Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 15:44, дипломная работа
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….7
1.1. Сущность и характеристика творческих способностей. ……………7
Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста…………………………………...............13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………20
2.1. Виды творческой деятельности…………………………..…...………21
2.2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности……………………………………24
2.3. Исследование творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….45
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Бурятский республиканский педагогический колледж»
Кафедра педагогики и психологии
Допуск к защите ВКР
Хабинова С.А.,
Зам. директора по УР
«___» _______ 2010 г.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Выполнила:
студентка 143 группы ФНО
Специальность 050709 Преподавание в начальных классах
Научный руководитель:
Работа защищена
«____» _____ 2010 г.
Председатель ГАК,
к.п.н., профессор БГУ
Улан-Удэ
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….7
1.1. Сущность и характеристика творческих способностей. ……………7
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………20
2.1. Виды творческой деятельности…………………………..…...……
2.2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности……………………………………24
2.3. Исследование творческих способностей
детей младшего школьного возраста…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальной возможности каждой отдельно взятой личности.
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «развитие системы поддержки талантливых детей». Для реализации этого направления в ближайшие годы будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей, требуется развивать систему дополнительного образования для творческого развития личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечить формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности школьника.
Главной целью современной школы, как социального института является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются в качестве характеристики детского поведения. Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально являются основой для развития творческого потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей являются уроки, внеурочная деятельность, система дополнительного образования, искусство, художественная деятельность.
На сегодняшний день, в педагогической практике, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, сложилось противоречие между целенаправленным развитием творческих способностей у детей младшего возраста и бессистемности организационно-методического обеспечения этого процесса на фоне огромного количества новых различных методик и технологий.
Развить способности это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Вместе с тем, теоретический и анализ практической деятельности показал, что в рамках образовательных учреждений концептуальные идеи по развитию творческих способностей ребенка, структура этого процесса, критерии его успешности, его содержание, технология и педагогические условия эффективности имеют недостаточное научное обоснование и научно – методическое сопровождение, что позволило нам определить следующие противоречия между:
- развивающейся системой образования детей и недостаточной разработанностью структурных и содержательно – технологических компонентов образовательной среды младшего школьного возраста по развитию творческих способностей
- растущей потребностью общества в развитии творческих способностей личности и недостаточной возможностью ее оптимального удовлетворения только в условиях образовательного учреждения;
- многочисленными видами и типами образовательных учреждений и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность развития творческих способностей растущего человека.
Выявленные противоречия подтверждают актуальность проблемы и необходимость ее исследования.
Важность и актуальность исследуемой проблемы послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста».
Методологическая основа исследования:
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.
2. Выявить сущность, основные компоненты и особенности развития творческих способностей детей на основе анализа научно – методической, психологической и педагогической литературы;
3. Осуществить диагностику уровня сформированности творческих способностей младших школьников.
4. Разработать методические рекомендации и программу по творческому развитию детей.
Объектом нашего исследования является процесс развития творческих способностей младших школьников во внеурочное время.
Предметом исследования являются педагогические условия развития творческих способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: Процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, будет более эффективным, если будут:
- созданы в школе условия, способствующие развитию их творческих способностей;
- разработана и реализована программа работы с одаренными и талантливыми детьми;
- заинтересованы родители по оказанию помощи при организации внеурочной деятельности со школьниками;
- подобраны методики и методические рекомендации для учителей школ по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования: учащиеся 2 и 3 классов Белоозёрской средней общеобразовательной школы Джидинского района. В эксперименте участвовало учащиеся 2 класса в количестве 8 человек (экспериментальная группа), 3 класса - 11 человек (контрольная группа).
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- опрос;
- анкетирование;
- беседа с учителями школы;
- наблюдение;
Новизна исследования:
- выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности;
- разработаны и апробированы методические рекомендации, программа по развитию творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности.
Практической значимостью исследования являются разработанные программа и методические рекомендации для учителей школы, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопрос о том, что же такое творческая способность и, какова ее роль в жизни учащихся интересует многих психологов и педагогов нашего времени.
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения [18, с. 78].
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение [30, с. 564].
Способности делятся на учебные и творческие, по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
В психологии, прежде всего, трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию - успешности деятельности [2, с. 21].
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [14, с. 453, 531].
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы или отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека.
Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, ручной, пригодный, удобный». Способный здесь фактически понимается как умелый [17, с. 42].
Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума такие, как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать и находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Задача образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста