Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:03, контрольная работа
Целью данной работы является анализ основных дидактических концепций.
Перед ними ставятся следующие задачи:
раскрыть сущность понятия дидактика;
показать систему обучения;
дать характеристику дидактических средств.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….…..3
1. Развитие представлений о дидактике как науке…………………………………………….…4
2. Система обучения……………………………………………………………………………………………….7
3. Типология и характеристика дидактических средств……………………………………...10
4. Заключение………………………………………………………………………………………………………..18
5. Список литературы…………………………………………………………………………………………...19
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Саратовский
государственный университет
Развитие представлений о дидактике как науке
Контрольная работа студентки I курса 183 группы
заочного
отделения Факультет психолого-
Проверила: доцент
Е.Б. Щетинина
Саратов 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Развитие представлений о
2. Система обучения……………………………………
3. Типология и характеристика
дидактических средств………………………
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы……………………………………………………
Введение
В современную эпоху особое значение приобретает задача комплексного воспитания подрастающего поколения.
Формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, необходимое условие здорового современного общества.
Всестороннее воспитание
Потребности общества и школы,
Преодоление отмеченных трудностей и достижение целей исследования проблемы возможно только на дидактическом уровне, т.е. на уровне рассмотрения черт и процессов, свойственных любому обучению, независимо от специфики его предметного содержания.
Целью данной работы является анализ основных дидактических концепций.
Перед ними ставятся следующие задачи:
раскрыть сущность понятия дидактика;
показать систему обучения;
дать характеристику дидактических средств.
1. Развитие представлений о дидактике как науке
Несмотря на большой авторитет, которым пользовался Я. А. Коменский, его представление о дидактике как единственной педагогической дисциплине, занимающейся формированием человека в период детства и юношества, не получило широкого признания. То же самое относится и к его трактовке дидактики как «искусства обучения». Гербарт, который после Коменского оказал наибольшее влияние на дидактику, уже считал ее частью педагогики, относя к послед-ней и теорию воспитания. Эта точка зрения, разделяемая некоторыми последователями Гербарта, нашла отражение и в работах польских ученых Б. Наврочинского и К. Сосницкого. По мнению Наврочинского, «теория воспитания и теория обучения, т.е. дидактика, вместе взятые составляют единое целое, которые мы называем педагогикой». Сосницкий считал дидактику «одним из разделов комплекса педагогических наук», представляющим собой теорию преобразования интеллектуальных способностей человека. Другие разделы Сосницкий также называет педагогическими науками.
Аналогичную точку зрения высказывают русские дидактики. Б. П. Есипов, например, пишет, что дидактика является не отдельной научной дисциплиной, а частью педагогики как науки о воспитании. То же утверждает М. А. Данилов, но добавляет, что дидактика приобретает в настоящее время характер самостоятельной научной дисциплины. Он считает ее теорией обучения и образования. Л. Клингбергу дидактика как теория обучения представляется «научной дисциплиной педагогики», особенно тесно связанной с теорией воспитания.
Не все, однако, считают, что дидактика является теорией обучения, или теорией образования и обучения. Уже в XIX в. О. Вильман особо подчеркивал то значение, которое имеет для дидактики содержание образования, системность, тематический охват и его образовательно-воспитательное значение. Представление о дидактике как науке о содержании образования отстаивал С. Гессен, который своему произведению «Структура и содержание современной школы» дал подзаголовок: «Общая дидактика». В настоящее время эти представления близки западногерманским дидактикам, которые считают дидактику наукой о содержании образования (В. Клафки, Э. Венигер) или наукой о категориях образования (И. Дерболав). Некоторые дидактики в ФРГ рассматривают науку о содержании образования, которой в англоязычной литературе соответствует термин curriculum, наряду с дидактикой как наукой о методах обучения и учения. Такое понимание дидактики, отделяющее процесс образования от его содержания, неприемлемо, прежде всего, потому, что нельзя изучать дидактический процесс, его методы, средства и организацию без учета его содержания, так же как нельзя рассматривать достоинства самого содержания без включения его в какой-либо процесс.
Отстаивая представление о единстве дидактики как науки, следует напомнить, что это единство обусловлено не только методологическими взглядами, но и многолетней традицией, а также фактом ее существования почти во всех странах, где дидактика развивается уже много лет.
Говоря о традициях, следует уяснить себе, что термин «дидактика» - греческого происхождения. Греческий глагол «didaskein» означает учить, объяснять, доказывать, а также учиться. Употребленный в XVII в. В. Ратке и Коменским в значении отглагольного существительного, он был принят во многих европейских странах, сначала означая искусство обучения, т.е. практическую деятельность, а затем постепенно обособляющуюся науку о преподавании-учении. Наряду с дидактикой, известной уже как общая дидактика, появляется термин «конкретная (частная) дидактика», или «методика обучения», обозначающий, как правило, дидактику какого-либо предмета школьного курса.
Одновременно везде, где занимались
дидактикой, существовала единая дидактика,
изучавшая комплекс проблем обучения
и учения, а затем и содержание
образования. Как утверждают некоторые
немецкие авторы, уже в XVII в. в Германии
понятие «curriculum» ввел Д. Морхоф, но
это осталось незамеченным. Только
в США область исследования содержания
школьного образования, называемая
«curriculum», стала постепенно отрываться
от педагогической психологии и в XX
в. приобрела самостоятельный
Везде, где дидактика как
Принимая во внимание эти изменения в развитии дидактики, можно считать, что она является одной из основных педагогических наук, а ее предметом является обучение других и учение, независимо от того, проходит ли оно в школе, вне школы или в обыденных ситуациях, например в семье, на производстве, в общественных организациях или других формах.
Поскольку преподавание и учение - это виды деятельности, представляющие собой интегрально взаимосвязанные стороны процесса обучения, мы можем сказать, что дидактика является наукой об обучении, его целях и содержании, а также о его методах, средствах и организации.
2. Система обучения.
Школа и господствующие в ней системы обучения критикуются с давних пор, однако особенно острой эта критика становится в конце XX в. на пороге нового тысячелетия. В значительной степени она обусловлена возрастающим разрывом между быстро изменяющейся под влиянием научно- технического прогресса общественной жизни и относительно неизменными системами обучения, в связи, с чем римская пословица «Не для школы, а для жизни мы учимся» приобретает всё большую остроту. И основывающейся Критика эта обоснована, но не слишком результативна. Например, ведущий её представитель на Западе Иван Иллич, выступая против современной школы и основывающийся на ней системы образования, не cmqi; предложить вместо неё нечего такого система обучения, называемая также системой учения или дидактико-воспитательной системой. И каковы возможности её адаптации к современным и будущим условиям.
Система есть упорядоченный
набор элементов, а также
Гиперболизация может
Функционирование системы
Под системой обучения мы
будем понимать определяемый
социально детермированными
Система обучения
не имеет исключительных прав.
Она функционирует наряду с
системой воспитания и в
Система воспитания
сочетает в себе всё
Информация о работе Развитие представлений о дидактике как науке