Теоретические основы педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно реализуется в условиях взаимодействия между учителем и учащимся. Поэтому исследование взаимодействия является одной из актуальных проблем современной педагогики.
Выбранная нами тема исследования позволяет анализировать в диалектическом единстве природу человека и его воспитания, ядром которого является педагогическое взаимодействие. Несмотря на то, что любая педагогическая концепция, так или иначе, выходит на проблему взаимодействия педагога и воспитанников, в качестве самостоятельной категории исследования педагогическое взаимодействие было выделено сравнительно недавно

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками……………………………………………6
Сущностная характеристика педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками……………………………….......…...6
1.2 Проблема педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками в историческом аспекте……………………………..…...16
1.3 Педагогический потенциал средств, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию классного руководителя со старшеклассниками…………………………………………………...…………25
Заключение……………………………………………………………………….33
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 69.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Теоретические основы педагогического взаимодействия классного  руководителя со старшеклассниками……………………………………………6

    1. Сущностная характеристика педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками……………………………….......…...6

1.2 Проблема педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками в историческом аспекте……………………………..…...16

1.3 Педагогический потенциал средств, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию классного руководителя со старшеклассниками…………………………………………………...…………25

Заключение……………………………………………………………………….33

Литература……………………………………………………………………….35

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно реализуется в условиях взаимодействия между учителем и учащимся. Поэтому исследование взаимодействия является одной из актуальных проблем современной педагогики.

Выбранная нами тема исследования позволяет анализировать в диалектическом единстве природу человека и его  воспитания, ядром которого является педагогическое взаимодействие. Несмотря на то, что любая педагогическая концепция, так или иначе, выходит  на проблему взаимодействия педагога и воспитанников, в качестве самостоятельной  категории исследования педагогическое взаимодействие было выделено сравнительно недавно. В настоящее время изучением  этого процесса занимаются в разных аспектах многие ученые: Л. В. Байбородова, А. В. Бездухов, Дж. Дьюи, В. К. Дьяченко, И. С. Кон, Г. М. Кубраков, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман и др. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Доступными средствами классный руководитель согласовывает учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует коллектив учащихся и направляет его работу; координирует совместную деятельность учителей и коллектива учащихся; собственными силами, привлекая всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром. Важной ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель выступает и как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся. Классный руководитель – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

В. Я. Ляудис считает, что  в системе педагогического взаимодействия центральным фактором является система  форм сотрудничества преподавателя  с учениками. [14, с. 37-52].

Объект: педагогическое взаимодействие классного руководителя со старшеклассниками.

Предмет исследования: формы и методы педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками.

Цель исследования: теоретически обосновать педагогическое взаимодействие классного руководителя со старшеклассниками.

Задачи:

  1. Уточнить сущностную характеристику педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками.
  2. Рассмотреть проблему педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками в историческом аспекте.
  3. Выявить педагогический потенциал средств, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию классного руководителя со старшеклассниками.

В исследовании были использованы теоретические методы: теоретический анализ литературы, метод анализа психолого-педагогических исследований по проблеме организации педагогического взаимодействия и практические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками.

    1. Сущностная характеристика педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками.

Старшим школьным возрастом  в отечественной психологии традиционно  вслед за Д. Б. Элькониным называют период от 14 до 17 лет, совпадающий с обучением в старших классах школы. Этот же возраст называют ранним юношеским или возрастом ранней юности. О том, что касается юношеского возраста, в психологической литературе существуют различные определения этого периода, начиная со сроков вступления человека в пору юности и заканчивая содержанием развития личности. Так, изучением психологии юношеского возраста занимались такие выдающиеся психологи, как М. И. Божович, Ш. Бюлер, И. С. Кон, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии, и биохимии, юношеский возраст определяется как 17-21 год для юношей и 16-20 лет для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. [11, с. 50].

В любом случае особенности  психического развития в раннем юношеском  возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития. Общество ставит перед молодым человеком  жизненно важную задачу – осуществить  профессиональное самоопределение. Задача выбора будущей профессии, профессионального  самоопределения не может быть успешно  решена без решения более широкой  задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла  жизни, самопроектирование себя в будущем. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив считается  аффективным центром жизни старшего школьника. Однако школьное развитие человека как личности и как субъекта деятельности обязательно предполагает формирование личности учащихся как высокоразвитой и открытой системы, способной к саморазвитию, саморегуляции и самоопределению. Такое формирование личности возможно только за счет развития различных психологических компонентов: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности и автономности. [3, с. 105].

Известно, что важнейшим  психологическим процессом юношеского возраста является становление самосознания и устойчивого образа Я. Открытие своего внутреннего мира сочетается с осознанием своей уникальности, возникновение чувства одиночества  и как следствие этого формирование потребности в психологической  интимности, что в последующем  приводит к пониманию глубокой внутренней связи с окружающим миром. Не менее  важно для развития самосознания понятие преемственности, устойчивости во времени. На наш взгляд, в юношеском возрасте происходит формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся   способность   к   абстрактно-теоретическому   мышлению,    без   чего разнообразные знания не складываются в единую систему, систему главных ценностных ориентаций. [2, с. 79].

Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников,  направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса.  Взаимодействие субъектов  педагогического  процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта,  накопленного человечеством во всем его многообразии.  А успешное освоение опыта,  как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников  на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического  процесса, протекающего в любой педагогической системе. Педагогическое взаимодействие  является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям. Даже поверхностный  анализ  реальной педагогической практики обращает внимание на широкий  спектр  взаимодействий:  "ученик - ученик",  "ученик - коллектив",  "ученик - учитель",  "учащиеся объект усвоения" и т.п.  Основным отношением педагогического процесса  является  взаимосвязь  "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения". 
В этом  заключается  и  сама специфика педагогических задач. 
Они могут быть решены и решаются только  посредством  руководимой педагогом активности учащихся,  их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал,  что основное отличие учебной задачи от  всяких  других  в том,  что  ее  цель и результат - в изменении самого действующего субъекта,  заключающемся в овладении им  определенными  способами действия.  Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования. [7, с. 17].

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения  со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников  с предметами материальной культуры);  отношения к самому себе.  Важно подчеркнуть,  что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей  в  повседневной  жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами. Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны,  два взаимообусловленных компонента:  педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые,  неуправляемые) и т.п.  Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников:  активное  восприятие,  переработка информации,  игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие,  действия,  поступки,  деятельность  и т.п. [22, с. 134-139].

Писарева Т. А. определяет педагогическое взаимодействие как процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

3) воспитанием.

Основные характеристики педагогического взаимодействия: 
   1) взаимопознание; 
   2) взаимопонимание; 
   3) взаимоотношение; 
   4) взаимные действия; 
    5) взаимовлияние. 

 Каждая из этих характеристик  имеет свое содержание, но только  их комплексная реализация в  воспитательном процессе обеспечивает  его эффективность. [16, с. 57].

Представления о человеке, сочетающие в себе характеристики внутреннего  мира человека с его внешними проявлениями, выражаемыми во взаимодействии с  другими людьми, лежат в основе любой педагогической концепции. Этот факт позволил нам выделить когнитивную функцию взаимодействия, ибо, только взаимодействуя, можно познать свою собственную сущность и сущность других людей. При этом процесс познания сам является результатом взаимодействия. Для педагогической теории и практики важно, что для взаимодействия характерна и преобразующая функция, сущность которой заключается в том, что именно с помощью взаимодействия возможны качественные и количественные изменения в характеристиках его участников, поэтому именно взаимодействие лежит в основе воспитания. Кроме того, взаимодействие выполняет экзистенциальную функцию: воздействуя друг на друга, участники педагогического процесса осваивают соответствующие их статусу социальные роли, «вычленяют» себя из действительности. Для взаимодействия характерна и структурообразующая, и интегрирующая функции, ибо посредством взаимодействия люди объединяются в структурированный вид целостности. [15, с. 39].

В его основе лежит, главным  образом, сотрудничество. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться  как процесс, который выступает  в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). [1, с. 76].

Писарева Т. А. выделяет множество типов взаимодействия, которые лежат в основе различных подходов к их классификации. 
    1) личность – личность: ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель; коллектив – коллектив: коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив – т. е. разделение по видам субъекта и объекта; 
    2) прямое и косвенное – разделение по направленности педагогического взаимодействия; 
    3) взаимодействие в различных видах деятельности: учебной, трудовой, спортивной – разделение по содержанию деятельности; 
    4) целенаправленное или стихийное – разделение по постановке цели: 
    5) управляемое, неуправляемое – разделение по степени управляемости; 
    6) отношения «на равных» или руководство – разделение по типу взаимосвязи субъектов педагогического взаимодействия; 
    7) сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт – разделение по характеру отношений субъектов педагогического взаимодействия; 
    8) случайное или преднамеренное – разделение по уровню подготовленности процесса педагогического взаимодействия; 
    9) длительное или кратковременное – разделение по временным установкам педагогического взаимодействия; 
    10) вербальное или невербальное – разделение по степени психологической обоснованности субъектов педагогического взаимодействия; 
    11) продуктивное или непродуктивное – разделение по характеру итогов и степени эффективности целеполагания.

В свою очередь каждый из указанных типов отношений субъектов  педагогического взаимодействия оказывает  влияние на психологическое состояние  контактирующих субъектов. Эффективное, продуктивное взаимодействие имеет  положительное значение и приводит к открытости и откровенности. Непродуктивное – приводит к недоверию и враждебности, а также сопровождается такими эмоциями, как страх, тревога, паника. Очевидна взаимосвязь и сопутствие всех типов  друг другу, которые при определенных условиях переходят друг в друга. [16, с. 80-82].

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Для взрослых педагогическое взаимодействие связано  с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой  начинается авторитаризм, морализаторство  и, в конечном счете, насилие над  личностью. В ситуациях неравноправия  у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а  иногда и активное сопротивление  воспитанию. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия являются возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. [23, с. 115].

Информация о работе Теоретические основы педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками