Развитие морфологической стороны речи старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из цели, выдвигаются следующие задачи исследования:
1.Изучить учебно-методическую литературу по теме исследования.
2.Изложить теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
3.Определить основное содержание воспитательно-образовательной работы по развитию морфологической стороны речи в дошкольном возрасте.
4.Выявить морфологические ошибки в речи детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по развитию морфологической речи детей старшей дошкольной группы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 5
1.1 Исторический обзор по исследованию грамматического строя речи 5
1.2 Типичные ошибки в освоении детьми грамматической стороны речи 7
1.3 Сущность грамматического строя речи, значение и задачи 9
1.4 Методика формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 11
Глава 2. Опытно-практическое изучение проблемы формирования морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Выявление морфологических ошибок в речи детей старшего дошкольного возраста 17
2.2Методические рекомендации по устранению ошибок в образовании родительного падежа множественного числа у старших дошкольников. 19
2.3 Эффективность разработанных методических рекомендаций 20
Заключение 22
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)



Содержание

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве  является овладение родным языком, как средством и способом общения и познания. Именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития и усвоения речи. Развитие родной речи у детей один из элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием.

Грамматический строй  речи является важнейшим условием функции  речи, как средства коммуникации. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны  речи, способов словообразования и синтаксиса.

Построение грамматически правильно  оформленного речевого высказывания - это кульминационный процесс  формирования речи. По проблеме формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста проведено много исследований, и каждое из них в той или иной степени затрагивает вопросы развития морфологической стороны речи.

Исследованием этой проблемы занимались известные психологи, лингвисты, педагоги: А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, Ф.А. Сохин,  В. И. Ядэшко и другие.

И в настоящее время морфологическая сторона детей дошкольного возраста изучается, исследователи определяют пути коррекционной работы, разрабатывают  новые учебно-методические пособия. Однако этих пособий недостаточно. Воспитателю в своей работе требуется уделять много времени, чтобы подготовить занятие по развитию морфологической стороны речи. Необходимы пособия, методические рекомендации, где этой проблеме было отведено центральное место. Поэтому тема данной работы является крайне актуальной.

Объект исследования  –  грамматический строй  речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования –  формирование морфологической стороны  речи у детей дошкольного возраста.

Проблема исследования – как развивать морфологическую  сторону речи у детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Исходя из цели, выдвигаются  следующие задачи исследования:

1.Изучить учебно-методическую  литературу по теме исследования.

2.Изложить теоретические  основы формирования грамматического  строя речи у детей дошкольного возраста.

3.Определить основное  содержание воспитательно-образовательной  работы по развитию морфологической  стороны речи в дошкольном возрасте.

4.Выявить морфологические  ошибки в речи детей  старшего  дошкольного возраста.

5.Разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по развитию морфологической речи детей старшей дошкольной группы.

6.Доказать эффективность  разработанных рекомендаций.

Были определены методы исследования:

–теоретический анализ литературы в области педагогики, психологии, лингвистики;

          – наблюдение и беседы с детьми;

          – анализ результатов деятельности детей;

          – анализ педагогической работы.

Работа включает в  себя: введение, главу 1, главу 2, заключение, список литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования грамматического строя  речи у детей дошкольного возраста

 

1.1 Исторический обзор по исследованию грамматического строя речи

Методика развития речи дошкольного возраста как отрасль  педагогической науки стала складываться сравнительно недавно в 20–30-е годы нашего столетия. Ее становление и развитие происходило под влиянием богатых традиций школьной методики начального обучения русскому языку.

До 1950 года формированию грамматической правильности речи уделялось недостаточно внимания. Считалось, что решается эта задача в процессе обогащения словаря и овладения связной речью.

Впервые  методику формирования грамматической стороны речи изложила в 1956 году в своем учебном пособии  О.И. Соловьева.

Проблема формирования грамматического строя речи была малоизученной в 50–70-е годы. Она рассматривалась в те годы односторонне: на первый план выдвигалась работа над синтаксисом, морфология представляла собой нечто подчиненное ему. Недооценка этого раздела сказалась на программах, методических письмах и пособиях.

М.М. Кониной были уточнены задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи, подчеркнуто  значение осознания речи детьми (она  назвала это воспитанием критического отношения к речи окружающих и к своей речи), показана роль речевого образца воспитателя и самостоятельности детей в образовании грамматических форм.

Проблемы овладения  грамматикой изучались в секторе  дошкольного воспитания НИИ школ РСФСР под руководством Г.М. Ляминой. Широкое применение в практике нашли методические и дидактические пособия, подготовленные ее ученицей В.В. Гербовой.

Психологические и педагогические исследования стали основой выработки  речевых нормативов для детей  разных возрастных групп.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя от появления первых, еще неизменяемых аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок овладевает всеми основными формами языка.

Основополагающее значение для понимания особенностей освоения грамматического строя дошкольниками имеют исследования отечественных и зарубежных психологов, лингвистов и психолингвистов (Л.С. Выготского, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохина, С. Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А.В. Запорожца, Д. Слобина и других.)

По мнению Д.Б. Эльконина овладение языком в раннем детстве служит основой для всего психического развития ребенка.

А.В. Запорожец подчеркивал, что ребенок не заучивает правила, а усваивает их практическим путем.

Д. Слобин считал, что  каждый нормальный ребенок сам конструирует для себя грамматику родного языка.

Развитие морфологической  и синтаксической сторон речи исследовалось  Ф. А. Сохиным, Н.П. Серебренниковой, М.И.Поповой, А. А. Захаровой,  Н.А. Рыбниковым, А.М. Леушиной, В. И. Ядэшко,  М. С. Лаврик, Л. А. Калмыковой, способов словообразования – А. Г. Арушановой (Тамбовцевой), Э. А. Федеравичене и другими.

Наиболее типичные ошибки в употреблении грамматических форм речи описаны О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Л.П. Федоренко, М.М.Кольцовой  и другими.

Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения, утвердилось мнение о необходимости занятий в речевом развитии детей. В настоящее время методика развития речи имеется богатый практический материал, экспериментальные данные о процессе развития речи, однако многие вопросы требуют дальнейшего изучения. Изучение этих вопросов необходимо для дальнейшего развития методики как науки.

Таким образом, изучение грамматического строя речи началось сравнительно недавно, оно связано с именами известных психологов, педагогов, лингвистов, и в настоящее время имеется широкий спектр вопросов для его исследования.

 

1.2 Типичные ошибки  в освоении детьми грамматической  стороны речи

Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:

– общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

– трудностями овладения  грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и  уровнем его усвоения;

– запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;

– неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего  неправильной речью родителей и  воспитателей);

– педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

Некоторые ошибки  в  речи всех правильно развивающихся  детей закономерно повторяются. Это могут быть морфологические, синтаксические ошибки, ошибки в словообразовании. «Закономерности» ошибок в детской речи важно знать для понимания процесса развития речи.

 Рассмотрим некоторые примеры морфологических ошибок, так как они чаще встречаются в речи детей:

1. Неправильные  окончания имен существительных:

       а) родительный падеж, множественное число, с окончанием –ей: карандашов, дверёв, ежов, этажов; с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;

б) родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;

в) винительный падеж одушевленных и неодушевленных имен существительных: папа подарил мне слонёночек, Сережа поймал сом;

          г) предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде.

2. Склонение  несклоняемых имен существительных: на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

3. Образование  множественного числа существительных,  обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.

4. Изменение  рода существительных: большой  яблок, купи мороженую, папа  ушла, теплая молоко, платье зеленая,  одеяла разорвалась.

5. Образование  глагольных форм:

а) повелительное  наклонение: искай (ищи), exaй (езжай), спей (спой), склады (сложи);

       б) изменение основы глагола: искать – искаю (ищу), плескать – плескаю (плещу), плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу);

в) спряжение  глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишь(дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят).

       6. Неправильная форма причастий: сломатая, оборватая, сошитая.

7. Образование  сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее.

          8. Окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане.

        9. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим.

Таким образом, типичные ошибки в детской речи связаны с тем, что дети, не справляясь со сложностью грамматики русского языка, образуют грамматические формы по немногим, ранее усвоенным образцам; также в русском языке много нетипичных форм (исключений из правил), употребляя которые дети часто ошибаются.

 

1.3 Сущность грамматического строя речи, значение и задачи

Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения включают в себя ряд специальных, частных  задач. Одной из них является совершенствование  грамматической правильности речи.

Для формирования грамматического  строя речи наиболее благоприятен дошкольный возраст. В дошкольном возрасте у  ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость  с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Раньше всего ребёнок  усваивает число существительных (1год 10месяцев), а также разницу  между уменьшительными и неуменьшительными  существительными (столик - стол). Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребёнка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространствами (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2года 10месяцев) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путём механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.

А. Н. Гвоздев  наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих  из аморфных слов-корней, которые употребляются  в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный  с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Термин «грамматика» употребляется в языкознании  в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

Грамматический строй  речи включает в себя три стороны речи:

1.Морфология – изучает  грамматические свойства слова  и его формы, грамматические  значения в пределах слова. 

2.Синтаксис – изучает  словосочетания и предложения,  сочетаемость и порядок следования  слов.

Информация о работе Развитие морфологической стороны речи старших дошкольников