Развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование системы форм и методов развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на тему (2).docx

— 47.07 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в России, как и в целом  мировом сообществе, происходит осознание того, что в XXI веке положение личности, ее творческий потенциал, материальное и моральное благополучие во многом зависят от качества образования. В свою очередь, все это влияет на поступательное движение общества к совершенству.[1, с.15]

Актуальность: изменения, происходящие в современном обществе, в значительной степени определяют необходимость и особенности совершенствования деятельности учреждений образования всех типов, в том числе и учреждений дополнительного образования, дающих установку на развитие творческого потенциала личности.[13, с.26]

Следует отметить, что проблема дополнительного  образования детей является достаточно новой для педагогической науки. Исследования в этой области особенно активно ведутся в последнее  десятилетие. В них подвергается обстоятельному анализу роль и место  исследуемых учреждений в системе  непрерывного образования.

Изучение возможностей деятельности учреждений дополнительного образования  детей обусловило обращение к  исследованиям классиков-педагогов: А.С.Макаренко, П.П.Блонского, С.Т. Шацкого и др., заложивших плодотворную основу решения проблемы, изучения ее различных аспектов.[15, с.11]

Проблема творчества, творческой деятельности человека постоянно привлекала внимание многих ученых-философов, психологов (Л.С.Выгодский, А.М.Матюшкин, А.Я.Пономарева, В.А.Петровский, Б.М.Теплов и др.), педагогов(В.И.Андреев, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, О.Б. Капичникова, Г.К. Паринова, Ю.И.Тарский и др.). [18,с 15]

Проблема исследования обусловлена  тем, что в педагогике не получил  должного освещения вопрос о новом  статусе учреждений дополнительного  образования как инновационной  сферы, выявляющей «зону ближайшего развития» детей, вариативного образования как мощного средства формирования творческого потенциала личности. Преобразование внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования поднимает ряд проблем. В их числе: разработка программы развития образовательных учреждений данного типа; разработка и освоение методик анализа эффективности, деятельности учреждения дополнительного образования; обновление программно-методического материала; разработка системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для учреждений дополнительного образования.[20,с.19].

Противоречие между важностью  развития творческого потенциала личности учащихся и недостаточной теоретической  и практической разработанностью данной проблемы определили выбор темы данной курсовой работы: «Развитие творческого  потенциала учащихся в условиях системы  дополнительного образования».[2, с.44]

Целью курсовой работы является исследование системы форм и методов развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: творческая деятельность учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: формы и методы развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования: можно предположить, что развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования зависит от эффективности творческого развития детей.

         Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
  2. Выявить и обосновать уровни развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования.
  3. Проанализировать формы и методы развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования.
  4. Проведение экспериментального исследования, включающее в себя диагностику умственного развития учащихся, определение ведущих репрезентативных систем.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование опросник, методы математической статистики и интерпретация полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: Музыкальная школа №1 с. Стерлибашева.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны развивающие экспериментальные программы, направленные на развитие творческого потенциала личности в условиях учреждений дополнительного образования; разработаны и апробированы методы диагностики, позволяющие судить об эффективности развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Структура курсовой: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОЧНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

 

    1. Развитие творческого потенциала детей.

Гуманистический характер обучения предполагает  принятие личности и  индивидуальности ребенка, защиту его  права на самоопределение и выбор  собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.  Педагогика дополнительного образования,  будучи  гибкой, вариативной, непосредственно  откликающейся  на интересы и потребности  обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям.  Дополнительное образование  детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку  познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. Творчество рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию, и как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.[4,с.58]

Результатом творчества является творческий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творчество есть выход за пределы заданного, в нем проявляется также активность бессознательных психических процессов.[6,с.79] Творчество проявляется в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме.[12,с.90]

Творческий потенциал интеллектуально одаренного человека характеризует его личность в целом и представляет собой систему когнитивных и некогнитивных компонентов, представленных интеллектуальными (оригинальность, гибкость, адаптивность, беглость и оперативность мышления; легкость ассоциаций; уровень творческого воображения), и личностными (мотивационными, эмоциональными, волевыми, рефлексивными и ценностно-смысловыми) характеристиками в их взаимодействии.[4,с.123]

Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий:

  • содержание творческой активности;
  • создание творческой среды;
  • направленность формирующей работы на развитие творческой личности подростка.[8,с.46]

 

 Развитие  творческого потенциала личности - это непрерывный, целенаправленный процесс актуализации личностных возможностей, механизмов саморазвития и самореализации при доминирующей роли формирования творческой направленности личности.[15,с.16,17]

На занятиях дополнительного образования и на школьных уроках, чаще всего предлагается детям усваивать информацию, а не воспринимать целостные образы. А от сегодняшнего среднестатистического школьника требуют освоения гораздо больших, объемов информации, чем раньше, ограничивая его при этом в движении, игре и возможностях индивидуального выбора.

А между тем, по мнению ученых, возможности интеллекта и памяти у человека отнюдь не изменились со времен первобытного общества. А вот нагрузка на  них,  непомерно увеличилась. 
Ни у первобытного человека, ни у младенца не возникает информационной и интеллектуальной перегрузки, и при этом он умудряется освоить сложнейшие законы бытия и воссоздать в своем сознании целостную и гармоничную картину мира. Почему? Каким образом? Ответ очевиден. Малыш и наш далекий предок постигают мир целостно: он узнает его на ощупь,  вдыхает и пробует на язык.[25,с.88]. Тело и душа собирают и запечатлевают информацию, которая собирается в целостный образ, и только потом разум, интеллект осознают, анализируют этот образ, эту целостную реальность. Познавательные нагрузки равномерно распределяются между всеми механизмами познания, заложенными в человеке. [1,с.124]

Современная социальная и экономическая  сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и  родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок  вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким  человеком, но и – обязательно!- инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это  указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может  иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможности  для совершенствования. Поэтому  на данном этапе развития нашего общества педагоги ищут новые пути развития творческого воображения и мышления детей дошкольника. [3,с.78]

Успешность формирования творческого  системного мышления в процессе профессионального  образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности.[5,с.95]. В число таких  компонентов входят: способность  к анализу, синтезу, сравнению и  установлению причинно-следственных связей; критичность мышления (обнаружение  разного рода рассогласований, ошибок) и способность выявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития; способность многоэкранно видеть любую  систему или объект в аспекте  прошлого, настоящего, будущего; выстраивать  алгоритм действия, генерировать новые  идеи и предъявлять решения в  образно-графической форме.[7,с.80]

Для успешного развития творческого  потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости. Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.[9,с.56]

Процесс развития творческого  потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов  творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого  типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной  проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения  или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При  творчестве третьего типа для принципиально  новой проблемы находится принципиально  новое решение. Для развития общества, по замечанию авторов, важен любой  вид творчества. Но первый его тип  непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра.[13,с.29]

Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его  творческого потенциала, необходимым  условием является свобода. Недаром  психологи для более эффективного стимулирования развития творческого  потенциала у детей рекомендуют  игры с самыми простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку  «домыслить», «досочинить».[10,с.57] Выделяя  свободу как непременное условие  всякого творчества, Лев Выгодский замечал, что «творческие замятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Понятия творчества и свободы  тесно взаимосвязаны между собой, но было бы ошибочным считать их тождественными. Примером этому может  служить коллективная творческая деятельность, которая иногда несколько ограничивает свободу субъекта творчества. Это  позволило долгое время смотреть на творчество как на деятельность, по преимуществу, индивидуальную. Но индивид, проявляя себя в творческой деятельности, опирается на опыт, накопленный человечеством. Коллектив часто вносит необходимые поправки в творчество индивида, что, безусловно, является ценным, при условии, что не сковывает инициативы последнего.[3,с.148]

При организации творческой деятельности важное значение имеет  степень активности субъекта творчества. Однако понятие «активность» часто  отождествляется с понятием «деятельность». Этому отождествлению способствует существование в романских и  англо-германских языках лишь одного термина  для обозначения понятий «активность» и «деятельность», например, английское activity, а также само происхождение  от латинского activus, что означает «деятельный».[1,с.62]

Активность в одном  из современных словарей толкуется  как «социальная сознательная деятельность человека». Она побудитель и стимул деятельности. Но факт участия субъекта в какой-либо деятельности не является показателем активности, тем более  творческой.[6,с.57]

Понятие «активность» рассматривается  чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта. Отсюда, по мнению ряда авторов, активность имеет  внутреннюю (мотивационную) и внешнюю (поведенческую) стороны. Потребности, мотивы, интересы и другие внутренние механизмы поведения составляют ее внутреннюю сторону. Внешняя - представляет собой сами факты действования и  проявляется в действиях и  поступках.[12,с.90]

Выделяют два основных типа активности: адаптивный (активность индивида как биологического субъекта) и продуктивный (активность индивида как социального субъекта). Что  касается социальной активности, то ее высшим уровнем является творческая активность.[14,с.5]

Информация о работе Развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования детей