Развитие нравственных представлений старших дошкольников в процессе знакомства с детской художественной литературой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определение методики формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы.
Для достижения цели нами выдвигается гипотеза о том, что осуществлять формирование нравственных чувств у старших дошкольников эффективнее при:
- определении содержания средств художественной литературы для формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
- организации целесообразных педагогических условий использования средств художественной литературы в различной детской деятельности для формирования и закрепления нравственных чувств;

Содержание

1. Введение……………………………………………………………...........3
2.Нравственное воспитания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6
3. Общая характеристика нравственных чувств………………………….11
4.Детская художественная литература как средство воспитания нравственных чувств детей дошкольного возраста………………………….16
5. Заключение………………………………………………………………20
6. Литература……………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Д.Х.Л курсовая.docx

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Общественное государственное  образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»

 

 

 

 

 

 

Курсовая 

на тему:

 Развитие нравственных представлений старших дошкольников в процессе знакомства с детской художественной литературой

 

 

 

Работу выполнила:

студентка группы Р-211

Кадникова Е.Н

Руководитель:

Шевекова.О.Г

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2013

 

Содержание

1. Введение……………………………………………………………...........3

2.Нравственное воспитания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6

3. Общая характеристика нравственных чувств………………………….11

 4.Детская художественная литература как средство воспитания нравственных чувств детей дошкольного возраста………………………….16

5. Заключение………………………………………………………………20

6. Литература……………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История педагогического  нравственного воспитания позволяет  не только исследовать достижения прогрессивной  педагогической мысли прошлого, но и ставить и исследовать проблемы нравственного воспитания подрастающих поколений с учётом предшествующего опыта.

Нравственным, воспитанным  человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который  умеет найти своё место среди  людей и не услышит в свой адрес: «подвинься», а в научном нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Культурность – совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врождённой интеллигентности. Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти связи регулируются во многом нравственными и культурными правилами, которые развивались на протяжении веков.(19)

Проблема нравственного  воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией  в современном обществе. Возникший  ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B.C. Библер В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная Н.И. Цуканова). В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство.

Объект исследования: процесс приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях ДОУ

Предмет исследования: методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников.

Цель: определение методики формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы.

Для достижения цели нами выдвигается гипотеза о том, что осуществлять формирование нравственных чувств у старших дошкольников эффективнее при:

- определении содержания средств художественной литературы для формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста;

- организации целесообразных  педагогических условий использования средств художественной литературы в различной детской деятельности для формирования и закрепления нравственных чувств;

- разработке содержания  методики формирования нравственных  чувств средствами художественной литературе в ДОУ и семье;

- организации поэтапной  воспитательной и формирующей  деятельности, и включение в нее детей старшего дошкольного возраста;

- повышении уровня представлений детей о нравственных чувствах через дополнительное чтение подобранных детских художественных произведений, стихов, пословиц, потешек, имеющих прямую связь с жизненными нравственными ситуациями;

- организации знакомства  с общими правилами поведения  детей, воспитателей и родителей  в процессе организованного просветительского  сотрудничества педагогов с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравственное воспитания в психолого-педагогической литературе

  В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее система образующий признак - нравственное воспитание. Как считает он педагог сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности. Рассмотрим более подробно понятие «нравственное воспитание».

Воспитание – процесс  целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое  и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей  целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу (Н.И. Козлов)

Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения  и своих поступков с точки  зрения добра. То, что в своих действиях  человеком видится не просто как  допустимое, а доброе и благое (Н.И. Козлов).

  Нравственное воспитание –  формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. (Коджаспирова Г.М.) [8].

Ребенок рано начинает познавать  нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества. Нравственное воспитание подрастающего поколения зависит от демонстрации взрослыми ведущих морально-этических принципы, благодаря которым складывается у воспитанников свой наглядно-образный эталон, на который ему хотелось бы равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер. Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях.

В работах Л. В. Запорожца, В. К. Котырло, Я. 3. Неверович, Р. Б. Эльконнна, С, Г. Якобсон и других доказали, что ребенок дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений.

В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается  нравственное сознание, значительно  расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В  тоже время знание детьми правил не влечет за собой совершение ими нравственных поступков. Ребёнку должен быть понятен  смысл поступка, умение видеть его  последствия, представлять ситуацию, в  которую он попадет если поступит так или иначе.

В исследовании Л.А. Порембской предметом изучения становится процесс воспитания у детей самостоятельности, рассматриваемой как нравственное качество. Средством ее воспитания является, по мнению автора, бытовой труд, ибо именно в нем ребенок становится в условия выполнения несложных обязанностей. Овладение навыками бытового труда способствует развитию стремления к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности. 
           З.Н.Борисова[7] исследует возможности воспитания у детей ответственности. Для решения этой задачи использует труд детей, организованный в форме дежурств: выполнение обязанностей дежурных ставит детей в условия ответственности перед группой и партнерами по деятельности. Очень важно в работе с детьми помочь им не только осознать смысл и значимость своих действий, но и вызвать у них эмоциональные переживания, чувство удовлетворении от выполненной работы.

