Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа
Предмет исследования – графо-моторные навыки у дошкольников.
Объект исследования – процесс развития графо-моторных навыков.
Цель – разработать программу эффективного развития графо-моторных навыков старших дошкольников.
Введение………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития графо-моторных навыков
у дошкольников.
§ 1. Развитие движений руки в онтогенезе…………………..……....………… 5
§ 2. Связь движений пальцев рук с устной и письменной речью……………. 7
§ 3. Пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников…... 10
ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений
рук у детей старшей группы……………………………………………… 17
§ 2. Разработка и апробация программы для эффективного развития
графо-моторных навыков у детей старшей группы. Анализ результатов
работы............................................................................................................ 23
Заключение………………………………………………………………………. 31
Список литературы……………………………………………………………… 34
Приложения……………………………………………………………………… 36
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ленинградский педагогический колледж»
Краснодарского
края
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Развитие графо-моторных навыков у дошкольников
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретические основы развития графо-моторных навыков
у дошкольников.
§ 1.
Развитие движений руки в онтогенезе…………………..……....…………
§ 2. Связь движений пальцев рук с устной и письменной речью……………. 7
§ 3.
Пути и средства развития графо-моторных
навыков у дошкольников…... 10
ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений
рук у детей старшей группы…………
§ 2. Разработка и апробация программы для эффективного развития
графо-моторных навыков у детей старшей группы. Анализ результатов
работы........................
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированности движений, в том числе мелкой моторики руки.
Акт письма определяется учеными (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Д. Гурьянов, Л.Р. Лурия) как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения.
Недостаточный уровень сформированности графо-моторных навыков создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму приводит к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.
Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма. Этот факт обуславливает актуальность выбранной нами темы курсовой работы: «Развитие графо-моторных навыков у дошкольников».
Предмет исследования – графо-моторные навыки у дошкольников.
Объект исследования – процесс развития графо-моторных навыков.
Цель – разработать программу эффективного развития графо-моторных навыков старших дошкольников.
Для решения поставленной цели нами были выделены задачи исследования:
В ходе исследования нами были использованы следующие методы:
Теоретические: метод анализа и обобщения литературных данных; сравнения, сопоставления; метод статистической обработки полученных данных.
Практические: обследование, беседа и другие.
Практическая значимость нашей работы заключается в организации и проведении специальных занятий по развитию графо-моторных навыков и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка
литературы, приложения.
ГЛАВА I. Теоретические основы развития графо-моторных навыков у дошкольников.
§ 1. Развитие движений руки в онтогенезе.
Онтогенез движений руки описан в работах М.А. Поваляевой, М.М. Кольцовой, которые отмечают, что в возрасте около пяти месяцев ребёнок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На шестом месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На седьмом месяце появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба. В восемь-девять месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слогов (15).
Дальнейшее развитие ручного праксиса, описанное М.А. Поваляевой, представлено в таблице:
Возраст |
Навыки |
1 - 2 г. |
держит 2 предмета
в одной руке;
чертит карандашом; переворачивает страницы; ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. |
2 - 3 г. |
открывает ящик
и опрокидывает его содержимое;
играет с песком и глиной; использует ножницы; красит пальцем; нанизывает бусы. |
3 - 4 г. |
держит карандаш
пальцами;
копирует формы несколькими чертами; собирает и строит постройки из 9 кубиков. |
4 - 5 л. |
рисует карандашом
или цветными мелками;
строит постройки более чем из 9 кубиков; складывает бумагу более чем в 1 раз; определяет предметы в мешке на ощупь; лепит из пластилина; шнурует ботинки. |
Таким образом, онтогенетическое развитие руки ребёнка начинается с ощупывательных, хватательных и манипулятивных движений и действий. Захватывая находящиеся в близи предметы (игрушки), манипулируя ими, ребёнок взаимодействует с окружающим предметным миром, приобретает свой первый опыт в познании окружающего его мира. Рука постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребёнка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через практические действия с этими предметами, а словесное сопровождение со стороны взрослого этих действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения, обозначением положения в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий, способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка (21).
В.П. Дудьев отмечает, что манипулятивные действия с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребёнка формируется предметное мышление (И.М. Сеченов, «Мышление в действие» И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М. Кольцова) (10).
А.Н.Корнев,
исследуя процесс развития навыка письма,
отмечает, что на протяжении значительной
части дошкольного детства
Таким
образом, формирование словесной речи
ребёнка начинается тогда, когда
движения пальцев рук достигают
достаточной тонкости. Развитие пальцевой
моторики как бы подготавливает почву
для последующего формирования устной
и письменной речи.
§ 2. Связь движений пальцев рук с устной и письменной речью.
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функций руки. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию (16).
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка института физиологии детей и подростков АПН РСФСР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (5).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
М.М.
Кольцова, анализируя экспериментальные
данные, свидетельствующие о тесной связи
функций речи и руки, в том числе и данные
электрофизиологических исследований,
пришла к заключению, что морфологическое
и функциональное формирование речевых
областей совершенствуется под влиянием
кинестетических импульсов от рук. Она
особо подчеркивает, что, «влияние проприоцептивной
импульсации с мышц руки так значительно,
только в детском возрасте, пока идет
формирование речевой моторной области»
(17).
М.М. Кольцова, М.А. Поваляева указывают, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев (15, 21).
По мнению М.М. Кольцовой, систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи (активизируются незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи) является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга (16).
Информация о работе Развитие графо-моторных навыков у дошкольников