Теоретические положения модульной технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 04:28, курсовая работа

Краткое описание

Модульное обучение - это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе.
Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические положения модульной технологии обучения
1.1.Основы модульной системы образования……………………...4
1.2.Принципы и подходы в модульной технологии……………….7
1.3. Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТ)……………………………………………………...11
1.4.Особенности организации деятельности при модульном обучении
1.4.1. Взаимодействие ученика и учителя в условиях модульной технологии ……………………………………….14
1.4.2..Последовательность действий учителя при составлении модуля…………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………..19
Использованная литература……………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Модульная технология.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации  ФГАОУ ВПО

 «Северо-восточный  федеральный университет имени  М.К. Аммосова» 

Биолого-географический факультет 

Кафедра методики преподавания биологии химии и географии

 

 

 

 

 

 

 

 

Модульная технология

(Курсовая работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка III курса

гр. БХ-10-2 Николаева М.А.

Проверила: профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедры МПБХиГ Егорова К.Е.

 

 

Якутск 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1.Теоретические положения  модульной технологии обучения

1.1.Основы модульной системы образования……………………...4

1.2.Принципы и подходы в модульной технологии……………….7

1.3. Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТ)……………………………………………………...11

1.4.Особенности организации деятельности при модульном обучении

1.4.1. Взаимодействие ученика и учителя в условиях модульной технологии ……………………………………….14

1.4.2..Последовательность действий учителя при составлении модуля…………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………………..19

Использованная литература……………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель современной школы  – обеспечить образовательные потребности  каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и  возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения ученика и учителя в учебном процессе. В настоящее время этот процесс в массовой школе страдает неразрешимыми противоречиями между фронтальными формами обучения и индивидуальным усвоением знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения, способствующим развитию способностей и интересов ученика.

Любое обучение призвано: развивать склонности и познавательные интересы ученика, формировать навыки и умения, быть мотивированным, дифференцированным и практико-ориентированным, готовить к непрерывному образованию, инициировать самообразование. Все это интегрируется в модульной технологии обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические положения  модульной технологии обучения

1.1.Основы модульной системы образования.

  Модульное обучение - это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе.

Цель  модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Основные особенности метода:

  • Базирование на деятельностном подходе к образованию (только то содержание усваивается прочно и сознательно, которое стало предметом активных действий ученика);
  • Опора на теорию развивающего обучения – определение зон развития ученика по Выготскому (зона актуального развития – нет затруднений в выполнении заданий; зона оптимального, ближайшего, развития – имеются трудности, которые ученик может преодолеть с какой-нибудь помощью). Знание зоны актуального развития позволяет повышать сложность заданий. Оценить зону развития ученика можно, давая, например, 4 задания различного уровня сложности. Если все задания выполнены самостоятельно, значит ученик находится в зоне актуального развития.  Если для выполнения 4-го, самого сложного задания, он обратился за помощью, значит, находится в зоне ближайшего развития. При самостоятельном выполнении трех заданий учитель констатирует зону хорошей обученности, а при выполнении всего двух заданий – низкой. Всех учащихся необходимо комплектовать в группы, соответствующие зоне их ближайшего развития (3-4 группы в классе);
  • Использование программированного обучения: ход деятельности ученика строго программируется, плюс подключается самоконтроль, плюс используется мелкое деление учебного материала;
  • Поэтапное формирование умственных действий: на первом этапе ученик выполняет действия в материальном или материализованном виде (проговаривая их тихо); на втором – действия проговариваются в громкой речи; на третьем – проговариваются про себя, на четвертом – во внутренней речи;
  • четкое управление, переходящее в самоуправление;
  • проблемный подход;
  • Интенсивное обучение, что предусматривает продумывание нагрузки и разрядки во избежание перегрузок;
  • Обучение саморефлексии (как я работал, почему допустил ошибку, как работал в группе, кто наиболее компетентен в группе по этому вопросу)

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий в себя: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

  1. содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;
  2. изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
  3. ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
  4. отсутствует проблема индивидуального консультирования.

Схематично модульную  программу можно изобразить следующим образом:

Рис. 1 Схема модульной программы

 

 

1.2.Принципы и подходы в модульной технологии.

Чтобы данная методика была более результативной необходимо придерживаться следующих принципов модульной технологии:

1. Принцип модульности, включающий:

  • конструирование учебного материала так, чтобы он обеспечивал достижение каждой поставленной перед учениками дидактической цели;
  • представление его законченным блоком;
  • интегрирование, в соответствии с учебным материалом, различных видов и форм обучения» подчиненных достижению намеченных целей.
  • Структура  познавательных модулей  такова: уроки  изучения 
    нового материала, практические занятия, на которых ведется 
    отработка  ЗУН,  урок комплексного применения ЗУН,  урок 
    обобщения. Количество познавательных модулей определяется

содержанием учебного материала.

  • Контролирующий модуль включает зачет по теории и практике, 
    проходящий в различных формах.

Учащиеся знакомятся с целями учебных занятий по новой теме, структурой информационного блока, датой зачета, с целью пропедевтики изучения нового материала, тем самым планируют предстоящую деятельность. Технология учебного процесса способствует легкости, комфортности продвижения учащихся в этом процессе: ученик точно знает, что, когда и в каком объеме он должен сделать.

2. Определение разноуровневых дидактических целей:

Важное значение на уроке в реализации данного  принципа приобретают: организация и управление деятельностью учащихся пр. целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

-на одних  уроках, ученики совместно с учителем  формулируют проблемный вопрос;

-на других -  учащиеся выходят  на  постановку  целей, 
анализируя домашнее задание;

- на третьих  — учителем на доске записываются  только ключевые и вопросительные слова, типа: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего? б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т.д., а учащиеся на основе данного клише составляют целостную картину целей на занятие,

3. Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности.

Входящие в идею открытости: учет необходимости понимания учениками  целей выполнения заданий, анализ каждого  этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика осуществляются на рефлексивном уровне. В течение каждого тематического блока учащиеся заполняют листы контроля  и рефлексии,  в которых проводят не только количественный, но и качественный анализ уроков, содержания учебного материала, собственной деятельности и деятельности партнеров, т. е. рассматривают все занятия с трех позиций: я, мы, дело. Заполнение рефлексивной линейки дает еще и зрительную картину индивидуального продвижения ученика по теме, что положительно влияет на самоосознание себя в обучении и самоуправлении учебно-познавательной деятельностью.

4. Принцип вариативности обучения реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников,  таблиц,  что позволяет рассмотреть многие вопросы с разных позиций и выработать свой  подход к их решению.

В устоявшейся структуре  учебных занятий, а именно: целеполагание, входной контроль, учебно-познавательная деятельность учащихся, выходной контроль, итог - рефлексия - имеет место постоянная смена учебной деятельности.

Организация учебно-познавательного  процесса в условиях вхождения в модульное обучение основана на обязательном формировании ОУУН и специальных умений и навыков (СУН). Соответствующие приемы деятельности, инструкции, советы учителя, алгоритмы составляются в сотрудничестве.

Обучение учащихся приемам учебной деятельности:

  1. позволяет включить ученика в активную учебно-познавательную деятельность, поднимает ее уровень, придавая ей целенаправленность, осознанность, экономичность, управляемость со стороны ученика;
  2. обобщенный прием создает ориентированную основу необходимой  деятельности  по  решению  ряда  учебных  задач  и  обеспечивает «переносимость» приема на широкий круг новых частных задач;
  3. дает учителю возможность контролировать, управлять мыслительным процессом при решении задач.

5.Принцип направленности обучения на развитие самостоятельности:

 А именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания, который осуществляется двумя путями:

а) когда учащиеся  переписывают домашнее задание полностью, 
а дома, выполняя его по принципу от простого к сложному, 
выходят на определение своего уровня работы;

б) в ходе урока ребята суммируют в листе контроля полученные 
за  выполнение  тех  или  иных  заданий  баллы,   количество 
которых и определяет уровень домашнего задания.

Организационная структура  урока позволяет увеличить время  для самостоятельной работы учащихся, и требует перехода к непрерывному управлению, которое обеспечило бы реализацию на практике основных положений деятельности.

6. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего  поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы.

7.Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для 
каждого ученика.

8.Принцип разносторонности методического консультирования реализуется через включение в модульные программы советов учителя, других объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.

Если говорить о результативности, то необходимо сказать о том» что учащиеся справляются в полном составе с контрольными срезами.

Основные подходы модульного обучения:

    1. Предметный подход - модульное обучение в рамках одного предмета;
    2. Деятельностный подход реализуется на практической деятельности учащихся (производственное обучение);
    3. Предметно - деятельностный подход-сочетание предметной области и профессиональной деятельности;
    4. Системно - деятельностный подход (МТН-технология - модуль трудовых навыков);

Информация о работе Теоретические положения модульной технологии обучения