Н.В.Мельникова[6] изучает проблему формирования у детей организованного поведения и его регуляции посредством правил. Показывает, что вначале ребенок действует по подражанию поступкам, которые одобряет воспитатель, позднее правило, его выполнение связывается с авторитетом педагога, и лишь еще позже правило отделяется от взрослого и становится требованием ребенка к себе. При этом условии организованное поведение характеризует воспитанность. В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), которые рассматривали А. В. Запорожец, А. Ю. Кошелева, Я. 3. Неверович как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества как свои собственные. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности — игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей у ребёнка.

 Правильное же воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию и появлению нежелательных навыков, поступков и привычек в поведении, что может неблагоприятно сказываться и на формировании его нравственных качеств. (9)

Зарождение высоконравственного  поведения ребенка складывается из множества отдельных маленьких поступков: из его слова, действия, бездействия, из его отношения к действиям и словам других. Все эти слова, действия и поступки предвидеть невозможно, но есть поступки и отношения, в которых ребенок должен быть тверд: что можно, что нельзя, как нужно поступать.

Как грамотный человек  читает слово, не останавливаясь мыслью на каждой букве, так для нравственно  воспитанного человека благородный  поступок не нуждается в логическом обосновании какой-то идеи, сущность которой выражает этот поступок. Но как чтение слова невозможно без знания букв, так и нравственная убежденность невозможна без нравственных поступков и без нравственных привычек. (9)

И если в младшем возрасте дети не имеют длительных дружеских  привязанностей то, «в старшем дошкольном возрасте дети делают попытки объяснить само понятие «дружба», начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы, проявляют постоянную привязанность в дружбе». (10)

«По-разному проявляется  и отзывчивость, и взаимопомощь В  раннем дошкольном возрасте ребенок  проявляет симпатию к другим детям, …(позже)….по собственной инициативе он откликается на разное эмоциональное состояние сверстников, проявляет попытки оказания друг другу помощи в самообслуживании, в играх, в занятиях, быту. В среднем дошкольном возрасте мотивы оказания помощи становятся более осмысленными, возникают попытки обучать друг друга способам деятельности. В старшем дошкольном возрасте отзывчивость и взаимопомощь характеризуются избирательностью и осознанностью Дети охотно помогают малышам и взрослым, взаимопомощь выступает как трудовое действие». (10)

       Педагог видит, что в старшем дошкольном возрасте уже формируется общественное мнение в детском коллективе. Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка верным ориентиром поведения. Ребенок приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение, осознает и необходимость, и разумность соблюдения правил, накапливает опыт нравственного поведения и взаимоотношений, регулируемых одним и тем же правилом. Усвоив какое - то правило, дети способны его отстаивать и защищать, требовать соблюдения его от сверстников Общественное мнение как воспитательное средство должно иметь правильную нравственную направленность на основе доброжелательного и требовательного отношения детей к другим детям, адекватной самооценки. (10)

В основе же воспитания нравственной культуры поведения у дошкольников лежит усвоение нравственных норм и  правил. Норма поведения носит более обобщенный характер, характеризует общую направленность отношений. Правила поведения имеют частный и более узкий смысл, может быть единичным, относящимся к определенной ситуации, к определенному предмету, служит определенными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях. (10)

В более младшем дошкольном возрасте выполненное правило всегда необходимо подкреплять положительной оценкой. Ребенок приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение, осознает разумность, и необходимость соблюдения правил, накапливает опыт поведения и взаимоотношений, регулируемых одним и тем же правилом. Усвоив какое - то правило, дети способны защищать, требовать его соблюдения от сверстников В старшем же дошкольном возрасте формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление их понять. Дети начинают отличать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил. Собственное экспериментирование на социальных, моральных явлениях придает процессу усвоения норм творческий и осознанный характер. (10)

Таким образом, нравственность - основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений. Поэтому нравственное воспитание детей-дошкольников в детском учреждении направлено на формирование у них прочных нравственных чувств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме и закрепленных в различных видах деятельности. Формирование этих чувств неизменно должно базироваться на описанных в параграфе педагогических принципах (единстве требований, единстве воздействий, систематичности и последовательности, принципе индивидуального подхода, требовательности и разумности).

 

 

Общая характеристика нравственных чувств

  Чувства у детей возникают как результат определенных переживаний. Под влиянием новых переживаний чувства могут изменяться и совершенствоваться. Переживания чаще всего возникают в процессе восприятия, осознания или волнения. Например, осознание ребенком нехорошего поведения сверстника; волнение, связанное с прослушанным накануне ярким, динамичным рассказом о герое труда или подвиге прадеда во время войны, который вызывает в ребенке не только переживание жизни другого человека, а и прилив благородных чувств (благодарности, гордости за дела и подвиги людей, живущих на его родной земле); восприятие прочитанной воспитателем интересной сказки с красочными иллюстрациями, когда дети не хотят расставаться с героями, продолжают обсуждать их жизнь с воспитателем или создают рисунки к этой сказке (чувство сопереживания с героями событий, происходящих сказочном произведении).

Информация о работе Развитие нравственных представлений старших дошкольников в процессе знакомства с детской художественной литературой