Теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование восприятия изобразительного искусства у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – проблема формирования восприятия живописи у детей 5-7 лет
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить специфику живописи как вида изобразительного искусства.
2. Выявить особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста
3. Изучить методику формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Специфика живописи как вида изобразительного искусства . . . . . . . 6
1.2. Особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.3. Методика формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Выводы по первой главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)


 

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  2

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного  возраста

1.1. Специфика живописи как вида изобразительного искусства . . . . . . .  6

1.2. Особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  17

1.3. Методика формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  25

 

Выводы по первой главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    34

 

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Преобразования в социально-экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности России оказывают влияние на педагогическую науку и практику. Особое значение приобретают проблемы гуманизации образования с позиций раскрытия духовно-нравственного потенциала личности. Инновационные процессы способствуют изменению содержания обучения и традиционных форм работы в аспекте личностно-ориентированного подхода. Основой «Концепции дошкольного воспитания» [14:10-23] является идея гумманизации педагогического процесса, основывающегося на таких ценностях как добро, красота, сохранение наследия прошлого и бережное отношение к культуре настоящего.

Искусство и собственно художественная (изобразительная)             деятельность - это одновременно огромное пространство общественных отношений, в которые вступает человек, в том числе ребенок. Достаточно сказать, что содержание художественных образов в искусстве - это, по существу, материализованные, опредмеченные общественные отношения. В них запечатлены потребности, интересы, идеалы, убеждения, нравы не только личности художника, но и его современников или людей иного времени [6:11]. Одним из видов изобразительного искусства является живопись, изображающая окружающий мир посредством воспроизведения на плоскости цветными материалами его зримых форм и явлений [10:72].

Дошкольный возраст – начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Многие психологи подчёркивают, что на общее психическое развитие малыша оказывает влияние восприятие прекрасного в жизни и искусстве. Поэтому проблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства воспитания подрастающего поколения.

В ХХ веке изучались вопросы доступности восприятия детьми живописных пейзажа и натюрморта (Н.М. Зубарева); образа человека в картине – через жесты, мимику, действия с предметами (Е.Ш. Решко). Обогащению теории и методики ознакомления с искусством способствовали исследования Р.М. Чумичёвой по ознакомлению дошкольников с социальной значимостью содержания жанровой живописи. В центре Развития ребенка «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца были проведены психолого-педагогические исследования, направленные на изучение возможностей приобретения ребёнком социокультурного опыта в процессе приобщения к искусству [10:30,41]. В работах В.А.Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова раскрыта специфика эстетического восприятия живописи в детском возрасте.

Модернизация дошкольного  образования способствовала созданию методических пособий по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью, программ художественно-эстетического развития дошкольников: «Природа и художник» (Т.А.Копцева, 1999), «Красота-радость-творчество» (Т.С. Комарова, 2000), «Росинка» (Л.В. Куцкова, С.И. Мерзлякова, 2003). Педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса в детском саду средствами искусства. Е.А.Дубровская и С.А. Козлова отмечают, что в процессе приобщения детей к изобразительному искусству развиваются их познавательные способности, уточняются знания дошкольников об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие образов в картинах способствует уточнению у детей понятий искусства, их значение делает процесс восприятия более осмысленным [7:8]. Дошкольники способны в процессе восприятия живописи выделять свойства предметов и явлений, устанавливать связи между ними. Она способствует формированию обобщённых способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач. Общение с искусством помогает ребёнку лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства.

В исследованиях Г.М. Вишневой, Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения. Воспринимая содержание образа через художественную форму в картине, они лучше понимают колорит, композицию, линию и прочие способы выражения художником состояния природы, человека и самого художника [6:168] Д.Б. Богоявленская определяет педагогическую задачу: развитие не творческих способностей, а творческой личности, включающей и познавательные, и мотивационные характеристики. А это значит, стоит задача формирования интеллектуальной активности как «...свойства целостной личности, отражающие процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве...» [2: 24].

Огромную роль в процессе овладения восприятием принадлежит  эстетически развитой личности педагога, понимающего важность искусства в формировании личности ребёнка, создающего условия для образования дошкольника, владеющего современными педагогическими технологиями [10:227]. Анализ современного состояния методики и практики показывает, что существует разрыв между социокультурной средой и системой образования, сводимой часто к передаче знаний, умений и навыков. Дети испытывают дефицит общения с искусством, эстетическое развитие осуществляется в основном в рамках занятий по разным видам художественной деятельности. Ощущается потребность в практических разработках, посвящённых методам формирования восприятия живописи, направленных на развитие искусствоведческого и образного словаря детей, на совершенствование их зрительской культуры. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. В программе воспитания и образования в детском саду ставится задача ознакомления дошкольников с разными видами искусства, в том числе с живописью, к сожалению, как показывает практика, уровень восприятия живописи современными детьми недостаточно высок.

Все указанные факторы  позволяют с определённостью  говорить об актуальности изучения выбранной нами темы.

Цель исследования – изучить теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – формирование восприятия изобразительного искусства у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – проблема формирования восприятия живописи у детей 5-7 лет

Цель, объект и предмет  исследования определили необходимость  постановки и решения следующих задач:

1. Изучить специфику живописи как вида изобразительного искусства.

