Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания). Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть подходы различных исследователей к определению сущности словосочетания.
3. Определить закономерности и специфику овладения грамматическим строем речи детьми в норме и при ОНР.
4. Наметить методику обследования умений образовывать словосочетания детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Словосочетание как единица синтаксиса……………………………6
2.Особенности овладения грамматическим строем речи
в онтогенезе и при дизонтогенезе……………………………………..11
3. Основные направления формирования грамматического
строя речи…………………………………………………………………18
Выводы……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.rtf

— 311.63 Кб (Скачать файл)

 



 


Развитие грамматического строя речи у детей  старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

План:

 

Введение…………………………………………………………………..3

1. Словосочетание как  единица синтаксиса……………………………6

2.Особенности овладения грамматическим строем речи

    в онтогенезе и при дизонтогенезе……………………………………..11

3. Основные направления формирования грамматического

строя речи…………………………………………………………………18

Выводы……………………………………………………………………26

Список использованной литературы……………………………………28

 

Введение

 

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико - грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. [8;с26]

Известно, что благодаря зонам, которые составлены третичными полями коры мозга, уровень которых обозначается, как языковой,  ребенок овладевает сложно-построенной речью, чтением, письмом, понимает переносные значения слов, синонимы, метафоры, юмор. Часть нервных клеток символического уровня созревает поздно, в старшем дошкольном возрасте, и дозревает всю жизнь. Без них невозможно сознательное овладение сложными текстами, грамматическими правилами, орфографией. За словарь ответственны височные доли вначале обоих полушарий, а затем все более и более - левого. За усвоение и использование морфологических правил - теменные доли. Синтаксис - прерогатива заднелобных долей мозга, преимущественно в левом полушарии. [5; с8]

Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР).

Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева Т.Б. (2000г.), Алексеева М.М., Яшина В.И. (1997г.), Арушанова А.Г.(2005г.), Короткова А.В., Дроздова Е.Н.(2004г.) и многие другие.

Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций, [4;с26] что и обосновывает актуальность исследования.

В данной работе при изучении грамматического строя речи наибольшее внимание нами будет уделено синтаксису, а в частности, выявление характера сформированности умения составлять словосочетания у детей с общим недоразвитием речи. Становится необходимой разработка теоретического обоснования включения в логопедическую работу разделов, содержание которых направлено на развитие осознанных навыков и умений  использования слов в составе словосочетания и предложения. [8; с. 58]

Цель: Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания).

 Объект: Процесс овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи  III уровня.

Предмет: Методы и приемы формирования грамматического строя речи (словосочетаниями) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

 Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме  исследования.

2. Рассмотреть подходы различных исследователей  к определению сущности словосочетания.

3. Определить закономерности и специфику овладения грамматическим строем речи детьми в норме и при ОНР.

4. Наметить методику обследования умений образовывать  словосочетания детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Гипотеза: Формирование умения составлять словосочетания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня  будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

1. Учет структуры дефекта.

2. Учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников.

3. Целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи.

4. Разнообразие используемых методов и приемов по формированию умений составлять словосочетания.

На данном этапе нами использовался такой метод исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.

 

1.Словосочетание как единица  синтаксиса

 

Существует несколько определений словосочетаний, предложенных различными авторами. Так, согласно, определению М.Р. Львова, словосочетание  - лексико - грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее  расчлененное обозначение  единого понятия.

Словосочетание - такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других. .[ 15; с 274]

Словосочетание - это непредикативное  соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения сложного явления действительности.  [17; с.281]

Таким образом, можно заметить, что в отличие от первых двух определений словосочетания, в этом определении происходит уточнение о количестве слов в словосочетании, объединение которых основано на подчинительной связи.

Различаются словосочетания  синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые  изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. [13; с284]

В учебнике Шанского Н.М., Иванова И.И. [24; с 64] дается следующее определение: «словосочетание - это  грамматическое и смысловое объединение на основе подчинительной непредикативной связи знаменательных слов. Между  ними имеются атрибутивные, объектные или обстоятельственные синтаксические отношения. Кроме них отмечаются еще субъектные и комплетивные отношения.»

В данном определении делается акцент на смысловое объединение слов и отношения в словосочетании (атрибутивные, объектные и обстоятельственные).

Атрибутивные отношения  есть в том словосочетании, в котором главное слово обозначает предмет, а зависимое - признак этого предмета. Признак предмета чаще всего выражается прилагательным, а предмет может быть существительным, местоимением, причастием и наречием : смелый воин, каждый миг , оперирующий врач, удар наотмашь и т.д.

Объектные синтаксические отношения - это те отношения, где зависимое слово обозначает предмет, на который переходит действие либо к которому направлено, адресовано действие, состояние, признак названный главным словом. Словосочетания с объективными отношениями  между компонентами представлены двумя семантическими моделями:

1. действие и предмет или лицо, по отношению к которому  оно проявляется : печатать книгу, приобретение пособий, рассказы о подвигах;

2. признак и предмет или лицо, по отношению к которому оно отправляется : склонность к анализу, крепче стали, слегка сладкий.

