Творчество В.М. Васнецова и И. Я. Билибина в эстетическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:52, лекция

Краткое описание

Цель исследования: Произведение Билибина и Васнецова как средство эстетического развития дошкольников.
Задачи исследования:
Психологический портрет дошкольника.
Воспитание нравственное, патриотическое через иллюстрации В.М Васнецова и И. Я. Билибина
Творчество В.М Васнецова и И. Я. Билибина

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 18.21 Кб (Скачать файл)

Введение

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в  общении детей с изобразительным искусство, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.

Самые маленькие дети по картинкам  как бы прочитывают книгу, прослеживая  сюжет от одной иллюстрации к  другой. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и  развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет  и эстетическую функцию. Воплощая идейное  содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрации - одно из сильных средств воспитания. Иллюстрация помогает глубже и лучше  воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами  самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная  ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).

Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором - это прекрасные образцы самобытного  творчества. Вглядываясь в них, ребенок  получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор  воображению и собственному творчеству.

Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную  любознательность, развивает ее и  углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в  книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной  детской книги.

Велика роль книжной иллюстрации  и в раскрытии идейно-художественного  своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор  в детской книге выступает  как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.

До сих пор спросом пользуются книги с иллюстрациями И.А. Билибина и В. М. Васнецова. Технику этих художников невозможно не узнать. На их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные персонажи навечно сохранили за собой образ, созданный мастерами - классиками детской иллюстрации. Эти произведения изобразительного искусства не устаревают даже на пороге третьего тысячелетия, поэтому вы не ошибетесь, купив книги с иллюстрациями этих художников своему малышу.

Таким образом, книжная иллюстрация  как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное  влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке  эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте  во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и  собственному творчеству детей.

Объект исследования: процесс воспитания дошкольника

Предмет исследования: Творчество В.М Васнецова и И. Я. Билибина в эстетическом воспитании дошкольников.

Цель исследования: Произведение Билибина и Васнецова как средство эстетического развития дошкольников.

   Задачи  исследования:

1.1 Психологический портрет дошкольника.

1.2  Воспитание нравственное, патриотическое через иллюстрации В.М Васнецова и И. Я. Билибина

1.3 Творчество В.М Васнецова и И. Я. Билибина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.1 Психологический  портрет дошкольника

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним  из ключевых в жизни ребенка и  во многом определяет его будущее  психологическое развитие. Это позволило  определить структуру составления  психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение  особенностей деятельности и общения  в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы у  детей дошкольного возраста. В  дошкольном возрасте внимание детей  прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также  характеризуется постепенным переходом  от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В дошкольном возрасте у детей запоминание  и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного  к произвольному запоминанию  и воспроизведению материала. У  большинства нормально развивающихся  детей дошкольного возраста неплохо  развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Особенности поэтапного развития различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская  игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок  конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

На  основании данного психологического портрета дошкольника от рождения к  концу старшего дошкольного возраста он обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и  формируют условия перехода на следующую  ступень развития ребенка. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного  возраста характеризуется переходом  к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект  уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного  возраста прошел основной этап осознания  ребенком своей гендерной идентичности.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка. Можно  привести ряд психологических характеристик  старших дошкольников, но все они  будут описывать конкретного  индивида и характеризовать определенные личностные качества ребенка. Однако, данная характеристика тенденций общего развития дошкольника, вплоть до старшего дошкольного возраста позволила определить уровень развития каждого из познавательных процессов, которого достигает старший дошкольник в своем развитии. Поэтапность развития познавательной и поведенческой сфер дошкольника позволил проследить переход от одних видов к другим и уровень, на котором находится старший дошкольник в своем развитии. Учет характерологических черт и типичных психологических портретов личности старшего дошкольника позволяет определить зону ближайшего развития ребенка и его готовность к обучению в школе. Таким образом, для педагогической и психологической практики данное знание является основополагающим для построения работы с ребенком старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Творчество В.М. Васнецова и И. Я. Билибина в эстетическом воспитании дошкольников