Состояние и профилактика алкогольной зависимости среди молодёжи и подростков г. Бийска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить и обосновать методику проведения социальной профилактики алкоголизма в подростковой среде.
Задачи:
- установить роль и место социальной профилактики алкоголизма для молодежи и подростков г.Бийска;
- раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на трансформацию подросткового алкоголизма в аспекте социальной работы;
- обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики подростков г.Бийска.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации
Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации
Принципы социальной профилактики и её методы
Этапы профилактики в социальной работе и её методы
Вывод по первой главе
Глава 2. Состояние и профилактика алкогольной зависимости среди молодёжи и подростков г. Бийска
2.1. Потребление алкоголя подростками г.Бийска
2.2. Потребность молодых людей в профилактике алкогольной зависимости
2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_2.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации

    1. Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации
    2. Принципы социальной профилактики и её методы
    3. Этапы профилактики в социальной работе и её методы

Вывод по первой главе

Глава 2. Состояние и профилактика алкогольной зависимости среди молодёжи и подростков г. Бийска

   2.1. Потребление алкоголя подростками г.Бийска

   2.2. Потребность молодых  людей в профилактике алкогольной  зависимости

   2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости

Вывод по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье подростков. Это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя составляет свыше 8 литров на душу населения в год и ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых.

Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.   Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных %и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80 взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория детей и составляет группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.

Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей. Решить проблему алкоголизации подростков только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно.   Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчеркивает актуальность данной темы исследования.

В настоящее время специалисты по разработке программ профилактики злоупотребления спиртными напитками учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций, опросов и т.п.).

Программы профилактики особенно в образовательных и внешкольных учреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабления известных по мониторингу алкогольной ситуации в городе «факторов риска». Программа профилактики злоупотребления алкоголем должна быть направлена на формирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну. Она предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртных напитков. Параллельно с этим программа профилактики должна расширять знания о последствиях употребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения к нему.

Цель работы: выявить и обосновать методику проведения социальной профилактики алкоголизма в подростковой среде.

Задачи:

- установить роль и место социальной профилактики алкоголизма для молодежи и подростков г.Бийска;

- раскрыть содержание  объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на трансформацию  подросткового алкоголизма в  аспекте социальной работы;

- обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики подростков г.Бийска.

Объект исследования:  молодежь и подростки г. Бийска

Предмет исследования: подростковый алкоголизм в контексте социальной профилактики.

База исследования:  Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Бийска. В исследовании принимали участие 60 учеников из 9-того «А», «Б», «В» и «Г».

Практическая значимость: Результаты исследования и методические рекомендации могут быть использованы в практике работы социального педагога находящегося в контакте с подростками с агрессивным поведением.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав (теоретической и практической части), заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации

    1. Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации

Социальная диагностика – комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Основывается на исследовании посредством и системы методов, приемов и способов. Социальная диагностика предполагает анализ социальной проблемы путем расчленения ее на составляющие элементы, по которым осуществляется миниисследование. Полученный социальный диагноз служит основанием принятия решений и практических действий, направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследования социального явления[6].

Социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям,  в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям[8].

Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения[13].

Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной профилактики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена профилактика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.

Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии "социального здоровья"[11] рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

- предварительное ознакомление  с объектом, которое предполагает  получение достоверного представления  о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

- проведение общей профилактики, т. е. постановка задач, выделение  состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

- проведение специальной  профилактики по каждой из  взятых для усугубленного исследования  проблем, измерение и анализ всех  необходимых показателей; - построение  выводов, на основе которых делается  заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной профилактики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в этой или иной социальной сфере. Определение диагноза - заключительный этап социальной профилактики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодоления, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Социальная профилактика основывается на ряде принципов[6]:

- объективность; заключается  в непредвзятом рассмотрении  социального объекта, исключающем  любые искажения действительности  в чьих-то интересах, ибо только  беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

- причинность; обусловлена  универсальной связью и взаимодействием  всех явлений и процессов в  реальном мире, что позволяет  в процессе исследования не  ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

 комплексный подход; в  изучении социальных явлений  объясняется тем, что социальная  сфера представляет собой сложное  переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

- научная обоснованность  и подтверждаемость особенно  важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального  диагноза стоит жизнь конкретных  людей, их судьбы.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это методы сбора информации, обработки и анализа информации, методы определения приоритетов проблемы[2].

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др. Рассмотрим некоторые из них. Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре. И к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить. Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.

Сравнение является неотъемлемой частью профилактики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения профилактики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.  В процессе профилактики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не буде иметь смысла.

Выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной профилактики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедура.

Информация о работе Состояние и профилактика алкогольной зависимости среди молодёжи и подростков г. Бийска