2. Выявить особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста

3. Изучить методику формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы формирования

восприятия живописи у  детей старшего дошкольного возраста

1.1. Специфика живописи  как вида изобразительного искусства

Актуальность искусства обусловлена возрастанием его роли как механизма саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим, как средства накопления и усвоения познания, как способа порождения и отбора установок индивидуального и коллективного бытия и актуализации ценностей путём опредмечивания их в образах искусства. Природу искусства считают «неуловимой из всех загадок человеческой культуры». Одни авторы считают, искусство способом выражения эмоций и идей, другие полагают, что это способ исследования и оценки формальных элементов, третьи – это подражание или представление  [30].

Л.С. Выготский отмечал: «Искусство есть организация поведения в  будущее, установка вперёд, требование, которое может и не осуществится, но оно заставляет стремиться поверх жизни к тому, что лежит за ней… Искусство – отсроченная реакция, между действием и исполнением лежит всегда промежуток времени» [5:331]. В масштабах общества искусство – способ познания и отражения действительности, форма общественного сознания и часть духовной культуры человека и человечества. Это мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных материалов, способов, средств. Художник воспроизводит явления жизни и одновременно даёт им оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает своё понимание мира [6:98].

По динамике искусства делятся на: пространственные (или статические) – виды искусства, где произведения имеют предметный характер, создаются путём обработки вещественного материала, существуют в пространстве, но не развиваются в прямом смысле во времени, это изобразительное искусство, графика, архитектура, скульптура и т.д.; временные (динамические или процессуальные) – виды искусства, распространяющиеся во времени: музыка, танец, литература и др.; пространственно-временные (синтетические) – непосредственно существующие одновременно в пространстве и времени: театр, кино, танец, цирк, телевидение и т.д. Различие также связано и с органами восприятия: пространственные воспринимаются зрением, временные воспринимаются (могут восприниматься) слухом, пространственно-временные тем и другим одновременно.

Среди видов различают  изобразительные (живопись, графика и гравюра, граффити) и неизобразительные искусства (в которых зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности, к ним относятся: архитектура, декоративное искусство, дизайн). Хотя это деление условно, однако разграничение является определяющим в их классификации, т.к. базируется на различении предмета отображения [10:71]. Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.) [33]. Изобразительное искусство возникает на основе зрительного восприятия и создаёт изображения мира на плоскости и в пространстве. Его классифицируют по объектам творческих усилий, средствам и сложившимся концепциям творчества: скульптура, живопись, графика, фотоискусство, декоративно-прикладное искусство. В их основе лежит целостный образ. Хотя изобразительное искусство воспроизводит визуально наблюдаемые, объективно существующие качества реального мира (объём, цвет, формы предметов, пространство, световоздушную среду), это не фиксация непосредственного зрительного восприятия [31].

Форма и содержание произведения изобразительного искусства –связанные и взаимообусловленные эстетические категории: содержание это то, что отражено и выражено в произведении, форма – то, какими средствами достигнуто. Явления жизни, осознанные и эстетически осмысленные художником, становятся содержанием. Формирование содержания является становлением художественной формы, будучи подчинённой содержанию, она не является пассивной функцией. Форма способна служить полному и убедительному раскрытию содержания, но может и ослабить силу воздействия содержания на сознание воспринимающих. В изобразительном искусстве к категориям формы относят конкретную разработку сюжета, композицию, выявление характеров, рисунок, цветовой строй, пластическую моделировку объёмов, пространственное и светотеневое построение и т. д. Каждый из элементов является существенным, содержательным, направленным на раскрытие содержание полно, ясно и впечатляюще [31].

Живопись – вид  изобразительного искусства, занимающая первое место в триаде живопись, скульптура, графика. Способность живописи к воспроизведению действительности связано с происхождением и самого термина («живописать» – писать живо, изображать жизнеподобно). Её можно определить как вид визуального, пространственного, статичного искусства, не имеющего прямого практического применения. Живопись отличается от скульптуры плоскостным характером, от графики – той ролью, которую в ней играет цвет. При этом отличия нельзя абсолютизировать, поскольку живопись приобретает некоторый объём благодаря фактуре, пастозному красочному слою, технике коллажа, она бывает однотонной, монохромной.

Основные разновидности живописи – станковая и монументальная – связаны с материальной основой (плоскостью), на какую наносится картина. В станковой живописи основой служит прочный и плотный материал (холст, доска, лист картона, металла, покрытые грунтом), позволяющий свободно перемещать произведение. Важным атрибутом картины является рама, придающая завершённость и позволяющая при восприятии отграничить живописное пространство от реального окружения картины, примеры таких картин: И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И.И. Левитан «Золотая осень» и др. «Носителем» монументальной живописи является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. С этим связана необходимость выбора более прочных материалов и разработки технологии, исключающей выгорание на свету, размывание осадками и другие изменения живописи во внешней среде (каменная, керамическая или смальтовая мозаика, витраж из цветных стекол, фреска и другие виды росписи). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от основы; важной задачей художника является достижение синтеза искусств – логической связи, стилевого и образного единства живописи и архитектуры.

Информация о работе Теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста