Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 12:57, реферат
Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это сложная социально-педагогическая, целенаправленная, открытая, динамическая система, которая включает в себя разнообразные направления деятельности, которыми являются: осуществление воспитания, обучения и развития детей, социально-психологическое обеспечение и правовая защита, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива и др.
Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ
Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это сложная социально-педагогическая, целенаправленная, открытая, динамическая система, которая включает в себя разнообразные направления деятельности, которыми являются: осуществление воспитания, обучения и развития детей, социально-психологическое обеспечение и правовая защита, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива и др.
Реформирование системы образования и ее дошкольной ступени в соответствии с законом «Об образовании РФ» требуют сегодня от учреждений переосмысления основных направлений своей деятельности, в том числе и методической, представленной в виде методической работы по следующим причинам.
Во-первых, роль методической работы значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования, посредством инноваций в программно-методическом обеспечении, в методиках воспитания и обучения детей дошкольного возраста; совершенствовать качество организации педагогической деятельности, используя более эффективные методы, приемы и формы работы с детьми;
Во-вторых, становится более актуальным участие педагогов в управлении ДОУ, в управлении познавательным процессом группы детей, в совершенствовании образовательной среды, в организации образовательного процесса и реализации образовательных программ нового поколения, что предъявляет более высокие требования к повышению и развитию профессиональной компетентности педагога.
В - третьих, гуманистический, социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, способствует посредством методической работы становлению нового стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса: реализация личностно-ориентированного воспитания и обучения, переход от групповых форм работы к индивидуальным, предпочтение косвенным формам педагогических требований, эмоциональная окрашенность педагогических отношений, оказание помощи педагогу, ребенку в их саморазвитии и т.д.
Так что же такое методическая работа, какова ее сущность, значение в образовательном учреждении и в дошкольном учреждении конкретно?
Методическая работа – это последовательная система способов теоретического познания и практического применения в какой–либо деятельности (в нашем случае, в педагогической).
Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого его самовыражения [В.А. Мижериков, 2004. C.80].
Отсюда методическую работу можно представить в виде целостной, системной деятельности, основанной на достижениях науки и практики, направленной на всестороннее развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагога. Конечным итогом этой деятельности является качество, эффективность и результативность организации воспитательно-образовательного процесса и рост уровня развития детей дошкольного возраста. Деятельность ДОУ находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.
В разных типах и видах образовательных учреждений отечественной системы образования методическая работа может осуществляться в разных формах организации: методических центров, методических кабинетов, методических сообществ, методических служб.
Рассмотрим разные позиции авторов теоретиков и практиков на сущность методической работы в системе образования.
В словаре-справочнике по педагогике указывается, что методическая работа в образовательных учреждениях РФ – это часть непрерывного образования преподавателей, воспитателей [В.А. Мижериков, 2004. C. 203].
Современная система образования предусматривает последовательные этапы непрерывного профессионального образования педагога на протяжении всей жизни, которая совершенствуется в профессиональной деятельности и в процессе организации методической работы учреждения.
В последние годы интерес к методической работе значительно вырос. Появилось много значимых работ российских ученых (Л.В. Алферова,
Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева, Ю.К. Бабанский, Ю.А. Долженко, В.И. Ерошина, И.В. Жуковский, Л.П. Ильенко, М.В. Кларин, Е.В. Коротаева и Н.Н. Чернякова, И.М. Курдюмова, В.С. Лазарев, Т.Н. Макарова, А.М. Моисеев, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, И.П. Третьяков, Л.И. Фалюшина, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова и др.), в которых исследователи, дополняя друг друга, раскрывают различные аспекты методической работы образовательных учреждений.
Так, например, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый рассматривают «методическую работу» как особую структурно-организационную форму в образовательном учреждении.
Л.П.Ильенко и В.П. Симонов считают, что «методическая работа» – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на научной основе. Авторы обращают внимание на то, что только научная основа организации методической работы является верным и основным путем повышения мастерства учителя, его эрудиции и компетенции. Они указывают, что главным в методической работе является оказание действенной своевременной помощи учителю, воспитателю. «И это весьма существенно и важно, так как, где «сильна» методическая работа, там, на взгляд авторов, серьезные, результативные успехи педагогического коллектива в его нелегком труде» [2003. C.95].
Л.И. Фалюшина дает более широкое определение «методической работы» – «это система внутренней организационной педагогической и управленческой деятельности администрации и коллектива образовательного учреждения, направленная на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса» [2004. C. 160].
В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, Т.И. Шамова представляют методическую работу образовательного учреждения в виде управленческой системы, в которой определяют цель, задачи, функции, методы и формы организации.
Именно система методической работы, утверждают авторы,
представляет и руководителю и педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального роста и развития, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации традиционных и инновационных моделей организации педагогической деятельности.
Л.П. Ильенко, А.М. Моисеев также полагают, что методическая работа – «это целостная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом… на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей» [2003. C. 84].
По мнению А.М. Моисеева, методическая работа является важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации и системе непрерывного образования педагогических кадров.
В российской педагогической энциклопедии методическая работа рассматривается как деятельность по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности педагога в организации и реализации воспитательно-образовательного процесса; обмене опытом между членами педагогического коллектива, выявлении и пропаганде актуального педагогического опыта [1993. C. 569].
Т.Н. Макарова дает подробную характеристику методической работе с позиции мероприятий управленческого характера, направленных на обеспечение образовательного процесса учреждения. «Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса» [2002. C. 4].
Следовательно, большая часть авторов считает, что методическая работа в образовательном учреждении – это система или деятельность, направленная на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, достижение определенного уровня образования, воспитания и развития детей и повышение профессионального роста педагогов учреждения.
Современный уровень системы образования предъявляет новые требования как к пониманию основной сущности методической работы, так и к ее организации в общеобразовательных учреждениях (школах, детских садах). Переходя в режим развития образовательные учреждения, в том числе и дошкольные, стремятся определить специфику своей деятельности, включаются в поиск нового содержания образования, осмысливают научно-методические основы образовательного процесса, работают над созданием учебно-методических пособий, пытаются обновить устаревшую систему работы с кадрами, повысить уровень методической помощи педагогам, освоить новые модели методической работы учреждения. Если раньше она сводилась к общему административному контролю и управлению за деятельностью педагогов, то сегодня результатом методической работы является качество содержания образования, образовательного процесса в целом и повышение профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива.
Методическая работа в ДОУ чаще всего рассматривается так же, как и в школе, в качестве деятельности по усовершенствованию организации воспитательно-образовательного процесса учреждения и повышения уровня профессиональной подготовки педагогов.
С точки зрения Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, И.И. Кобитиной, методическая работа в ДОУ – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми. Авторы утверждают, что основное значение методической работы заключается в организации, контроле и анализе педагогической деятельности с целью всестороннего и гармоничного развития личности ребенка и повышения профессионального мастерства педагога [1990. C. 53].
Л.И. Фалюшина в своем исследовании под методической работой понимает функцию управления качеством воспитательно-образовательного процесса, основным предназначением которой является развитие профессионализма педагогов, необходимого для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию и развитию детей [2004. C. 81].
К.Ю. Белая рассматривает методическую работу в современном ДОУ как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на:
1)повышение профессионального мастерства каждого педагога;
2) на развитие творческого
потенциала всего
Главное в методической работе, как утверждает К.Ю. Белая, это оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов в работе с дошкольниками. Поэтому о результативности ее нужно судить не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству самого педагогического процесса в детском саду и его результатам.
В итоге, по мнению большинства авторов, методическая работа – это деятельность, которая совершенствует и развивает профессиональную компетентность педагогов в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Следовательно, сущность методической работы как деятельности заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Как показывает педагогическая практика, в современной литературе существуют различные точки зрения на структуру компонентов методической работы как деятельности.
Так, Л.И. Ильенко считает, что в методической работе образовательного учреждения должны присутствовать такие компоненты, как: цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты. Все эти компоненты обеспечивают и функционирование структуры методической работы и, при определенных условиях, ее результативность [2003. C. 84]. Автор перечисляет основные компоненты в структуре методической работе, но не раскрывает их содержания и способы реализации на базе образовательного учреждения.
Любая деятельность, в том числе и методическая, начинается с целеполагания. К целям методической работы обращаются многие авторы.
К. Ю. Белая предлагает следующие цели методической работы дошкольного образовательного учреждения: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития дошкольников; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению воспитательно-образовательного процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива [2003. C. 88].
Н.С. Голицина, Н.В. Немова, О.А. Скоролупова, П.И. Третьяков подчеркивают, что сегодня цели методической работы не должны ограничиваться только констатацией состояния дел в образовательном учреждении, фиксацией уровня образованности специалистов и определением их квалификационных разрядов.
Согласно представлениям Л.Н. Буйловой, С.В. Кочневой, Л.И. Ильенко, П.И. Третьякова, цель методической работы заключается в росте уровня профессиональной компетентности педагога, педагогического коллектива учреждения и совершенствовании качества организации воспитательно-образовательного процесса учреждения для полноценного развития личности ребенка.
Информация о работе Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