Обстоятельственные синтаксические отношения имеются в тех словосочетаниях, в которых зависимое слово обозначает качество, образ, способ действия, степень либо меру действия или признака, место, время, причину, цель, условие действия, состояния или проявления признака они представлены:

1. моделью с определительно-обстоятельственными отношениями действие или признак и его качественная либо количественная характеристика: громко петь , одеваться со вкусом, говорить тихим голосом , много знать ;

2. моделями с собственно обстоятельственными отношениями - действие или признак место его проявления : бежать по тропинке;  действие или признак и время его проявления прийти своевременно, всегда добрый;  действия и цель его проявления: отсутствовать по болезни; действие и цель его проявления: поехать учится;  действие и условие его проявления : работать при любой погоде ; действие условие, вопреки которому оно совершается : поступит вопреки ожиданиям.

При выделении в предложении словосочетаний  с обстоятельственными отношениями  следует учитывать, что большинство из них формируется  на основе факультативных  связей , а зависимость одного компонента от другого проявляется, а зависимость одного компонента  от другого проявляется как правило , на основе внешнего соположения  и закрепленного порядка слов . [23;с. 458] .

Субъективные отношения  свойственны словосочетаниям, в которых грамматически  господствующее слово называет действие или состояние, а зависимое - субъект действия или носителя действия: рассказ преподавателя, доброта матери. Основанием для выделения словосочетаний  с такими отношениями  в отдельную группу является то, что  они соотносительны  не с глагольными, а с предикативными  сочетаниями:  их зависимая словоформа  может быть преобразована в независимую  именительную  предикативную основу.

Комплетивные отношения характерны для словосочетаний с максимальной степенью спаянности компонентов. В большинстве случаев  такие единицы выступают как синтаксически нечленимые словосочетания, так как главный компонент  в виду его смысловой недостаточности или неопределенности  не может, употребляется  без распространителя в строго определенной форме : стая уток, стакан воды, стать героем . [19; с. 179] .

На основу грамматического значения словосочетания довольно часто наслаивается  дополнительное значение. Так определительные отношения в словосочетаниях, образуемых конкретно - предметами существительными  с зависимыми несогласуемыми словосочетаниями,  осложняется объективными или обстоятельственными оттенками значений. И наоборот, объективные или обстоятельственные отношения в словосочетаниях, образованные отглагольными существительными, под влиянием их предметного значения осложняются определительными отношениями. . [18; с.284 ]

Словосочетания как речевые образования и  как лежащие в их основе единицы языка - структурные системы - по характеру синтаксической связи делятся на два типа сочинительные и подчинительные. [23; с. 276]

Сочинительные  словосочетания  представляют собой соединения однофункциональных форм слов на основе сочинительной связи. Их общая формула - форма слова и однофункциональная  ей и связанная с ней сочинительной связью форма другого слова.

Подчинительные словосочетания  представляют собой основанные на подчинительной связи соединения слова  ( главный  компонент ).

С определенной формой слова (зависимый компонент). Общая формула подчинительных словосочетаний - слово и связанная с ним  подчинительной связью форма другого слова . [17; с. 410 ]

В предложении используются оба вида связи -  сочинение и подчинение, в словосочетании только подчинительная связь. Розенталь Д.Э., МаловицкийЛ.Я., Валгина Н.С., Шахматов А.А. и Шанский Н.М. выделяют следующие виды подчинительной связи : согласование, управление и примыкание.[ 15; с289 ]

Согласование - это такая связь, при которой формы зависимого   имени прилагательного или другого слова, совпадающего по форме с прилагательным, реже - имени существительного уподобляются формам главного слова. При согласовании связь выражается окончаниями: бессмертный подвиг, бессмертная идея. Изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого слова: бессмертного подвига, бессмертному подвигу, бессмертным подвигом.

Согласование бывает двух видов полное и неполное.

Полное согласование - это такая связь, при которой все возможности уподобления форм одного слова формам другого слова исчерпаны. ( глубокое ущелье, город- новостройка). Подчинительное слово подчиняет все формы подчиняющего слова . [ 16; с.301]

Неполное согласование - это такая связь, при которой использованы не все возможности уподобления форм зависимого слова формам главного слова ( встретить друга счастливым, увидеть спортсмена бегущим).

Управление - это такая связь, при которой падежная форма зависимого имени существительного либо другого слова с субстантивным значением в большей или меньшей степени обусловлена лексико- грамматическим значением главного слова. При управлении зависимое слово в косвенном падеже связывается с главным словом окончанием или окончанием с предлогом, при этом главное слово может быть глаголом, существительным, прилагательным, наречием и числительным. В отличие от согласования при управлении изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого слова (сумрак леса, сумрака леса, сумраком леса).

Различают два вида управления: сильное и слабое. При сильном управлении наличие зависимого слова обязательно в том смысле, что, если такое словосочетание становится компонентом  предложения, зависимое слово нельзя опустить, чтобы не разрушить предложение как целостную единицу общения.

При слабом управлении падежная форма зависимого слова в меньшей степени обусловлена главным словом. При слабом управлении падежная форма зависимого имени определяется лексико грамматическим значением главного слова и тем смыслом, который вносится зависимым словом в словосочетание.

Управление - вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в той падежной форме, которая обусловлена лексико- грамматическим значением господствующего слова .

Информация о работе Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня