А. Ветлугина, П.Я. Гальперин, И.Л. Дзержинская, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, А.К. Маркова, К. Роджерс, В.А. Сластенин, В.Л. Сухомлинский, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский,  З. Фрейд, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и многие др.

В настоящее время многочисленные исследования, посвященные настоящей проблеме, свидетельствуют о том, что на современном этапе Россия переживает ситуацию глобального духовного и нравственного кризиса. Ученные выделяют следующие причины сложившегося кризиса:

  • огромное влияние на подрастающее поколение оказывают средства массовой информационной культуры (интернет, телевидение, реклама, кино, пресса, радио и т.д.). Они влияют, на человека не только транслируя определенную информацию, но и предоставляют в содержании образцы поведения своих героев книг, телепрограмм, мультфильмов и т.д. Эффективность этого влияния определяется тем, что у этих героев эмоции описаны намного богаче и красочнее, в отличие от переживаний обычного человека, транслируемые эмоции и чувства у героев утрированны. Люди склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные этим персонажам образцы поведения, стиль жизни и т.д., что не всегда является положительным образцом поведения и мировоззрения;
  • наличие современных гаджетов практически у каждого  человека (телефоны, ноутбуки, планшеты, игровые приставки…). В настоящее время они приобрели широкое распространение даже среди детей детсадовского возраста. Велик риск поглощения еще не окрепшего разума ребенка подобными безделушками. Подобная техника способна подчинить не только физическую, но и психологическую жизнь человека. В современных гаджетах создатели все так упростили, что процессы мышления становятся маловажны.

Однако еще В.Л. Сухомлинский в своих трудах  отмечал, что «чем шире круг знаний, которое нужно усвоить ученику, чем больше интеллектуальных усилий ему надо приложить, тем значительнее будет отдельная, особая, специальная работа по воспитанию чувств учащегося, в противном случае в человеке победит холодная рассудочность» [17].

Процессы глобализации информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий происходящих в современном мире обострили противоречие между  подготовкой человека к современным реалиям и сохранением его  духовных и нравственно - этических качеств.

Данные обстоятельства делают проблему формирования личности наиболее актуальной.

Выявленное противоречие позволяет нам сформулировать проблему настоящего исследования, заключающуюся в нахождении новых современных форм, способов, средств формирования нравственно – этических качеств личности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Сформулированная таким образом проблема исследования обусловила выбор темы настоящего исследования: «Развивающие игры как средство формирования нравственно - этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс формирования личности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: разработка и апробация программы развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качества личности старших дошкольников.

Гипотеза исследования. Процесс формирования нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих условиях:

  • осознания педагогом необходимости формирования нравственно – этических качества, как базовых ценностей личности детей старшего дошкольного возраста;
  • включения в образовательный процесс дошкольного учреждения развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста;
  • создания плана работы по формированию нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы исследования нами решались следующие задачи:

  • Определить сущность понятия «нравственно – этическое воспитание».
  • Выявить основные средства формирования нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста.
  • Выявить уровень сформированности нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработать и апробировать программу проведения развивающих игр направленных на формирование нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы научного  исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация психолого - педагогической литературы; эмпирические - наблюдение, тестирование, беседа; математические.

 

Научно - методологическую основу исследования составили:

 

Теоретическая значимость исследования

 

Практическая значимость исследования

 

База исследования. Базой исследования является государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы. Центр развития ребёнка - детский сад № 272 . По адресу ЮЗАО Проспект Вернадского, дом 48. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте  от 6 до 7 лет подготовительной группы №11.

Структура исследования выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

 

ГЛАВА 1. Формирование личности ребенка как психолого - педагогическая проблема.

  • Теоретический анализ сущности понятия «нравственно – этическое воспитание».

Понятие «нравственно – этическое воспитание» является сложным, многоуровневым и состоит из нескольких аспектов. Для наилучшего понимания сущности этого понятия рассмотрим основные из них.

Так, например, в словаре профессионального образования под редакцией С.М. Вишняковой понятие «нравственность» трактуется как – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу  и другим людям.

С точки зрения С.И. Ожегова понятие «нравственность» определяется как - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Термин «нравственность», чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. Но следует отметить тот факт, что понятие «нравственность» - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида [3].

Понятие «нравственность» часто сочетается в профессиональной и психолого - педагогической литературе с таким понятием, как «этика».

«Этика» – это система норм нравственного поведения человека или группы людей.  Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе [5]. Этика нас учит оценивать любую ситуацию, чтобы мы смогли реализовать этические (нравственно правильные) поступки. Этика учит нас осознанно поступать в соответствии с нравственными ценностями. Предметом этического воспитания является личность индивида.

 «Личность» - человек как участник историко – эволюционного процесса, выступающим носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя [6]. Личность формируется в процессе ее социализации (процесс, в ходе которого происходит формирование социальных качеств – накопление исторического опыта, приобретение знаний, умений, усвоение ценностей, норм и образцов поведения, они необходимы для его успешного функционирования в обществе). В результате контакта человека с другими представителями его биологического сообщества происходит передача  социального опыта, норм и правил поведения. Данный процесс передачи социального опыта можно обозначить как образование и воспитание, в период которого и происходит  формирование личности индивида [15]. Именно в процессе воспитания ребенок усваивает нормы и правила своего сообщества.

Широко и подробно было раскрыто в словаре профессионального образования под редакцией С.М. Вишняковой понятие «воспитание» трактуемое как – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производительной, общественной и культурной деятельности, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.

 Объединив в своем словаре два понятия «нравственность» и «воспитание», так часто употребляемых в педагогике, С.М. Вишнякова в своем словаре дала определение понятию «нравственное воспитание» – это воспитание,  осуществляемое в ходе повседневных нравственных отношений: формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора.

Если объединить все представленные выше определения в одно единое понятие, то получится, что «нравственно – этическое воспитание» - это систематический и целенаправленный процесс воздействия на физическое и духовное развитие личности индивида для ее подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности. Данный процесс тесно взаимосвязан с образованием и обучением [4] .

Понятие «нравственно – этическое воспитание» включает в свое содержание такие качества личности, как: отзывчивость, дружелюбность, эмпатия, умение различение добро и зло, знание правил поведения в обществе, чувство сострадания, ответственность, добросовестность, уважение к взрослым и сверстникам, трудолюбие, целеустремленность, послушность, приветливость, справедливость, скромность,  доброта, терпимость, самокритичность, честность, радушие, обязательность, вежливость, заботливость, чуткость, доброжелательность, тактичность, общительность, душевность, милосердие, стыдливость, смелость и многое другое.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность личности и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы.

Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов (фактор - причина и условия сопутствующие появлению чего-либо нового).

Выделяются две группы факторов, влияющие на развитие человека: социальные и биологические.

Биологические факторы: наследственность, условия вынашивания матерью ребенка и его внутриутробное развитие (перинатальный) и появление на свет малыша. Ребенку по наследству от родителей могут передаваться только определенные задатки - природная расположенность к той или иной деятельности. Как писал И. Кант, в человеке заключено множество задатков, задача состоит в том, чтобы пропорционально развивать свои природные способности и раскрыть свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения.

Информация о работе Развивающие игры как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста