Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:27, контрольная работа
Темперамент и характер (понятие, типы и взаимосвязь темперамента и характера). 2. Теория воспитания (сущность воспитательного процесса, цели и задачи воспитания, его основные направления).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Московский государственный открытый университет
им. В.С.
Черномырдина»
Кафедра
философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
на
тему: «1. Темперамент
и характер (понятие, типы и взаимосвязь
темперамента и характера).
2. Теория
воспитания (сущность воспитательного
процесса, цели и задачи воспитания, его
основные направления).
Студентки 3 курса заочной формы обучения
Специальность: менеджмент
Шифр: 15081044
Кошкиной Р.С.
Руководитель:
Рыбина О.Г.
г. Ижевск,
2011г.
Содержание | |
стр. |
Теория активного формирования психических процессов и свойств личности. В основе важнейших концепций современной психологии лежит мысль, связанная с идеями Л.С.Выготского о том, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Тогда только личность может стать полноценным членом общества. Идея, согласно которой психическое развитие осуществляется путем усвоения социального опыта, через учение, является центральной не только для психологии обучения, но и для психологии воспитания. Формирование личности молодого человека, усваивающего социальный опыт, происходит не автоматически, апутем изменения его внутреннего мира, его внутренней позиции, которая опосредует все воспитательные воздействия. Позиция личности, совокупности мотивов деятельности, в которой проявляются потребности человека, его идеалы, оценки и самооценки, сформированные в результате воспитания, делают личность относительно независимой от различных внешних воздействий, которые преломляются через перечисленные выше внутренние условия.
Теория поэтапного формирования умственных действий . Центральная идея этой теории состоит в том, что получение знаний осуществляется в процессе деятельности учащегося, в результате и при условии выполнения им определенной системы действий. Человек не получает от природы в готовом виде мыслительную деятельность, а учится мыслить, усваивает мыслительные операции. Задача педагога – умело управлять этим процессом, контролировать не только результаты мыслительной деятельности, но и ход ее формирования.
Структурная
теория . В работе ряда психологов было
обнаружено, что усвоение учащимися материала
зависит от структуры их познавательной
деятельности, которая, в свою очередь,
определяется методами обучения, т. е. была
показана зависимость усвоения знаний
и развития мышления учащихся от характера
обучения, его содержания и методов. В
тех случаях, когда школьники под руководством
учителя осуществляют самостоятельный
поиск признаков усваиваемых понятий
и способов решения новых типов решения
задач, в обучении возникает более развивающий
эффект. Усвоение оказывается особенно
эффективным, если в процессе обучения
создаются условия для перехода от интериоризации
к экстериоризации (это проявляется в
применении знаний к решению нагляднодейственных
задач), для выработки приемов умственной
деятельности, имеющих обобщенный характер.
Характер - это
неразрывное целое. Но изучить и
понять такое сложное целое, как
характер, нельзя, не выделив в нем
отдельных сторон или типичных проявлений
(черт характера). Общие черты характера
проявляются в отношениях личности
к общественным обязанностям и долгу,
к людям, к самой себе. Отношение
к общественным обязанностям и долгу
прежде всего проявляется в отношении
личности к общественному труду. В этой
связи выявляются такие черты характера,
как трудолюбие, добросовестность, настойчивость,
бережливость, и противоположные им - леность,
небрежность, пассивность, расточительство.
Отношение человека к труду оказывает
решающее влияние на формирование его
других личностных качеств. Д. И. Писарев
писал: "Характер закаляется трудом,
и кто никогда не добывал себе собственным
трудом насущного пропитания, тот в большей
части остается навсегда слабым, вялым
и бесхарактерным человеком". Отношение
к людям наглядно выступает в таких чертах
характера, как общительность, вежливость,
доброжелательность и т. п. Антиподами
этих черт являются замкнутость, бестактность,
недоброжелательность. Как утверждал
В. Гюго, "у каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают; тот, который
он сам себе приписывает; и, наконец, тот,
который есть в действительности". В
целях выяснения сути своего характера
человеку полезно знать мнение о себе
коллектива, в котором он работает и проводит
значительную часть своей жизни. И прежде
всего то, насколько упорядочены у него
отношения с людьми, насколько он нужен
людям, насколько он авторитетен среди
них. Отношение к самому себе проявляется
в самооценке своих действий. Трезвая
самооценка - это одно из условий совершенствования
личности, помогающих вырабатывать такие
черты характера, как скромность, принципиальность,
самодисциплина. Отрицательными чертами
характера являются повышенное самомнение,
высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий
этими чертами, обычно неуживчив в коллективе,
невольно создает в нем предконфликтные
и конфликтные ситуации. Нежелательна
и другая крайность в характере человека:
недооценка своих достоинств, робость
в высказывании своих позиций, в отстаивании
своих взглядов. Скромность и самокритичность
должны сочетаться с обостренным чувством
собственного достоинства, основанном
на сознании действительной значимости
своей личности, на наличии известных
успехов в труде на общую пользу. Принципиальность
- одно из ценных личностных качеств, придающих
характеру деятельную направленность.
Волевые черты характера. Под волей понимается
сложный психический процесс, который
вызывает активность человека и пробуждает
его действовать направленно. Воля является
способностью человека преодолевать препятствия,
добиваться поставленной цели. Конкретно
она выступает в таких чертах характера,
как целеустремленность, решительность,
настойчивость, мужество. Данные черты
характера могут способствовать достижению
как общественно полезных, так и антиобщественных
целей. Для этого важно определить, каков
мотив волевого поведения человека. "Храбрый
поступок, мотив которого состоит в порабощении
другого человека, в захвате чужого добра,
в продвижении по службе, и храбрый поступок,
мотив которого заключается в том, чтобы
помочь общему делу, обладают, конечно
совершенно различными психологическими
качествами". По волевой активности
характеры подразделяются на сильные
и слабые. Люди сильным характером имеют
устойчивые цели, инициативны, смело принимают
решения и реализуют их, обладают большой
выдержкой, мужественны и смелы. Людей,
у которых эти качества слабо выражены
или отдельные из них отсутствуют, относят
к категории слабохарактерных. Им свойственно
пассивное проявление своих деловых и
личных качеств. Зачастую такие люди, имея
самые хорошие намерения, не добиваются
значимых результатов в работе, учебе.
Многие из них искренне переживают свое
неумение самостоятельно, настойчиво
и решительно действовать.
Информация о работе Темперамент и характер. Теория воспитания